docgid.ru

Физическая культура. Роль физической культуры в современном обществе. Физическая культура в жизни человека

РЕФЕРАТ

по физической культуре

на тему:

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В

НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.»

Выполнила:

студентка группы РНУ_0600_07/08

заочной формы обучения

Колмакова Елена

Проверил: Крючкова Н.М.

Введение

Что такое физическая и двигательная активность?

Согласно современным представлениям, двигательную активность

следует рассматривать естественным, эволюционно-сложившимся

фактором биопрогресса, определившим развитие организма и

обеспечившим не только формирование наиболее совершенных

механизмов в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в онтогенезе. Это обусловлено тем, что в структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального жизненно-важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами.

Физическая активность - вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно-полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни (что часто встречается у студентов) и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве) это неминуемо приведет к развитию ожирения. А ведь студенты практически всегда вместо нормального обеда предпочитают быстрый перекус фастфудом, и все из-за нехватки времени.

Практика показывает, что образ жизни студента (если он целе- направленно и систематически не занимается физической культурой)

относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так просто и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности.

Следует говорить и об оптимальной физической активности, которая позволяет человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений. Все эти упражнения студенты хотя бы в течения одного дня должны выполнять, чтобы в дальнейшем быть здоровым человеком. Умеренная и выраженная физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности, выполняемой человеком в течение дня, недели, месяца, года. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, просто ходьба. Физическая активность может быть достаточно кратковременной, но очень важно, чтобы в течение дня ее продолжительность была не менее 30 минут. Для большинства людей 30 и даже более минут физической активности в день не являются проблемой.

Ведущие активный образ жизни студенты могут рассчитывать на то,

что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа. Если так, то некоторые люди продлевают себе жизнь на целых 5-10 лет.

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают тело человека сильным и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, воплотивших в своих творениях физическую силу и гармонически развитое человеческое тело - Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Геракл, Дискобол, Копьеносец.

Любой вид физической активности сопровождается интенсификацией обменных процессов (метаболизма), прежде всего в мышечных клетках, а, следовательно, повышением их потребности в поступлении дополнительного количества кислорода и питательных веществ. Уже при умеренной и, тем более, при выраженной физической активности происходит интенсификацией работы сердца (повышение частоты и силы сокращений) и органов дыхания (увеличение частоты дыхания с повышением газообмена и насыщения легких кислородом). Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом.

Поэтому при увеличении физической активности у человека повышаются частота сердечных сокращений (учащенное сердцебиение и пульс), дыхательных движений (одышка), усиливается потоотделение. Частое

дыхание наряду с повышенным потоотделением обеспечивают защиту организма от перегревания в период выраженной физической активности.

Гиподинамия и жизнь студента

Новейшие научные исследования показали, что длительное ограничение двигательной активности, которое получило название гиподинамии,

является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим

организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если

у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, являются

обратимыми, то есть их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. То есть студент, заболевший гиподинамией, вряд ли сможет окончить университет на хорошие оценки, как бы он не старался. Из этого следует, что его жизнь может сильно измениться, а все из-за того, что он ленился больше двигаться, спорту предпочитал учебники. В итоге он не смог применить знания из-за снижения концентрации внимания. Поэтому, чтобы такого не случалось, надо учебу разбавлять спортом, даже если времени нет. Ведь во время физической нагрузки вырабатываются эндорфины, создаётся хорошее самочувствие и настроение, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон.

Также установлено, что при гиподинамии выявлены значительные функциональные отклонения головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

История физкультуры

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Суть физической культуры

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием. Сейчас это слово в общечеловеческом понимании - и определенные черты личности, и формы поведения человека.

В научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Понятие «физическая культура» подразумевает не только систематическое применение рационально составленных комплексов упражнений, но и хорошую физическую форму.

Физическая культура в первом понимании является ведущим фактором

здорового образа жизни, а во втором – его следствием. Как видим, это

понятие довольно емкое: объединяя в себе причину и следствие, оно

выступает в особом качестве, именуемом физической культурой.

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;

научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха,

высшее достижение в области спорта.

Важность физического здоровья.

Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Физическое здоровье нации - вещь совершенно конкретная, до того осязаемая, что ее можно, например, разместить в статистических показателях.

Правда статистика эта жутковатая, она свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей. В данном случае речь уже не идет о катастрофическом росте заболеваний СПИДом и венерическими болезнями, о все “молодеющих” наркомании и алкоголизме.

Современная жизнь закрутила нас в спираль. День-деньской бегаем, как белка в колесе, решая насущные проблемы. Все важно, все необходимо, все неотложно. Все, кроме нас самих! Меньше всего уделяем внимания себе.

