Синяк с красными точками. Почему появляются синяки на теле без причины, что делать. Патологии соединительной ткани
В современном образовании одно из главных направлений обучения - физическое воспитание с раннего возраста. Сейчас, когда дети проводят практически все свободное время за компьютерами и телефонами, данный аспект становится особенно актуальным. Ведь воспитание которой и является целью современного образования, - это не только комплекс знаний и умений, но и хорошее физическое развитие, а значит, и крепкое здоровье. Именно поэтому важно знать принципы физического воспитания, его цель и задачи. Такое знание поможет каждому родителю принять активное участие в становлении здоровой личности своего ребенка с дошкольной ступени и помочь ему правильно развиваться.
Физическое воспитание: цели, задачи, принципы
Физическое воспитание - это образовательный процесс, который направлен на то, чтобы сформировать двигательные навыки ребенка, его психофизические качества, а также помочь ему сделать его тело совершенным.
Цель данного направления заключается в воспитании гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству. Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как:
Оздоровление ребенка является приоритетной задачей педагогического процесса и направлено на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка. Сюда включается также гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета при помощи закаливания, а также увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны:
- помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение;
- развить своды стопы;
- укрепить связочно-суставной аппарат;
- регулировать рост и массу костей;
- развивать мышцы лица, тела и всех других органов.
Образовательные задачи направлены на то, чтобы сформировать двигательные умения и навыки, а также на развитие психофизических качеств и Сюда также включается приобретение определенной системы знаний о спортивных упражнениях, их структуре и о том, какую оздоровительную функцию они несут для организма. Ребенок в процессе воспитания должен осознать свои двигательные действия, усвоить терминологию, физкультурную и пространственную, а также приобрести необходимый уровень знаний о правильном выполнении движений и спортивных упражнений, закрепить в памяти, как называются предметы, снаряды, пособия, и запомнить способы пользования ими. Он должен познать свое тело, а педагогический процесс призван сформировать у него телесную рефлексию.
Заключаются в формировании умения рационально использовать в самостоятельной двигательной деятельности, а также в помощи в приобретении грациозности, гибкости и выразительности движений. Тренируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, самоорганизация. Формируется воспитание гигиенических качеств, а также помощи воспитателю в организации проведения различных игр. В воспитательные задачи включаются создание благоприятных условий для формирования положительных черт личности, заложение ее нравственных основ и волевых качеств, привитие культуры чувств и эстетического отношения к спортивным упражнениям.
Решение всех задач в единстве является залогом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Принципы физического воспитания составляются из основных методических закономерностей педагогического процесса, которые выражаются в основных требованиях к содержанию, построению и организации учебно-методического процесса.
Гармоничное физическое воспитание возможно в сочетании общепедагогических и специфичных закономерностей данного направления воспитания.
Общепедагогические принципы: осознанность, активность, систематичность и повторение
Принципы физического воспитания детей дошкольного возраста основаны в первую очередь на базовых педагогических, которые призваны помочь в достижении поставленной цели. Только единство всех составляющих обеспечивает развитие ребенка на нужном уровне. Итак, основные принципы физического воспитания дошкольников на основе общепедагогических:
Постепенность, наглядность, доступность, индивидуализация - другие общепедагогические принципы
Необходимо учитывать, что каждый из этих принципов в комплексе обеспечивает формирование здоровой, развитой личности. Несоблюдение хотя бы одного из них снижает вероятность точного достижения поставленной цели.
Принципы физического воспитания: характеристика каждого принципа
Современные требования к образованию подразумевают тщательное следование всем правилам воспитания для планомерного достижения поставленной цели. Дошкольный возраст является начальным этапом обучения личности. И именно сейчас крайне важно учитывать все принципы физического воспитания, чтобы к переходу в новое звено обучения ребенок обладал необходимыми двигательными навыками, телесной рефлексией и другими показателями физически развитой личности. Принципы, которым необходимо следовать в данной сфере воспитания, следующие:
- являющийся одним из наиболее важных. Они обеспечивают порядок занятий, связь между ними, а также как часто и долго они должны проводиться. Занятия являются залогом правильного физического развития дошкольника.
