docgid.ru

Психологические особенности матери воспитывающей ребенка с эпилепсией. Детская неврология, психология и психиатрия. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Подписывайтесь на канал "Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера "телеграм" - nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла



А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 1)

детский невролог Зайцев С.В.


  • Эпилепсия – что это, почему и когда она появляется?
  • Эпилепсия встречается часто!
  • Что же такого «страшного» в эпилепсии?
  • Результаты и последствия эпилептических приступов
  • Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить эпилепсию
  • Стандарты лечения типичных форм эпилепсии
  • Режим дня, диета и образ жизни
  • Дневник приступов
  • Посещение детского сада, школы и занятия спортом
  • Нужно ли обсуждать с ребенком его болезнь
  • Воспитание детей с эпилепсией
  • Эпилепсия у младенцев
  • Эпилепсия у подростков
  • Эпилепсия у будущих мам
  • Особые неэпилептические приступы - эпимимикрия
    • Псевдоэпилептические приступы
    • Аффективно-респираторные пароксизмы
    • Неэпилептические приступы
    • Ночные приступы
  • Эпилепсия и работа, выбор профессии при эпилепсии, аспекты трудоустройства больных эпилепсией, рекомендации по вождению автомобиля для пациентов с диагнозом эпилепсия
  • Эпилепсия: дополнительные методы исследования
  • Фебрильные судороги
  • Внимание! Врач обязательно задаст эти вопросы! (часть 2)
    • Когда произошел первый приступ и события, ощущения до и перед приступом (аура)
    • Как выглядит приступ; сознание до, во время и после приступа
    • Движения и звуки во время приступа
    • Падение и травмы во время приступа
    • Длительность приступа
    • События после приступа
    • Ночные приступы
  • Возможная проверка сознания во время и после приступа:
  • Что делать во время и после приступа?
  • Информация для врачей
    • Классификация эпилепсии
    • Классификация эпилептических приступов
    • Основные методы лечения эпилепсии
    • Хирургическое лечение лекарственно устойчивых, тяжелых форм эпилепсии
    • Дженерики в эпилепсии или неоригинальные антиконвульсанты (воспроизведенные, дженерические препараты, копии, генерики, аналоги)

Эпилепсия – что это, почему и когда она появляется?

Эпилепсия (греч. epilepsía, от epilambáno - схватываю, нападаю), это крайне разнообразная группа болезней головного мозга, имеющая разные причины, основным признаком которых являются эпилептические повторные приступы. Во время таких приступов, электрические процессы, происходящие в головном мозге, можно смело уподобить резкому скачку напряжения в электрической сети города или удару молнии во время грозы.

Важным доказательством развития эпилепсии является наличие, именно повторных двух или более эпилептических приступов, которые проявили себя без четких внешних причин. Например, эти приступы, имеющие четко доказанную внешнюю причину (очень высокая температура, сильнейшие отрицательные эмоции //аффективно-респираторные пароксизмы//, отравление, перегревание (тепловой удар), низкий уровень сахара, кальция, магния в крови и т.д.) – не относятся к эпилепсии.

Самые «простые» причины эпилепсии легко найти и доказать с помощью современных методов исследования, они связаны с повреждением головного мозга: родовые травмы; внутриутробные и приобретенные нейроинфекции; опухоли; черепно-мозговые травмы; пороки развития головного мозга; наследственные обменные нарушения и патология хромосом. Это, так называемые, симптоматические формы эпилепсии. Некоторые формы эпилепсии имеют только генетическое происхождение, многие – определяются целым комплексом генетических и приобретенных причин. Даже глубокое исследование у многих пациентов не выявляет никаких признаков структурного поражения головного мозга. Тогда речь идет об идиопатической эпилепсии, или о врожденных функциональных особенностях головного мозга. В переводе с гpеческого «идиопатическая» – нарушение с неясным происхождением, без видимых причин.

появляются всегда неожиданно, как «гром среди ясного неба», в любом возрасте и любой момент жизни, начиная с рождения и до глубокой старости. Чаще всего, примерно в половине случаев, судороги встречается у детей в возрасте до 16 лет. Некоторые эпилептические приступы почти или совсем незаметны для окружающих: кратковременное (доли секунды) «замирание» и остановка взгляда; другие могут выглядеть смертельно ужасно. Парадокс в том, что "малые" и незаметные эпилептические приступы, обычно, нисколько не благоприятней, а подчас и гораздо опасней, чем развернутые массивные судороги с потерей сознания и пеной изо рта. Варианты эпилептических приступов в разделе

Эпилепсия встречается часто!

Эпилепсия встречается очень часто: в мире примерно у 1 % населения выявляется это заболевание. Только представьте себе: эпилепсия может проявить себя примерно у одного из ста жителей Земли! В некоторых группах это частота гораздо выше, например, у больных с детским церебральным параличом эпилепсия встречается у каждого третьего-пятого пациента.

Эпилепсия – это не приговор, успешность терапии эпилепсии достигает в большинстве случаев 70-80 % , а некоторые формы эпилепсии вообще не требуют лечения и самостоятельно заканчиваются к 12-16 годам. Чаще всего, психическое развитие при эпилепсии не нарушено, интеллект не снижен. Сегодня установлено несколько десятков! форм эпилепсии, которые принципиально различаются по прогнозу, а также виду приступов и возрасту начала болезни.

Что же такого «страшного» в эпилепсии?

Вероятно, в известной степени, такие эмоции, в особенности у родителей, объясняются генетическим «страхом смерти» и «кошмарными» внешними проявлениями некоторых эпилептических приступов, когда ребенок внезапно теряет сознание и бьется в судорогах. До сих пор в обществе, и даже среди врачей, гнездится абсолютно ошибочная точка зрения, что эпилепсия обязательно сочетается с психическими расстройствами и снижением интеллекта. И по сей день многие упорно заблуждаются, утверждая, что эпилепсия обязательно передается по наследству, и очень плохо поддается лечению.

Результаты и последствия эпилептических приступов

Короткие редкие или однократные эпилептические приступы не приводят к серьезным повреждениям нейронов головного мозга. Продолжительные эпилептические приступы, в особенности эпилептический статус приводят к тяжелым нарушениям или даже к уничтожению нейронов. Кроме того, внезапная потеря сознания нередко приводит к серьезным травмам и несчастным случаям. Эпилептические приступы имеют и негативные социальные последствия. Нередко, страх перед приступом в общественном месте, опасения потери контроля над собой в момент приступа и другие тревоги нарушают социальную адаптацию пациентов, вынуждают их вести уединенный образ жизни.