Едим как попало и что попало, большей частью на ходу. Некогда! Некогда остановиться, расслабиться, подумать: Куда бежим? Что нас ждет?

При этом наш организм непрерывно подвергается воздействию внешней среды (меняются атмосферные условия, воздействуют возбудители инфекций, радиоактивные излучения и другие факторы).

Не надо быть большим провидцем, чтобы предсказать итог: Силы иссякнут, энергия куда-то испарится, здоровье, как говорят, пошатнется. И все на этом фоне покажется пустым и малозначительным.

Мрачная картина, но, увы, реальная. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако, здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы.

Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды.

Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет ГОМЕОСТАЗИС (постоянство внутренней среды), которой проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни.

Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой.

Между здоровьем и болезнью нет четкой грани (3-L6), однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Ежегодно в мире рождаются миллионы детей с наследственными недугами, число их растет (недугов, не детей). Украину (входит в восьмерку стран с низким уровнем рождаемости) тоже преследует этот бич. Все больше появляется на свет мутантов, имеющих изменения в организме, которых раньше людской род не знал.

Медики констатируют, что наряду с неполноценными детьми, встречаются еще вроде бы нормальные (10-2).

Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил так называемая широкая общественность начинает бить тревогу: дескать, из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины.

С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост, вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы.

Все это говорит о том, что в наше время молодежь уже не так следит за своим здоровьем, как раньше.

Заключение.

Думается, нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.

И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человека раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.

И не надо забывать о том, что здоровье одно, и дается на всю жизнь. Поэтому, беречь его надо, как и жизнь свою.

Список использованной литературы

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента Учебник. - М. Альфа-М, 2003.

Введение

Прогрессивный ритм нашей жизни требует большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи, на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое возможно достичь с помощью занятий физической культурой. В частности, большое значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры и физического воспитания. На сегодняшний день наиболее массовыми профессиями являются экономисты, менеджеры, бухгалтеры, банковские работники. Но вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения. В повышении профессиональной подготовленности бакалавров и специалистов могут сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.

Этим определяется актуальность работы: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФК вообще, а также бакалавров и специалистов в частности. В связи с этим определились цель и задачи данной работы: главная её цель - это совершенствование учебно-педагогического процесса будущих специалистов и бакалавров путём направленного использования средств и методов физического воспитания.

Задачами являются:

1. выяснение роли физической культуры в подготовке бакалавра и специалиста

2. раскрытие понятия ППФК

3. определение принципов содержания и построения ППФК студентов экономических факультетов на этапах профессионального обучения и будущей трудовой деятельности

4. приведение примерного комплекса упражнений

прикладная физическая культура специалист

Значение и роль физической культуры для человека

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном и студенческом возрасте эту роль в основном выполняют учителя и преподаватели физической культуры. К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом. На мой взгляд, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Также важно то, что физические нагрузки и активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам. Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту .

Занятия физической культурой - это, прежде всего, профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Этого мнения придерживается и Ю.Д. Железняк. Такие заболевания требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика. Для того, чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 23 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой. В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

Таким образом, очевидно, что физическая культура и спорт имеют огромное значение для здоровья и общего состояния человека. С самого детства ребенок должен понимать, какое влияние на его развитие может оказать физическая культура. С возрастом человек приобретает более серьезное и полное осознание всей пользы, которую приносят ему физические упражнения. Кроме того, он осознает, что физическая культура может приносить ему радость и хорошее настроение, а также помогает встретиться с интересными людьми и наладить дружеские взаимоотношения. Занимаясь спортом и физической культурой, человек приобретает возможность реально рассчитывать свои силы, физические и умственные нагрузки. Стремление к спорту не зависит ни от пола, ни от возраста, и сохраняется на протяжении всей жизни. Также занятия физической культурой и спортом, несомненно, являются отличным способом для повышения работоспособности и профилактики различных болезней. Например: гипертония, ишемическая болезнь сердца, болезни опорно-двигательного аппарата. Для излечения этих болезней необходимо достаточно длительное лечение, которое не всегда может привести к выздоровлению. Но с помощью специальных комплексов упражнений, можно добиться профилактического эффекта.

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же является и частью культуры человека и общества в целом, позволяет достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Учитель физической культуры Бурнашев А.К

МКОУ «Орто Эбэнская ООШ» им.П.П.Пестрякова

Усть-Алданский улус

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же является и частью культуры человека и общества в целом, позволяет достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека.