- Принцип системного чередования отдыха и нагрузок. Для того чтобы повышать эффективность занятий, необходимо сочетать высокую активность и отдых ребенка в разнообразных видах двигательной деятельности. Данный принцип выражается в динамичной смене форм и содержания функциональных нагрузок от одного этапа к другому.
- Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий определяет последовательное увеличение нагрузок. Такой подход повышает развивающий эффект, усиливает и обновляет воздействие упражнений на организм в ходе данного направления воспитания.
- Принцип цикличности обеспечивает повторяющуюся последовательность занятий, позволяя таким образом увеличить их эффективность, улучшить физическую подготовку дошкольника.
Другие принципы системы данного направления воспитания
Характеристика принципов физического воспитания будет неполной без упоминания остальных базовых норм:
От воспитателя требуется точное соблюдение каждого принципа для того, чтобы воспитание личности дошкольника проходило максимально эффективно.
Методы данного направления воспитания
Под методом понимается комплекс приемов, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выбор метода определяется стоящими перед воспитателем задачами на конкретный промежуток времени, содержанием воспитательно-образовательной деятельности, а также индивидуальными и возрастными особенностями дошкольника.
Методы и принципы физического воспитания в совокупности направлены на достижение единой цели: формирование физически развитой личности.
Следует учитывать, что активизация физических и психических сил, а затем отдых после нагрузок восстанавливают работоспособность намного быстрее и эффективнее.
Основные методы данного направления воспитания, которые являются основополагающими для воспитателя в процессе работы с дошкольниками, следующие:
- Информационно-рецептивный метод, который определяет взаимосвязь и взаимозависимость совместной деятельности ребенка и воспитателя. Благодаря ему воспитатель может конкретно и четко донести знания до дошкольника, а ему - осознанно их запомнить и воспринять.
- Репродуктивный, другое название которого - метод организации воспроизведения способов деятельности. Он заключается в продумывании системы физических упражнений, которые направлены на воспроизведение уже известных дошкольнику действий, сформированных благодаря применению информационно-рецептивного метода.
- обучения является составной частью системного образования, которое без него будет неполноценным. Связано это с тем, что ребенок не может научиться мыслить, а также развить творческие способности до необходимого уровня только через усвоение знаний. Основу проблемного обучения составляют законы развития мышления человека и его творческой деятельности для познания. Мыслительная деятельность ребенка активизируется, когда у него появляется потребность понять что-то. В поисках решения той или иной задачи он самостоятельно добывает знания. И они усваиваются лучше, чем готовые ответы. Кроме того, когда ребенок решает посильные для его возраста задачи в подвижных играх, это способствует развитию его самооценки и уверенности в собственных силах. Внося проблемные ситуации в двигательную деятельность, воспитатель делает обучение более интересным и эффективным. Кроме того, это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей, которые становятся неотъемлемой составляющей развития дошкольников.
- Метод строго регламентированного упражнения решает задачу обеспечения самых лучших условий для того, чтобы ребенок освоил двигательные умения и навыки и развивал психофизические качества.
- предполагающий передвижение дошкольника по заранее установленному кругу, выполнение конкретных заданий и упражнений, которые дают возможность воздействовать на различные группы мышц, органы и системы организма. Цель данного метода - достигнуть высокого оздоровительного эффекта от упражнений и увеличить работоспособность организма.
Общедидактические методы данного направления воспитания дошкольников
Помимо перечисленных существуют и другие методы данного направления воспитания дошкольников, которые являются общедидактическими:
В процессе обучения важно учитывать, что все методы и принципы физического воспитания взаимосвязаны и должны применяться в комплексе для более эффективного результата.
Физические упражнения - развитие самостоятельности и творчества
Первые семь лет жизни ребенка - это период интенсивного развития: как физического, так и психического. Именно поэтому настолько важно обеспечить ему оптимальные условия обучения и реализовать все принципы физического воспитания. Его будущие трудовые и учебные достижения напрямую зависят от того, насколько хорошо он будет владеть своим телом и его движениями. Большое значение имеют ловкость и ориентировка, а также быстрота двигательной реакции.