Как, когда и зачем нужно лечить, и можно ли вылечить эпилепсию

Эпилепсию обязательно следует лечить, кроме некоторых редких доброкачественных форм. Задержка с назначением противосудорожной терапии может приводить к серьезным последствиям, и нарушениям качества жизни, особенно у детей. Более высокий риск приступа при отсутствии лечения, чаще приводит к травмам, выше вероятность внезапного падения с отключением сознания на улице, в учреждении, на речке, не исключены дорожно-транспортные происшествия, падения с лестниц. Частые приступы приводят к снижению успеваемости в школе, и нарушению работоспособности, пациент не может заниматься, нарушается коммуникация. Продолжительные судорожные приступы, а также, эпилептический статус могут вызывать гибель клеток коры головного мозга. Давно убедительно доказано, что своевременная и адекватная терапия способствует снижению продолжительности судорог и профилактике возникновения эпилептического статуса. В большинстве случаев, чем раньше начато лечение, тем выше его эффективность и лучше конечный результат.

Подавляющее большинство эпилептологов не рекомендует длительное назначение противосудорожной терапии после первого судорожного приступа (однако, в каждом правиле есть свои исключения!). Все-таки главным условием для назначения длительной противосудорожной терапии наличие повторных, стереотипных, спонтанно (само собой, "безпричинно") возникающих приступов. К сожалению, есть также, формы эпилепсии (эпилептической дезинтеграции) без эпилептических приступов, но сопровождающиеся выраженной задержкой нервно-психического развития и грубыми поведенческими расстройствами, которые однозначно требуют использования длительной противоэпилептической терапии.

В настоящее время в 70-80 % случаев возможен полный контроль приступов при использовании противосудорожной терапии с использованием одного, или, реже, нескольких антиэпилептических препаратов . Таким образом, большинство форм и вариантов эпилепсии представляют собой потенциально поддающиеся лечению или полностью излечимые расстройства. Однако необходимо помнить, что разные формы эпилепсии имеют различное течение и прогноз. Существует ряд форм эпилепсии, которые называются «катастрофическими», и характеризуются ранним началом заболевания (первые 3 года жизни), высокой частотой приступов, задержкой нервно-психического развития ребенка, устойчивостью приступов к противосудорожной терапии. Учитывая данный факт, врач и родители должны понимать, что цели лечения благоприятных и катастрофических форм эпилепсии отличаются. Основной целью лечения благоприятных форм эпилепсии является полный контроль приступов и отсутствие побочных эффектов терапии; в наши дни "экономной экономики" немаловажным фактором является стремление к минимальной стоимости и простоте лечения.

Основы лечения типичных форм эпилепсии

  • Индивидуальный подбор дозы и начало лечения одним противосудорожным препаратом - монотерапия
  • Регулярность приема и длительность терапии (обычно не менее 3 лет)
  • эффективности лечения
  • Динамический анализ возможных побочных эффектов противосудорожного лечения
  • Изменения в терапии только по согласованию с лечащим врачом
  • Психологическая коррекция

Режим дня, диета и образ жизни

Целесообразно ложиться спать в одно и тоже время, иметь полноценный 8-часовой сон. Недосыпание может послужить провокаций приступа. В некоторых случаях, по совету врача, следует ограничить объем «дружбы» с телевизором, а в отдельных случаях, когда связь между просмотром телепередач и приступом очевидна ("телевизионная" эпилепсия) вообще его исключить.Диета ребенка с эпилепсией обычная, с некоторым ограничением по совету врача, избыточного приема соли и острых блюд, а у подростков и взрослых – исключение алкоголя.

В настоящее время большинство эпилептологов не запрещает (в разумных пределах!) телевизор и видеоигры пациентам с эпилепсией. В редких случаях (например, фоточувствительная эпилепсия, при которой приступы провоцируются ритмичными световыми мельканиями ), просмотр телевизора, монитора, видеоигры, цветомузыка на дискотеке могут спровоцировать эпилептический приступ. Наряду с этим, к возможным стимулам относят сверкание солнца сквозь деревья, блики на снегу или воде, просмотр ярких контрастных образов и т.д.

Довольно часто повышенная фоточувствительность регистрируется у пациентов с идиопатической эпилепсией. Тогда полезными будут некоторые методы уменьшения риска эпилептической провокации: четкое соблюдение времени зрительных нагрузок, увеличение расстояния до экрана, уменьшение диагонали экрана и снижение его контрастности, прикрывание одного глаза ладонью при приближении к экрану, использование современной аппаратуры (жидкокристаллические экраны, 100 Гц).

Дневник приступов

Педантичные регулярные записи данных о дате, времени, характере и продолжительности эпилептического приступа у пациента, анализ провоцирующих факторов, контроль получаемых препаратов и их дозировок, возникающих побочных проявлений. Правильное ведение дневника – одно из слагаемых успешного лечения!

Посещение детского сада, школы и занятия спортом

В стандартных случаях, если эпилептические приступы находятся под контролем или отмечаются редко, а ребенок не имеет сопутствующих расстройств, противопоказаний к посещению детского сада и школы нет. Такие дети вполне могут заниматься физкультурой и спортом. Соответствующая физическая нагрузка не только безопасна, но и очень полезна. Это решает лечащий врач. Однако, следует освободить ребенка от занятий, где существует опасность падения (спортивные снаряды, верховая езда, лыжи, коньки, прыжками с трамплина, ныряние, езда на велосипеде, и, конечно, плавание. Плавать ребенок с эпилепсией может только в присутствии бдительных взрослых, знающих о его приступе. Купание в холодной воде или при большом контрасте температур воды и воздуха может служить провоцирующим фактором развития эпилептического приступа.

Нужно ли обсуждать с ребенком его болезнь

Да! Лучше, предварительно посоветовавшись с детским психологом. Разговаривать о его самочувствии лучше наедине. Все разговоры в семье о приступах должны вестись откровенно и честно. Деловое обсуждение предотвращает развитие жалости по отношению к самому себе. Необходимо дать ребенку уверенность в том, что Вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Конечно же, абсолютно нет необходимости постоянно напоминать ему о его проблемах и следить за каждым его шагом. Окружающие ребенка, его товарищи и одноклассники не обязательно должны знать о его заболевании. Если Вы считаете нужным сообщить им об этом, то лучше это сделать в небольшой группе, рассказать об особенностях болезни и попросить помочь больному ребенку.

Воспитание детей с эпилепсией

Чрезвычайно важный совет родителям: будьте уверены - ваш ребенок обычный, нормальный, человек, которому особое внимание необходимо лишь только в определенной сфере здоровья. И воспитывать его нужно так же, как и абсолютно здорового ребенка. В большей степени, какая личность получится из малыша, зависит только от родителей.

Э пилепсия действительно протекает по-разному, иногда с отдельными поведенческими проблемами. Большинство плохо информированных родителей стараются максимально контролировать жизнь своего дитя, создавая тепличные условия бытия. Такая избыточная забота и "оранжерейная" жизнь отрицательно сказываются на личностном развитии ребенка, нарушает его социальная адаптации; в дальнейшем, даже при полном излечении, страдает его качество жизни. Излишнее сочувствие, тревога ожидания приступа, безотчетное чувство своей вины, и неизменная жалость к ребенку совсем не способствуют формированию его способностей и гармоничному развитию; наоборот, в конце концов, приводит к развитию неврозов. Без сомнения, в таком случае поведенческое расстройство ребенка связано с душевными родительскими проблемами, а не с эпилепсией .