В современном мире люди все меньше замечают значимость занятий спортом, каждый занят своими многочисленными важными делами. К сожалению, в наш век, стремительно развивающихся технологий и наук, современный человек практически не двигается, он занят умственным трудом, совсем забывая о физическом. Мало кто догадывается, что занятия физическими упражнениями напрямую связаны с работоспособностью человека, с умением концентрироваться и со скоростью выполнения работы. Ведь человек, который хотя бы несколько раз в неделю занимается своим телом, намного выносливее и активнее рыхлого лентяя, соответственно и повседневные задачи у него будут решаться намного быстрее и лучше. В связи с этим повысилось внимание к здоровью граждан, а в частности к студентам, ибо имея молодых специалистов, распрощавшихся со здоровьем еще в процессе обучения, мы получим лишь слабых работников, которые не смогут, в полной мере выполнять свои обязанности, ввиду своего плохого физического здоровья, а вместе с тем и психического, так как эти две вещи непосредственно взаимосвязаны.

Физическое и психическое развитие следует воспринимать как симбиоз, в котором, важен каждый компонент. К примеру у детей, развитость движений - главный показатель правильного психического развития. Оно включает в себя координацию движений, инициативность движений, способность запоминать последовательность нужных движений, так же развитие речевых навыков, внимание к своим и чужым действием, развитие всех моторик рук и зрительной координации. Поэтому ни в коем случае не нужно пренебрегать физическими упражнениями как в детском возрасте, так и во взрослом и поддерживать себя в хорошей физической форме. Человек в хорошей физической форме умеет координировать свои движения и имеет быструю реакцию, например, ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков. Мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. Когда человек выполняет силовые упражнения, организм не требует дополнительного кислорода. Необходимо комбинировать как анаэробные, так и аэробные упражнения, например, заниматься плаванием или ездой на велосипеде. Выносливость мышц. Движения, которые повторяются, делают мышцы более выностивыми, заставляют их работать не уставая, лучше всего для этого подходят прыжки на скакалке. Гибкость. У любого человека должны быть сильные здоровые и эластичные мышцы, это позволит сохранить подвижность до глубокой старости, для этого необходимо заниматься растяжкой и танцами, так же будут полезны занятия йогой и пилатесом, что позволит так же сохранить и подвижность суставов.

Двигательная активность человека снизилась в связи с модернизацией современного производства и условий жизни. По данным академика А.И. Берга, в прошлом веке затраты мышечной энергии в производстве составляли 94 %, а в настоящее время всего лишь 1 %. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия спортом, физическими нагрузками, прогулками, туризмом, танцами, - помогут нейтрализовать недостаточную двигательную активность, или, как говорят ученые, гиподинамию. Проверенное средство, которое укрепляет организм, здоровье и повышает работоспособность - регулярные занятия спортом и физическими упражнениями, при этом, всего этого должно быть в меру, главное не переусердствовать, все упражнения должны быть посильными. Занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, развивают физические способности и возможности человека, сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, так же спорт является незаменимой профилактикой различных заболеваний, особенно в зрелом и пожилом возрасте. Благодаря физическим упражнениям укрепляется суставно-мышечный аппарат, так же снижается масса тела, что немало важно, при сердечно сосудистых заболеваниях, кстати спорт является профилактикой и от них, в процессе тренировок в крови снижается содержание холестерина и кровь обогащается кислородом, нормализуется артериальное давление, начинает лучше функционировать центральная нервная система, а так же кровоснабжение, организм становится более сильным, человек легче переносит большие физические нагрузки, помимо прочего, есть эффект закаливания, повышение иммунитета, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т. д. Из всего, что было перечислено, можно заметить, что физические упражнения влияют практически на все. Занятия спортом благоприятным образом сказываются на всех системах организма, оказывают влияние на все органы человеческого организма. Но более всего занятия важны для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Но не только сердечно-сосудистая система страдает без физических нагрузок. Профессор Б.М. Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах.

Отрицательные изменения, описанные выше - свидетельствуют о нарушениях во всем организме, в частности о нарушениях биологического равновесия и о нарушениях функционирования на всех уровнях. Прежде всего страдает центральная нервная система из за недостатка импульсов с опорно-двигательного аппарата, имеются ввиду мышцы, связки и сухожилия. В конечном итоге возникает риск нарушения нервной и гормональной регуляции всех функций организма, в результате снижения тонуса коры больших полушарий, который происходит в следствии поражения нервной системы.

Эксперементальным путем было доказано, что скелетная мускулатура непроизвольно сокращается при усиленной интеллектуальной работе. Эти сокращения как бы дают подзаряд подкорковым нервным структурам головного мозга. Благодаря этому, активизируется кора больших полушарий головного мозга, отвечающих за мыслительную деятельность. Таким образом мышцы являются аккумуляторами мозга.

Возможно, Вы замечали, что при интенсивном мышлении, мышцы лица непроизвольно напрягаются, что помогает лучше концентрироваться, улучшить внимание и память.