Правильно организовав физическое воспитание дошкольника в повседневной жизни, воспитатель и родители обеспечивают выполнение двигательного режима, который является необходимым условием здорового физического и психического состояния ребенка в течение дня.
Формы реализации физического воспитания дошкольника
Основным принципом физического воспитания является реализация поставленных целей и задач. Что достигается различными формами физической активности:
- подвижные игры;
- прогулка;
- индивидуальная работа с отдельным дошкольником или небольшой группой;
- занятия детей различными физическими упражнениями в самостоятельной форме;
- физкультурные праздники.
Регулярные физкультурные занятия закладывают основу того, насколько успешно овладеет ребенок двигательными навыками.
Однако воспитатель не может в рамках таких занятий обеспечить совершенствование получаемых навыков, их устойчивость, а также умение самостоятельно их приобретать в повседневной жизни. Именно поэтому реализация принципов физического воспитания происходит в течение всего учебного дня при помощи различных форм работы. Для этого, кроме гимнастики каждое утро и конкретного количества упражнений, в дневном расписании предусмотрено время для разных подвижных игр, личных занятий, а также предоставления возможности детям играть самостоятельно или небольшими группами. Таким образом, принципы физического воспитания детей дошкольного возраста реализуются практически через все формы деятельности в период их пребывания в дошкольном учреждении.
Соблюдение каждого принципа - залог успешного достижения цели
Дошкольное образование - начальный этап учебной и познавательной деятельности ребенка. Ведь в это время формируется фундамент, на котором будет основан успех дальнейшего обучения. А учитывая тесную взаимосвязь физического воспитания со здоровьем ребенка, это основа воспитания гармонично развитой личности. Именно поэтому необходимо соблюдать все принципы физического воспитания. Кратко рассмотрев каждый из них, можно увидеть степень важности отдельного принципа в комплексе мер, принимаемых для достижения цели.
Также следует учитывать, что для более эффективного развития дошкольника не следует ограничиваться только занятиями в детском саду. Каждый родитель должен в полной мере осознавать важность того, чтобы в полной мере были соблюдены принципы системы физического воспитания для дальнейшего формирования личностных и психологических качеств ребенка. А так как именно в данный период формируется основа будущей личности, крайне важно стремиться как можно больше внимания уделять физическому развитию ребенка. Вместо просмотров мультфильмов и игр на компьютере следует приучать ребенка к подвижным играм. Они в процессе освоения будут способствовать его правильному физическому формированию.
Физическое воспитание характеризуется двумя направле-ниями: обучением двигательным действиям и развитием фи-зических качеств , благодаря чему происходит формирование у человека системы знаний и двигательных на-выков, необходимых для максимального использования в про-цессе жизнедеятельности.
Современное физическое воспитание молодёжи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, — это социально значимый педагогический процесс, нацелен-ный на создание у будущих специалистов устойчивой мо-тивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенство-ванию, приобретению знаний, личному творческому ис-пользованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к со-временным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.
Профессиональная направленность физического воспитания
Современная профессиональная деятельность требует от спе-циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду-ховных возможностях человека:
- высокую профессиональную ра-ботоспособность;
- наличие резервных физических и функциональ-ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда;
- способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени;
- стремле-ние к достижению цели.
Поэтому преподавание физической куль-туры в учебных заведениях должно быть направлено прежде всего на фор-мирование физических, физиологических и психических ка-честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ-ной готовности к успешной профессиональной деятельности.
Валеологическая направленность физического воспитания
Целью физического воспитания явля-ется формирование ЗОЖ и основ физической культуры лич-ности человека. Весь процесс физического воспитания направлен на повы-шение уровня здоровья молодёжи, от которого зависят её интеллектуальный и физический потенциал; работоспособ-ность; формирование жизненных, социальных и профес-сиональных мотиваций.
Цель системы физического воспитания заключается в фи-зическом совершенствовании и содействии гармоничному раз-витию людей, способных успешно осваивать и выполнять со-циально значимые виды деятельности, активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе .
Перед курсом физического воспитания с оздоровительной, социальной и профессиональной направленностью стоят вос-питательные, образовательные, развивающие и оздоровитель-ные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья молодёжи;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
- ознакомление с научно-практическими основами ЗОЖ и ролью физической культуры в становлении личности про-фессионала;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к фи-зической культуре, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физи-ческими упражнениями и спортом;
- овладение системой профессионально и жизненно значи-мых практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополу-чие; развитие и совершенствование психофизических спо-собностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизнен-ных и профессиональных целей.
Цель конкрети-зируется в группах задач: оздоровительных , образовательных , воспитательных .
Разделение задач на оздоровительные, образовательные и воспитательные довольно условно, так как в целостном процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учётом целевых установок.
Оздоровительные задачи
В группе оздоровительных задач выделяют три основ-ные:
- повышение морфофункциональных (имеющих отноше-ние одновременно к структуре и функции системы) показате-лей организма человека;
- обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств;
- повышение устойчивости ор-ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Образовательные задачи
В группу образовательных задач входят следующие:
- формирование специальных знаний в области валеологии, ЗОЖ и двигательной активности;
- формирование двигатель-ных умений и навыков для успешного их использования в про-цессе жизнедеятельности;
- формирование гигиенических зна-ний и навыков при организованных и самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.
Воспитательные задачи
Группа воспитательных задач включает:
- формирова-ние социальных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, познавательной активности;
- воспитание этических и эстетических представлений на основе двигательной деятель-ности.
Воспитательный эффект зависит от личности преподавате-ля физического воспитания, тренера, его профессионализма и морально-этических качеств, так как сами по себе физиче-ские упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут. Движения, музыка, добрые отношения сотворчества в процессе физического воспитания — наиболее доступные и простые факторы воспитания личности и приобщения её к красоте.
Средства физического воспитания включают физические упражнения , гигиенические факторы и оздоровительные силы природы . Все категории средств применяются во взаимосвязи, ком-плексно.
Физические упражнения
Физические упражнения являются основными средства-ми, так как без них направленное воздействие на физический потенциал человека невозможно. Таким образом, физические упражнения — это двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.
Гигиенические факторы
Гигиенические факторы — это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека. К ним относятся: режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, должное гигиеническое состояние мест за-нятий физическими упражнениями и проведения соревнова-ний. Материал с сайта
Оздоровительные силы природы
Под оздоровительными силами природы понимают условия, сопутствующие занятиям физическими упражнени-ями (открытый воздух, солнечное облучение, горный или мор-ской климат и др.), а также специальные процедуры (сеансы закаливания; воздушные, солнечные, водные ванны), которые являются относительно самостоятельными средствами оздо-ровления (при определённой их дозировке).
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется:
- - идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества либо интересами отдельных классов и обусловлены в конечном счете коренными социальными отношениями, типичными для данной общественной формации;
- - теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, определяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;
- - программно-нормативными основами, т. е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания;
- - тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений непосредственно осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе.
Отсюда не трудно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а следовательно, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации. В зависимости от условий своего развития система физического воспитания может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения, причем организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и функционировании. Официальная система физического воспитания в обществе, разделенном на антагонистические классы, по существу не может удовлетворять потребности всех членов общества; она охватывает главным образом ту часть социальной практики физического воспитания, которая находится под непосредственным контролем государственных и общественных организаций, создаваемых господствующим классом. Социалистическое общество создает систему физического воспитания принципиально нового типа, входящую в состав коммунистической общенародной системы всестороннего воспитания.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, совершенствовать деятельность центральной нервной системы, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей младшего школьного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка.
2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре
Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.
Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие фи-
зическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет со бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).
4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.
Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в ] занятия физической культурой через систему добровольных / спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.
2.2. Цель и задачи физического воспитания
Под целью понимают конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними спо-
собностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Матвеев, 1989).
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности - в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. В обществе труд является жизненной необходимостью человека, источником его духовного и социального благополучия.
К специальным образовательным задачам относят:
формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
приобретение базовых знаний научно-практического характера.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.
Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений.
К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий
физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.
Основные аспекты конкретизации задач. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной физической подготовки (рис. 2). Причем
можно отметить два направления конкретизации задач (Л. П. Матвеев, 1989).