Эпилепсия у младенцев

В большинстве случаев, у младенцев судороги неизменно являются очень опасным симптомом, который требует основательного разбирательства. Нередко, именно судороги являются первым признаком начала серьезного неврологического заболевания (нейроинфекция, травма, эпилепсия); но гораздо чаще, судороги развиваются у детей, которые уже имеют органическое поражение центральной нервной системы (ДЦП, врожденная аномалия головного мозга).
У младенцев судороги могут протекать крайне коварно, внешние проявления эпилептических приступов чрезвычайно разнообразны, часто прячутся под маской физиологических явлений, всегда зависят от возраста ребенка и формы патологии.
Например, в грудном возрасте началом приступа могут быть очень мелкие, быстрые, односторонние ритмичные сокращения мышц лица, глаз, затем судороги распространяются на руку и ногу этой же стороны, или на все тело. Нередко возникает поворот головы и глаз в сторону, с односторонним отведением руки в сторону - тонические судороги. Самыми загадочными для распознавания являются приступы, которые внешне выглядят, как обычные движения ребенка грудного возраста: причмокивание, сосание, жевание, гримасы (так называемые оперкулярные приступы), при этом происходит изменение цвета лица (бледность, синева, покраснение), бывает слюнотечение. Редким, но одним из сложных для диагностики может быть эпизод кратковременной остановки взгляда: «зависание», внезапное прекращение двигательной активности, как будто ребенок задумался, «ушел в себя». Также бывают общие вздрагивания всем телом с последующим крупноразмашистым дрожанием рук и вскрикиванием; отдельные неритмичные вздрагивания рук или ног (однократные или повторяющиеся миоклонические судороги). В таких случаях легко ошибиться и расценить начало эпилептические приступов, как обычные физиологические движения младенца.
Примером одних из наиболее злокачественных эпилептических приступов могут служить «салаамовы поклоны и кивки»: неожиданное симметричное сгибание вперед головы, туловища, рук, реже ног. Иногда наоборот - голова и туловище резко разгибаются, руки и ноги отводятся. Почти всегда характерна потеря сознания, часто - гримаса страдания, закатывание глаз, дрожание век, нередко плач; приступы протекают сериями, общее число может достигать несколько десятков или даже сотен в сутки. «Любимое» время приступов перед засыпанием или сразу после пробуждения. Такие приступы могут повлечь значительные проблемы в развитии ребенка и требуют немедленной диагностики и лечения.
В таких случаях врачам помогает подробнейший рассказ родителей, тщательная видеофиксация и дневник приступов, а также проведение
видео-ЭЭГ-мониторинга .

Эпилепсия у подростков

Подростковый возраст по-разному может влиять на течение эпилепсии. Нередко, к всеобщей радости, приступы прекращаются, и лекарства отменяются. Однако, нельзя забывать, что некоторые формы эпилепсии в этом возрасте прогрессируют: значительно нарушается поведение, возникают новые варианты приступов, их число увеличивается.

Все родителей знают, подростковый возраст и сам по себе «ужас-ужас», а если еще у подростка эпилепсия? Для этого возраста и так характерно рьяное стремление к независимости и соответствию определенным подростковым стандартам. В ситуации с эпилепсией это принимает абсолютно новую негативную окраску: некоторые подростки, не признавая свою болезнь, перестают прислушиваться к советам родителей и врачей. Для них существует только авторитет сверстников, лидеров группы. Нерегулярный прием (или вообще отказ от) противоэпилептических лекарств, дефицит сна, разнообразные психофизические перегрузки, употребление алкогольных напитков, курение, ночные дискотеки и др. – все логичным образом заканчивается печальным рецидивом эпилептических приступов. В противоположном случае, иногда, подростки с эпилепсией, стыдясь своих проблем, сознательно ограничивают свое общение с окружающими, что постепенно приводит к социальной обособленности и снижению качества жизни. Такие проблемы требуют профессиональной психологической помощи. Режим сна и отдыха, занятия спортом, телевизор, компьютер, видеоигры, дискотеки, курение; алкоголь, автомобиль, профессия и т.д. - все это обсуждается врачом с подростком и родителями

Эпилепсия у будущих мам

Как планировать беременность женщине с эпилепсией? Ответ простой: посоветоваться со своим лечащим врачом или получить консультацию эпилептолога, который специализируется в области ведения беременных с эпилепсией.
При квалифицированном врачебном наблюдении и грамотном планировании, большинство женщин с эпилепсией адекватно проходит период беременности, роды происходят естественным путем. Иногда, в случае недостоверного и небесспорного диагноза, а также при полном контроле приступов или крайних редких доброкачественных приступах (олигоэпилепсия), есть реальная возможность совершенной отмены лекарств. К сожалению, чаще всего, полностью отказаться от терапии невозможно, и врач, при необходимости, проводит коррекцию лечения. Дело в том, что при использовании двух и более противоэпилептических препаратов во время беременности, в особенности на ранних стадиях, опасность отрицательного влияния лекарств на здоровье будущего ребенка существенно возрастает. Риск рождения ребенка с врожденными пороками относительно повышен. Если среднестатистическая вероятность рождения ребенка с врожденной патологии у здоровых людей в целом составляет 2-4%, то в случае эпилепсии у будущей мамы такой риск может возрастать примерно в 1,5-2 раза (до 4-8%).
Таким образом, в планировании беременности целесообразно максимальное уменьшение количества противоэпилептических лекарств, в идеале, прием одного препарата в минимально возможной для контроля дозе. Из широкого спектра антиэпилептических средств выбираются препараты с наименьшим влиянием на организм будущего ребенка. При правильном подборе антиэпилептической терапи и в большинстве случаев, допустимо приблизить к минимуму вероятность тяжёлых врождённых пороков развития. В таких случаях целесообразно использование по назначению врача препаратов фолиевой кислоты и других витаминов.
Течение беременности по-разному влияет эпилептические процессы: иногда нет никакой связи, нередко интенсивность и количество приступов уменьшается. К сожалению, более чем в трети случаев происходит учащение или утяжеление приступов. Это может быть связано с гормональной перестройкой и другими особенностями обмена веществ женского организма во время беременности. Часто будущие мамы, волнуясь за здоровье малыша, самостоятельно отменяют или снижают дозу противоэпилептического препарата.
Обязательным является регулярное обследование на протяжении всей беременности, при ухудшении течения эпилепсии целесообразно постоянное отслеживание концентрации противоэпилептического препарата в крови. Лечащий врач, при необходимости, проводит коррекцию лечения. Во время беременности прием антиэпилептических препаратов должен быть регулярным и постоянным, недопустимо без назначения врача самостоятельное изменение дозы и пропуск приема лекарства, замена на другой препарат. Тоже правило относиться и к периоду родов. Как правило, лечащий врач может разрешить грудное вскармливание. Однако, некоторые противоэпилептические препараты не рекомендованы к использованию во время грудного вскармливания.