Но, несмотря, на всю пользу, приносимую напряжением мышц, их нужно время от времени расслаблять, так как при их длительном напряжении, в мозг начинает поступать слишком много мышечных импульсов, что ведет к ухудшению функционирования головного мозга. Расслабление мышц поможет перезагрузить мозг, что позволит активизировать его деятельность. Теперь нам становится ясна связь между физическими упражнениями и умственной деятельностью.

Советским физиологом была сформулирована «энергетического правила скелетных мышц». В своей теории он говорит о том, что в каждом возрастном периоде функции и состояние организма определяется работой скелетной мускулатуры. Физиолог предполагает, что для образования протоплазмы - живого вещества, необходимо работа мышц, благодаря которой будут накапливаться энергетические потенциалы. Можно сделать вывод: умеренные нагрузки на мышцы чрезмерно важны для здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Понижение двигательной активности можно подразделить на физиологическое (сон ночной и дневной), бытовое (чрезмерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вынужденное. К вынужденному относят профессиональное, т. е. связанную с характером труда, понижение двигательной активности у школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид понижения двигательной активности, кроме физиологического, приносит вред здоровью. В настоящее время - это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.

При бытовом и вынужденном понижении двигательной активности отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение биоэлектрической активности мозга, урежение его основного ритма - альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.

Понижение двигательной активности проявляется в преждевременном развитии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце, увеличения периферического сопротивления крови, что затрудняет работу сердца.

Это также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные возможности клеток. По мнению ученых - это один из факторов, ведущих к нарушению координации физиологических функций.

При постоянной низкой двигательной активности человека, начинается усиленный распад белков. В следствии чего, мышцы постепенно становятся дряблыми, позже атрофируются, увеличивается запас жира в тканях. Так же страдает и дыхательная система: становится тяжелее дышать, дыхание становится неглубоким, в кровь поступает меньше кислорода. Все эти факторы способствуют в развитии различных заболеваний дыхательных путей, в частности бронхиальной астмы и эмфиземы легких. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) сказывается и на пищеварительном тракте: нарушается пищеварение, в нем развиваются вредоносные микроорганизмы.

Все, перечисленные выше, отрицательные воздействия гиподинамии на человеческий организм говорят о том, что постоянная мышечная активность необходима, как залог здоровья и долголетия. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Список литературы:

Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М.: Тера-спорт, 2001.

Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. - М.: Владос-пресс, 2002.

Лукьянов В.С. О сохранении здоровья и работоспособности. - М.: Медгиз, 1952.


Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Ведение

Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п.

Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Функции физической культуры

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера. К ним следует отнести:

  • образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;
  • прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;
  • спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
  • реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.

Современная роль физической культуры

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость организма.

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, 2 – 3 МДж (500 – 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2 – 3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин), обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки (или 2000 – 3000 ккал в неделю).

По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, поэтому так важны занятия физической культуры с раннего возраста и в подростковый период.

Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организмов в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы в среднем составляющая 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжёлую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная активность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организмов и продолжительность жизни.

Различают общий и специальный эффекты физических упражнений, а также есть их опосредованное влияние на факторы риска.

Общий эффект физической тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Большое значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм и д.р. В результате повышения не специфического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия) как проявления экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС (ишемическая болезнь сердца) значительно реже, чем у людей с частым пульсом.

С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИБС, так, по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии (грудная жаба – наиболее распространённая форма ИБС, характеризующаяся приступами сжимающих загрудных болей). Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряжённой мышечной деятельности: увеличение максимальной ЧСС, систолического и минутного объёма крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность.

Оценка функциональных резервов кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.

Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз) артерио-венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз). В результате повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также её профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчётливое снижение всех основных факторов риска, содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг %. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм.

Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объём сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55 – 60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объёма и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объём крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25 – 30% меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе, снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. В результате, к 60 – 70 годам систолическое давление повышается на 10 – 40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня работоспособности и выносливости.

С возрастом ухудшаются и возможности дыхательной системы. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 м 2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции лёгких. Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни.

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечно-сосудистое заболевание), ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показателей биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Так что физическая культура играет большую роль в развитии человека, а значит и в развитии общечеловеческой культуры.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.

Велика значимость фактора здоровья для успешного учебного труда с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем производственной деятельности.

Выводы

Человеческая жизнь и здоровье тесно связаны с физической культурой. Именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни человека. Каждый человек, уделяющий время физическим занятиям, улучшает свое здоровье. Улучшение здоровья каждого человека ведет к улучшению здоровья общества в целом, повышению уровня жизни и культуры.

В России возникновение термина и становление понятия "физическая культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела".

Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности.

Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться.

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, так как он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции.)

Физическая культура и спорт посредством физических упражнений готовят людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Загрузка...