В первом случае осуществляется конкретизация решаемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями занимающихся. Индивидуализированная конкретизация задач в физическом воспитании - дело сложное, так как занятия физическими упражнениями осуществляются в формах групповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастные и половые особенности, а также физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся.
Во втором случае конкретизация задач осуществляется во временном аспекте, что означает соотнесение их со временем, необходимым и благоприятным для их решения.
Исходя из целевых установок в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи - на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).
При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13-14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки. В сложнокоор-динированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.
Вышеуказанное позволяет говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).
Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные
количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.
В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).
Нормативы физической подготовленности должны быть доступны для каждого человека (если он здоров и не имеет изъянов в физическом состоянии организма). Доступность при этом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены, они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к их достижению. Поэтому нормативы должны быть реальными - не завышенными, но и не заниженными.
Нормативной основой для общеподготовительного направления являются государственные программы, а для спортивного направления - спортивная классификация.
Кроме вышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют и другие способы. Одним из них является постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затрагивают или обучение двигательным действиям, или воспитание физических качеств.
Другим способом конкретизации задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.
Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания, весьма важны для конкрети зации решаемых в нем специфических задач, а также для срКёктивного контроля за их Реализацией (Л.П.Матвеев, 1991).
2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
Под термином принципы в педагогике понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания, являются: 1) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладное™); 3) принцип оздоровительной направленности.
Общими они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).
В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию лич ности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.
Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.
Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.
1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.
Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:
определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;
обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;
Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему :
во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;
во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);
в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).
Принципы системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении остальных.
В любой развитой стране существует система физического воспитания. Физическая культура является важным средством воспитания человека, укрепления его здоровья, всестороннего развития, подготовки к труду и защите Родины.
Цели и задачи системы физического воспитания полностью отвечают интересам и стремлениям всего народа. Каждый человек, независимо от возраста, национальности, состояния здоровья, имеет право заниматься физическими упражнениями в соответствии со своими желаниями и возможностями. Часто это право закреплено Конституцией страны.
Успехи спортсменов на международной арене тесно связаны с развитием массовой физической культуры в государстве.
Цель системы физического воспитания - всестороннее физическое развитие, воспитание здоровых и бодрых, стремящихся к духовному богатству, моральной чистоте и физическому совершенству людей.
Занятия физической культурой и спортом помогают формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в труде, быту, спорте. Воспитываются высокие моральные и волевые качества.
В отечественной системе физического воспитания существует три главных направления: общее физическое воспитание (уроки физической культуры в школах, техникумах, вузах, группы здоровья, секции обшей физической подготовки); специальная физическая подготовка к профессиональной или военной деятельности (занятия в ПТУ, в армии и на флоте, в средних специальных учебных заведениях); совершенствование в области спорта (тренировки в спортивных секциях, а также в клубах по месту жительства).
Организационную основу системы физического воспитания составляют следующие формы физического воспитания: обязательные (занятия физической культурой в учебных заведениях) и добровольные (тренировки в секциях учебных заведений, спортивных школах). Эти формы занятий физическими упражнениями охватывают все слои населения и все возрастные группы. Организуют, контролируют и направляют работу по физическому воспитанию в стране (районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) комитеты по физической культуре и спорту. Кроме того, в министерствах просвещения, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, обороны и других, а также при ведомственных комитетах имеются отделы по физическому воспитанию. Всю работу по физическому воспитанию в нашей стране координирует Комитет по физической культуре и спорту.
Государственная система физического воспитания делает доступными занятия физическими упражнениями. В учебных заведениях: вузах, школах, ПТУ - введены обязательные и бесплатные занятия по физической культуре. Физкультурные кадры: учителя, тренеры, организаторы - находятся на государственном или общественном содержании. Спортивные организации бесплатно пользуются сооружениями и инвентарем. В масштабе всей страны внедрен физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Комплекс ГТО должен стать основой системы физического воспитания.
Физкультурное движение должно иметь прочную материально-техническую базу. В государственном бюджете на него ежегодно выделяются средства.