Выбор профессии при эпилепсии

Больные эпилепсией имеют равные с остальными членами общества права на поиск работы, выбор профессии и трудоустройство. К сожалению, до сих пор, определенное предубеждение некоторых работодателей в отношении эпилепсии является для пациентов при устройстве на работу немалой преградой. В таком случае, чтобы не потерять возможность адекватного трудоустройства, пациенты часто скрывают свой диагноз.

На самом деле ограничений в профессиях не так уж и много: водители общественного и грузового транспорта, летчики, пожарные, водолазы, полицейские, военные и т.д. Напротив, количество возможных профессий огромно: пациенты с контролируемыми приступами благополучно оканчивают среднюю школу, институт, легко могут работать учителями, юристами, врачами, менеджерами, банкирами и др. При этом, подавляющее большинство трудоустроенных пациентов с эпилепсией чувствуют себя полноценными членами общества. Подробно - Эпилепсия и работа, аспекты трудоустройства больных эпилепсией, рекомендации по вождению автомобиля для пациентов с диагнозом эпилепсия

Эпилепсия: дополнительные методы исследования

2. с высокой разрешающей способностью используется для исключения структурных изменений в мозге (порок развития, опухоль, кровоизлияние), вызывающих эпилептические приступы. Отсутствие таких изменений обычно увеличивает шансы на успех терапии, доброкачественное течение и хороший прогноз при эпилепсии.

3. Иногда судороги у детей протекают на фоне обменных нарушений, хромосомной патологии, что требует генетического обследования .

4. Современная реабилитация пациентов с эпилепсией невозможна без .

Необходимо отметить, что в различном возрасте у детей встречаются разные формы эпилепсии. То есть симптомы эпилепсии у детей, а, следовательно, и формы эпилепсии у новорожденных детей, детей раннего возраста и подростков могут принципиально отличаться.

Вопросы родителей

Некоторые виды эпилепсии, имеющие характерные клинические проявления, начинаются только в детском возрасте, причем в определенные годы жизни ребенка. Клинические проявления приступов при этих формах эпилепсии связаны с незрелостью мозга. По мере взросления приступы этого типа могут прекратиться: они или проходят, или преобразуются в приступы других типов.

Так, например, инфантильные спазмы (синдром Веста) - приступы в виде «кивков», «складываний», как правило, начинаются в первые 6 месяцев жизни и наблюдаются только в первые 1-1,5 года жизни. У детей старше 1-2 лет эти приступы либо полностью проходят, либо трансформируются в другие: приступы падений, приступы «замираний» и другие2. Синдром Веста часто переходит в другую тяжелую форму эпилепсии детского возраста - синдром Леннокса-Гасто, для которого характерно сочетание приступов нескольких типов (приступы падений, приступы «замираний», тонические судорожные приступы). При этом может отмечаться задержка умственного развития.

Отличаются и АЭП, которые применяются у детей разного возраста. Так, например, у некоторых препаратов есть возрастные ограничения, т.е. указание в инструкции на возраст, когда препарат применять нельзя. У ряда препаратов есть специальные детские лекарственные формы: капли, сиропы, микрогранулы, которые особенно удобны для лечения детей грудного, младшего и дошкольного возраста.

Родителей ребенка, у которого возник эпилептический приступ или уже поставлен диагноз «эпилепсия», волнует множество вопросов, которые они хотели бы обсудить с врачом. Они беспокоятся о будущем ребенка: насколько эта болезнь отразится на судьбе их дочери или сына, на его учебе, выборе профессии, будет ли он счастлив в личной жизни, сможет ли он создать семью, иметь здоровых детей.

В то же время их очень волнуют вопросы, касающиеся и ближайшего будущего, ответ на которые должен быть получен как можно скорее. Будут ли приступы повторяться? Как можно дополнительно помочь лечению ребенка? Какой режим дня должен соблюдать ребенок? Сможет ли он ходить в обычную школу? И часто проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с эпилепсией, зависят от возраста ребенка.

Иногда первые волнения родителей оказываются преждевременными. Не всегда случайно выявленные изменения на электроэнцефалограмме или впервые возникший приступ указывают на то, что ребенок болен эпилепсией, и приступы будут повторяться и потребуют лечения.

действия родителей

Однако даже если диагноз уже точно установлен, не следует отчаиваться. Дети с эпилепсией зачастую отличаются от здоровых детей только тем, что у них иногда возникают приступы. В остальном, эти дети такие же, как и другие: они хорошо учатся, они веселые и активные, у них много друзей и так далее. Конечно, есть и маленькие пациенты с тяжелым течением болезни, для которых рекомендовано специальное наблюдение.

Чрезмерная тревога за ребенка, желание оградить его от любых неприятностей, трудностей, неоправданные ограничения, в том числе изоляция от коллектива сверстников, - подобная реакция родителей на болезнь ребенка встречается достаточно часто. Однако она может только навредить ребенку, сформировать у него чувство несамостоятельности, незащищенности, своей ущербности, комплекса неполноценности; привести к социальной изоляции и плохой адаптации в обществе. В результате ребенок может вылечиться от эпилепсии, а неблагоприятные последствия подобных действий родителей, могут сохраняться и оказать отрицательное влияние на его будущее.

Ребенок, ставший жертвой гиперопеки родителей, ограждавших его от любого «переутомления» и решавших за него все важные вопросы, возможно, не захочет «расставаться» с приступами, так как роль «больного» становится для него психологически комфортной. Поэтому все ограничения должны быть тщательно продуманы индивидуально для каждого больного.

Главная цель помощи родителей больному ребенку состоит в формировании его гармоничной и полноценной личностью, нужным и полноценным членом общества, в максимально возможной социальной адаптации малыша и развитии его способностей и талантов. Даже если приступы будут продолжаться, совершенно не обязательно, что заболевание будет длиться всю жизнь.

Возможности медицины в настоящее время очень велики и во многих случаях позволяют вылечить это заболевание. Нужно стараться помочь ребенку и его врачу в борьбе с этой болезнью.

Когда родителям сообщают этот диагноз ребенка, первой их реакцией является шок и неприятие заболевания. Однако чем больше они узнают об этом заболевании и особенностях своего ребенка, тем меньше они поддаются панике и пытаются соответственно подходить к новой для них ситуации. Часто родители на первых порах переживают, что их чадо не сможет отвечать всем ожиданиям, которые каждый родитель возлагает на него. Поддаются панике, сомнениям, стыду за собственное бессилие. Редкий случай, когда родители изначально правильно, разумно и творчески ведут себя в отношении ребенка, пытаясь организовать в его жизни все условия для здоровья и развития, находят возможности для тесного взаимодействия со своим врачом, сотрудниками детского сада и школы.

Родители детей с эпилепсией должны знать:

  • что такое эпилепсия;
  • причины и формы эпилепсии;
  • типы приступов и их причины;
  • управление приступами при наличии ауры;
  • ведение календаря приступов;
  • правильное оказание первой помощи при эпилептическом приступе;
  • почему необходимо медикаментозное лечение;
  • противоэпилептические препараты и их возможные побочные эффекты;
  • причину изменения доз препаратов лечащим доктором, особенно, если дозы повышаются;
  • законы, регулирующие оказание помощи ребенку (например, "Закон о психиатрической помощи").

Как подбодрить ребенка

От отношения родителей к диагнозу "эпилепсия" во многом зависит психологическая поддержка детей в семье. Что нужно делать родителям, чтобы выработать у ребенка позитивное отношение к приступам:

  • морально и психологически поддерживайте ребенка;
  • расскажите ребенку о его приступах, необходимости лечения, безопасности и безболезненности обследования у врача понятными в этом возрасте словами.

Обеспечьте здоровый образ жизни ребенка путем:

  • оптимальной диеты и соблюдения режима сна;
  • регулярного приема противоэпилептических препаратов с исключением возможности резкого прекращения лечения;
  • периодической проверки зубов и ротовой полости у стоматолога;
  • соблюдайте меры предосторожности на случай появления приступов дома, в школе, играх, транспорте, но избегайте при этом гиперопеки;
  • будьте стойкими, не позволяйте ребенку использовать свои приступы для достижения своих целей.
Расскажите ребенку о механизме заболевания

У маленьких детей очень живое восприятие мира. Детское мышление, как правило, непосредственно, поэтому ребенка легко напугать. Страхи появляются, если ребенок не знает о тех вещах, которые с ним происходят. Это пройдет, если умело объяснить ребенку ту ситуацию, в которую он попал. Дети часто имеют искаженное представление о приступах, пока им не расскажут, что это такое. Родители обычно получают информацию от врача, но ребенку ничего не рассказывают, так как считают, что он еще слишком маленький. Это порождает у ребенка непонимание своих состояний. Его водят к врачам, к его голове прикрепляют провода, кроме того, он каждый день должен принимать лекарства.

Даже маленькие дети догадываются, что с их "головой что-то происходит". Если родители будут скрывать от ребенка истину, он может вообразить нечто ужасное и испугаться. Если ему не рассказать о приступах и необходимости длительного приема лекарств, он может сделать свои собственные выводы. Ребенок может связать эти приступы с мыслью о смерти, либо о своей неполноценности. Поэтому ребенку с приступами необходимо объяснить его состояние так, чтобы он понял, что это такое, и не боялся приступов.

Объяснить слишком маленькому ребенку, что такое приступы в то время, как он не знает устройства своего организма, трудно. Вы должны рассказать, что приступы могут быть у многих людей, и лекарства, которые ребенок принимает, помогут ему выздороветь. Хорошо привести в пример какого-нибудь другого ребенка с приступами. Рассказать о том, как его лечили и может быть познакомить их, если это возможно. Более старшим детям полезно детально рассказать о деятельности мозга и механизме появления приступов.

Например: "Наш мозг контролирует все, что мы делаем: разговариваем, слышим, дышим и ходим. Иногда слишком сильные электрические разряды клеток мозга и сигналы, которые поступают в мозг извне, смешиваются. Это может вызвать избыточное возбуждение клеток мозга в виде появления приступов (судорог). Таблетки, которые ты принимаешь, помогают уменьшить избыточную электрическую активность мозга и, соответственно, предотвратить приступы. Миллионы людей, а не только ты, имеют те же проблемы и успешно справляются с ними с помощью лекарств и соблюдения режима".

Проблемы переходного возраста

Родители особенно должны быть внимательны к подросткам, так как они имеют свои особые проблемы, связанные с переходным возрастом:

  • не ограничивайте социальную и общественную активность подростков;
  • будьте готовы объяснить побочные действия лекарств и опасность внезапного прекращения лечения;
  • объясните влияние на приступы травм головы, стресса (экзамены, соревнования, безработица и т.п.), нарушений режима сна, употребления алкоголя, никотина и контрацептивов;
  • расскажите о наследственных факторах эпилепсии, проблемах секса, возможности иметь семью и ребенка;
  • обсудите вместе с подростком будущую профессию.
Родители должны стараться знать как можно больше об эпилепсии и приступах, а также о чем именно их ребенок хочет узнать. С кем поддерживать контакты

Для лучшей адаптации ребенка в обществе родителям необходимо установить хорошие отношения:

  • с лечащим доктором и его медицинской сестрой;
  • с воспитателем и другим персоналом в детском учреждении;
  • со школьными учителями;
  • со школьной медицинской сестрой;
  • с соседями;
  • с друзьями ребенка;
  • с другими людьми, часто общающимися с их ребенком.
Ульяна Бурлуцкая — молодая жизнерадостная женщина. Вместе с мужем они воспитывают долгожданного сына. Всё было бы идеально, если бы не одно «но». Маленький Яромир с рождения болен эпилепсией. Переступив порог дома молодой оренбургской семьи, корреспондент AиФ.ru познакомилась с бытом больного ребёнка и узнала, как оставаться счастливой матерью даже в самых сложных ситуациях.

«Проходите, вы как раз вовремя! Мы сейчас на вертикализаторе занимаемся. Увидите, что мы умеем делать!» — с улыбкой встречает меня Ульяна Бурлуцкая, молодая мама.

Около огромного зеркала на платформе с креплениями (вертикализатор — механизм, помогающий человеку находиться в вертикальном положении — прим. автора) стоит мальчик лет двух, хохочет и бьёт ладошками по зеркалу.

«Играем в ладушки. Об этом упражнении я узнала из Интернета, из блога одной американки. Ещё полгода назад Яромир не умел находить своё отражение, не фокусировался. А сейчас такой прогресс!» — рассказывает Ульяна.

«Жила, как молочный комбинат»

Патология в развитии ребёнка — следствие эпилепсии. Первый приступ у мальчика случился ещё в роддоме, на третий день жизни. После этого случая ребёнок в течение месяца находился в разных отделениях больницы — от детской комнаты в роддоме до реанимации. Домой мальчика привезли, когда ему шёл второй месяц.

«Я в то время была в очень глубокой депрессии. Единственной целью для меня было — сцеживать молоко, чтобы сохранить лактацию к возвращению сына. Жила, как молочный комбинат, только для этого».

Почему у её мальчика обнаружили эпилепсию, Ульяна не понимает до сих пор. По наследству это заболевание перейти не могло — в роду никто не болел. На свет мальчик появился через кесарево сечение — наиболее безопасный для ребёнка способ рождения. По медицинским показателям причиной мог послужить лишь долгий безводный период при родах, но и это всего лишь предположение.

Пережив тяжёлые времена, Ульяна не перестаёт надеяться на лучшее: «Нам очень повезло. Яромир родился в семье, где о нём постоянно заботятся и где его очень любят».

Сейчас мальчику уже 1 год 8 месяцев. Физически он абсолютно здоров, но из-за эпилепсии очень отстаёт в развитии, его умения сопоставимы с действиями 7-месячного младенца. Пока он не может сидеть и ходить. Говорит только слово «мама», но издаёт много звуков. Он умеет строить глазки, улыбаться, хохотать, может держать игрушки и подтягивать ноги к лицу. Всего этого Ульяна добилась постоянными занятиями, несмотря на категорические запреты врачей.

Папа — Дед Мороз

Многие вещи, над которыми родители здоровых детей даже не задумываются, оказываются препятствием для детей-инвалидов. Например, у семьи Бурлуцких не так давно появилась проблема с коляской: в стандартные российские Яромир со своим ростом уже не помещается, а импортные стоят дорого. Федеральная программа по поддержке детей-инвалидов возмещает родителям далеко не все расходы.

«Хорошо, что иногда нам помогают знакомые. Вот ту коляску дали попользоваться на время, мы благодарны и за это».

На прогулку с 4 этажа Ульяна с Яромиром выходит поэтапно. Сначала на себе стаскивает коляску — лифта в доме нет, а уже потом выносит сына. Помочь некому — все родные на работе. А отец Яромира — Сергей — работает до ночи. «Он у нас, как Дед Мороз, приходит — и сразу праздник», — шутит Ульяна.

Зайти с коляской в магазин или поликлинику — целая проблема, причём не только для Ульяны, но и для других мам и инвалидов: коляска может просто не поместиться в узких коридорах или проходах. «Как я понесу Яромира на руках, он весит уже 11 кг! А ещё нужно взять корзину, класть в неё продукты. Поэтому я уже не обращаю внимания на запреты, делаю, как мне надо».

Из магазина домой Ульяна возвращается также поэтапно: сначала заносит Яромира, потом покупки, потом коляску. «У меня уже руки сильнее, чем у мужа», — смеётся девушка.

Одно кормление занимает 40 минут, у мальчика уже выросли зубы, но жевать он не может. К тому же после рождения в больнице Яромира месяц кормили через зонд, и у него не развивался сосательный рефлекс. Не все продукты, к сожалению родителей, он хорошо принимает. Мясо, например, ест только с сахаром, а чай пьёт с солью.

«Он очень любит сладкую пищу, и я понимаю, почему. При умственных нагрузках даже здоровому человеку полезно съесть шоколадку или сахар. А так как у Яромирки травма, любое действие для него — большая нагрузка».

Ульяна не щадит своего сына, в хорошем смысле слова. Она уверена, чем больше упражнений они освоят, чем сложнее они будут — тем лучше будет развиваться мозг ребёнка.

Всё, как в математике

В последние 3 месяца у Яромира нет внешних эпилептических приступов, хотя на электроэнцефалограмме видна волновая активность. Мама Яромира рассказывает, что пока ЭЭГ не станет «чистой», врачи запрещают проводить любые процедуры. Яромиру противопоказано всё: массаж, ЛФК, войта-терапия, бассейн и многие другие методы реабилитации.

«Как российские медики не понимают, что, кроме избавления от приступов, ребёнку нужно и обычное развитие. Оно невозможно без этих процедур! В Европе к этому относятся по-другому, в Америке, даже в Индии. У сына очень искривлён позвоночник, потому что слабые мышцы. Это нужно исправлять, но в больницах просить об этом пока бесполезно. Приходится искать частных специалистов», — сетует девушка, усаживая ребёнка в ортопедическое сиденье и пристегивая ремешками.

Ульяна признаётся, что сама, на свой страх и риск, потихоньку делает ему массаж, гимнастику после сна и другие упражнения. Говорит, что сделает всё для того, чтобы мозг дал команду ногам идти.

«Когда-то услышала такую цитату: «Если интеграл не берётся целиком, надо брать его частями». Поэтому у нас, как в математике: сначала разминаем пальчики, потом стопу, коленки и выше. А мозг когда-нибудь сам поймёт, что мышцы готовы идти, и даст команду», — надеется молодая мама.

Пристёгнутый к неудобному сиденью, Яромир начинает хныкать. Ульяна тут же на телефоне включает песню Боба Марли, и… ребёнок успокаивается, даже издаёт звуки в такт.

«Когда ему что-то не нравится, только музыка спасает. В этом кресле нет поддержки для шеи и головы, а ему тяжело держать её. Вот и выкручиваемся, как можем».

Многие трудности Ульяна не воспринимает как непреодолимые. К проблемам с сыном относится легко, с улыбкой и даже где-то по-философски: говорит, что эта ситуация научила её не бояться и не загадывать далеко вперёд.

«Мне неприятно, когда меня спрашивают, не хочу ли я родить ещё одного, здорового. И так во всём. У нас инвалиды — люди с ограниченными возможностями, а за рубежом — с повышенными потребностями. Что тут ещё добавить?»

«Теряем время сына»

В Сети Ульяна общается с такими же родителями, как она, и вынуждена констатировать, что Россия во многом не приспособлена для детей-инвалидов. Детские автокресла не предназначены для перевозки детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Невролог, у которого наблюдается Яромир в поликлинике, один на весь район, попасть к нему на приём можно, лишь записавшись за месяц. Далеко не все рекомендованные врачами лекарства можно найти в России.

«Сейчас мы принимаем два противоэпилептических препарата, слава богу, что их мы получаем бесплатно, по федеральной программе. Нам ещё рекомендовали гормоны, но в России их найти невозможно — не привозят. К сожалению, знакомых за границей у нас тоже нет, чтобы высылали. Интернет-аптекам, честно сказать, не доверяю».

Некоторое время назад родители Яромира приняли решение сменить лекарство. Оказалось, что в течении года они пили лекарство, абсолютно им не помогающее.

«Мы начинали с минимальной дозы и, когда через год дошли до максимальной, никаких изменений не почувствовали. Перешли на французский препарат с таким же действующим веществом, и процесс развития у ребёнка пошёл».

Совсем недавно Ульяна узнала, что в Испании существует уникальная методика индивидуального подбора противоэпилептического препарата. В течение недели ребёнку дают разные лекарства и наблюдают за реакцией организма по нескольким видам обследования, недоступным в России.

«Правильно подобранный препарат — это больше половины успеха. Если у нас исчезнут приступы, нам можно будет проходить реабилитацию, значит, и развитие у него пойдёт ещё быстрее. Пока же мы просто теряем время, не моё, а его. Его время и его возможности, чтобы догнать сверстников».

Семья Бурлуцких уже начала подготовку к выезду на обследование за рубеж: готовят загранпаспорта, копят деньги. Но ни пенсии по инвалидности, ни зарплаты отца не хватит для того, чтобы попасть в испанскую клинику. Подбор необходимого лекарства обойдётся родителям мальчика в 18-20 тысяч евро.

«Очень тяжело знать, что у твоего ребёнка в любой момент может случиться приступ. А главное, что ты в этой ситуации абсолютно беспомощен, ничем не можешь ему помочь. Только ждёшь, чтобы не случилось чего-нибудь похуже. Удивляюсь, когда родители ругают своих детей за то, что они слишком активные, бегают. Если ребёнок здоров, он будет бегать, и этому надо радоваться! Мне поначалу было тяжело смотреть на других малышей. А сейчас я поняла, что у моего ребёнка будет своя, непохожая на остальные история, и всё будет идти так, как нужно именно ему».

Помочь Яромиру Бурлуцкому:

Получатель: Бурлуцкая Ульяна

ИНН: 7707083893

КПП: 561202001

БИК: 045354601

К/с: 30101810600000000601

Л/с: 40817810146000071085

Банк получателя: Оренбургское отделение №8623 Сбербанка России г. Оренбург.

Прошло более 100 лет с того времени, как были даны классические описания изменений личности при эпилепсии, но за эти годы мало что изменилось в семиотике (характеристике) признаков, определяющих понятие “эпилептическая личность”. По-прежнему абсолютизируется церебральная детерминированность (обусловленность) таких черт эпилептической личности, как педантизм (аккуратность), аффективная ригидность (застреваемость), тугоподвижность мышления и обстоятельность, склонность к дисфориям и импульсивным действиям, злопамятность. С другой стороны, оценка большинства пограничных (невротических) расстройств как вторично-реактивных, обусловленных реакцией пациента на свою болезнь и связанные с нею социальные ограничения, остается весьма односторонней.

По мнению E.Kraepelin, только присутствие специфических для эпилепсии изменений личности позволяет решить вопрос о нозологической принадлежности болезни.

В учебнике E.Kraepelin эпилепсия обсуждается в разделе “Общие неврозы”. Согласно его определениям, личностные изменения при эпилепсии включают замедленность мышления, нарушения памяти, сужение интересов, эгоцентризм, склонность к религиозности и частым нарушениям в аффективной сфере, с колебаниями от экстатического до гневливо-раздраженного поведения.

Относительно зависимости особенностей личности от формы болезни данные литературы немногочисленны.

По мнению Devinsky, при ювенильной миоклонической эпилепсии чаще встречаются такие черты личности, как безответственность, вспыльчивость, раздражительность, любовь к преувеличениям, склонность к богемному образу жизни, в то время как пациенты, страдающие абсансами, обычно не имеют как интеллектуальных, так и личностных нарушений. Однако специфичность поведения в рамках личностных изменений при эпилепсии остается спорной. По данным Bear и Fedio (Devinsky), при височной эпилепсии пациент чаще обнаруживает отсутствие чувства юмора, обстоятельность, зависимость, легкость формирования чувства безысходности.

Пациенты с правосторонней височной эпилепсией проявляют больше эмоциональных черт, демонстрируют “блеск” своей личности, тогда как больные с левосторонним фокусом имеют больше идеаторных особенностей и характеризуются тусклостью “самовыражения”.

Среди других личностных проявлений, свойственных больным эпилепсией, наблюдается гиперграфия, впервые описанная Maxman и Geschwind (Devinsky) при височной эпилепсии. Эта склонность может доходить до компульсивного стремления что-либо писать, при этом характерны чрезвычайная детализация отдельных фраз, наличие большого количества вводных слов, пояснений. Нередко тексты отражают философские, религиозные, социальные и другие темы.

Что касается особенностей сексуального поведения, то чаще ссылаются на снижение сексуального влечения. По мнению ряда авторов, гипосексуальность включает снижение либидо, случаи импотенции встречаются приблизительно у половины больных с височной эпилепсией. Показано, что сексуальная активность может возрастать вследствие успешного контроля над припадками (медикаментозного или с помощью височной лобэктомии). У некоторых пациентов после лобэктомии развивается отчетливая гиперсексуальность, подобная синдрому Клювера-Бьюси.

Описано девиантное сексуальное поведение в интеринтальном периоде при височной эпилепсии в форме эксгибиционизма, трансвертизма, фетишизма и др.

По мнению Devinsky, вязкость более распространена среди пациентов с височной эпилепсией (при левосторонней локализации эпилептического фокуса). Этот признак связывают с комплексом изменений высших психических функций, в том числе ослаблением речевых возможностей (“лингвистическое” ослабление), брадипсихией, психологической зависимостью и др. Определенную роль в избыточной контактности играют и механизмы избегания у больных с аффективными нарушениями (тревога, страх и т.д.).

О склонности больных эпилепсией к религиозности известно со средних веков. Описываются случаи аур с религиозным содержанием, а также эпилептические психозы с религиозной тематикой. Однако многие авторы считают, что частота особой религиозности больных, страдающих эпилепсией, не доказательна.

Между тем в результате воздействия целого ряда биологических (в первую очередь лекарственных) факторов и социальных изменений имеет место патоморфоз клиники и течения эпилепсии, в том числе на уровне личностного реагирования, с атипией клинических проявлений болезни. Часты стертые, латентные признаки, полиморфизм припадков с абортивными пароксизмальными синдромами, сопутствующими нарушению поведения, обусловленные как болезнью, так и лекарственными и другими факторами. Как показывает опыт клиники эпилепсии Московского НИИ психиатрии, где проводилось динамическое наблюдение 1240 больных эпилепсией, госпитализированных на протяжении 1992-1996 гг., эпилептическая феноменология личности выходит далеко за рамки классических признаков снижения ряда психических функций или заострения отдельных характерологических особенностей.

Необходимо отличать снижение, т.е. собственно дефицитарные симптомы, от более богато представленных проявлений деформации личности: появления ряда новых качеств и особенностей поведения, обусловленных компенсаторными (резервными) механизмами.

К примеру в процессе адаптации при длительном течении болезни у части пациентов, ранее отличавшихся психастеническими чертами, компенсация идет по пути заострения ряда гиперсоциальных признаков, формирующихся на фоне таких черт характера, как повышенное чувство справедливости, ущербность, сенситивность, ригидность и др.

В других случаях у пациентов, в преморбидном статусе которых наличествовали черты эксплозивности, возбудимости, собственной переоценки на гипертимном фоне, в последующем в связи с частыми припадками при терапевтически резистентных формах эпилепсии проявлялись ранее несвойственные им черты обидчивости, повышенной мнительности с навязчивыми опасениями тяжелых последствий болезни и постепенным формированием обсессивно-фобических проявлений и аффективных (депрессивных) расстройств, т.е. формировались ипохондрические черты, включая ипохондрическое развитие личности.

Это ставит под сомнение утвердившееся положение о линейной зависимости тяжести личностных изменений, в основном нарастания дефицитарных расстройств, от длительности и характера течения эпилепсии.

Нарушения психики у детей больных эпилепсией касаются как личности в целом, так и многих отдельных сторон психической деятельности: интеллекта, памяти, мышления, эмоциональной сферы, поведения и черт характера. Они могут быть пароксизмальными, периодическими и перманентными.

Пароксизмальные нарушения тесно связанны непосредственно с эпилептическими припадками и составляют при этом либо основу их семиологии, либо проявляются в определенной фазе припадка, либо в послеприступном состоянии. Частота этих нарушений обычно не приводится в литературе, однако вероятно, что они имеются у большинства больных эпилепсией, кроме наблюдений с некоторыми вариантами простых парциальных припадков.

Нарушения психики периодического характера встречается значительно реже. У детей больных эпилепсией их наблюдают с частотой от 3% до 50%. К периодическим нарушениям психики относятся дистимии, дисфории и психозы. Последние относятся к компетенции психиатра и описаны в соответствующей литературе [Абрамович Г.А., Харитонов Р.А., 1979 и др.]. В настоящем издании, ограниченном преимущественно неврологическими аспектами эпилепсии, можно лишь отметить, что эпилептические психозы встречаются у меньшинства больных, клинические проявления их весьма разнообразны - от ипохондричности, переживания тревоги и страха - до психомоторного возбуждения, агрессивности и импульсивного нелепого поведения. Они могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней и недель.

Среди перманентных нарушений психики традиционно выделяют специфические (типичные для эпилепсии) и неспецифические (нетипичные). Типичные перманентные нарушения психики у детей обнаруживают в среднем у 20% больных, нетипичные (невротического, неврозоподобного типа) - у 40%, глубокое и тотальное нарушение всех психических функций- до 15% и полную сохранность психических функций- до 25% больных.

При прогрессирующем течении заболевания нарушения психики специфического типа могут быть представлены тремя основными синдромами: эмоционально-волевыми нарушениями, интелектуально-мнестическими расстройствами и специфическими изменениями личности, которые профессионально и наиболее полно излагаются в соответствующих руководствах по психиатрии и по эпилепсии у взрослых.

У детей больных эпилепсией изменения психики становятся сравнимыми с названными выше преимущественно со школьного возраста, а в дошкольном и раннем возрасте их выявить труднее. Чаще у таких больных имеет место задержка, остановка или регресс психомоторного развития.

Нельзя однако не отметить, что еще в 1975 году комитет экспертов ВОЗ по эпилепсии подверг сомнению факт специфичности данных нарушений психики только для эпилепсии, дезавуировал и не рекомендовал к применению термины «эпилептическая», «эпилептоидная» личность, «эпилептическое поведение», «эпилептическая конституция». Оказалось, что изменения психики, ранее считавшиеся специфическими для эпилепсии наблюдаются и при других заболеваниях мозга, и не только при эпилептических припадках, но и без таковых. В настоящее время расстройства психики у больных эпилепсией рассматриваются как самостоятельный синдром, выраженность которого обусловлена рядом факторов: локализацией и распространенностью эпилептогенного очага, возрастом начала и продолжительностью заболевания, характером и частотой припадков, наследственным фактором, особенностями преморбидного состояния психики, условиями воспитания и др.

У 40% детей больных эпилепсией перманентные нарушения психики носят неспецифический характер. В поведении этих детей господствуют две тенденции. Так, у части больных доминируют астенические проявления. Дети жалуются на повышенную утомляемость при обычных нагрузках, головные боли, нарушения сна. В поведении отмечаются полярность эмоций, необоснованное упрямство, плаксивость и пр. У других больных преобладает психомоторная расторможенность, гиперактивность, непоседливость, трудная управляемость поведением, отсутствие дневного засыпания с раннего возраста и др.

На материале собственных наблюдений изменения психики специфического характера, сравнимые с таковыми у взрослых больных эпилепсией выявлены у 20% больных, нарушения поведения и психики невротического типа - у 52%, задержка психического развития имела место у 6% и у 22% больных эпилепсией состояние психики соответствовало возрасту здорового ребенка.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу - это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.

1. Нарушение динамики психической дятельностисти

2. Снижение уровня познания

3. Нарушение личности.

1) Нарушения динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах.

Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы. Инертность, проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации. Детализированность, обстоятельность психической деятельности. Не истощаются, практически не устают. В экспериментете на присыщаемость - нет новых мотивов в силу не присыщаемости деятельностью. Поэтому им рекомендуются виды деятельности, связанные с точностью и аккуратностью.

2) Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспроизводят 4-6 слов). По методике пиктограмм - не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс активности смещается с запоминания на рисование.

Нарушение мышления: в первую очередь снижение уровня обобщения. Вычленение признака предметов, по которым они классифицируются не возможно. Руководствуются только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения (забывание названия предметов), темп замедлен, в речи - обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мышление эпилептиков очень обстоятельно, часто наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует этим свои возможности - поучения о том, как надо).

Нарушения внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях усвоения инструкции.

3). Нарушения личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий уровень эгоцентризма, педантичны, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности которые опираются на нарушения мозга - дисфория. Дети - аутсайдеры - от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством - аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою деятельность.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: они не планируют, а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвалидизируется личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает ребёнок, тем тяжелее протекание болезни. Помощь психотерапевта - на уровне диагностики.

Интересные данные по вопросу изменения психики при эпилепсии излагаются в работе В.В. Ковалёва «Психиатрия детского возраста». Он подчёркивает, что наиболее типичным изменением псикики считается полярность аффекта в виде сочетания аффективной вязкости, склонности «застревать» на тех или иных, особенно отрицательно окрашенных, аффективных переживаниях, с одной стороны, и аффективной взрывчатости (эксплозивности), импульсивности с большой силой аффективного разряда -- с другой. Характерными чертами личности больных эпилепсией являются также эгоцентризм с концентрацией всех интересов на своих потребностях и желаниях, аккуратность, доходящая до педантизма, гиперболизированное стремление к порядку, ипохондричность, сочетание грубости, агрессивности по отношению к одним и угодливости, подобострастия к другим лицам (например, к старшим, к лицам, от которых больной зависит). По мнению Г. Е. Сухаревой, детям, больным эпилепсией (особенно эндогенной формой), свойственны патологические изменения глубинных слоев психики: сферы инстинктов и влечений (повышенный инстинкт самоохранения, повышение влечений, с чем связаны жестокость, агрессивность, а иногда повышенная сексуальность) и темперамента (замедленный темп психических процессов, преобладание хмурого, угрюмого настроения).

Менее специфичными в клинической картине стойких изменений психики при эпилепсии являются нарушения интеллектуально-миестических функций: замедленность и туго подвижность мышления (брадифрения), его персеверативность, склонность к детализации, снижение памяти и т. д. Описанные изменения, более или менее специфичные для эпилепсии взрослых и старших подростков, в детском возрасте ветречаются далеко не всегда, а если и имеются, то часто имеют стертый характер. С несколько большим постоянством при эпилепсии у детей школьного возраста встречается аффективная биполярность. По данным В. К. Каубиша, типичные для эпилепсии изменения психики наблюдаются только у 20% больных детей, тогда как в 39% изменения психики нетипичны и включают лишь отдельные не резко выраженные черты (некоторая замедленность и затрудненная переключаемость интеллектуальных процессов, упрямство, застревание на отрицательных эмоциональных переживаниях). Среди остальных детей с эпилепсией в 14% обнаруживаются явления органической деменции, а 26% детей не имеют каких-либо болезненных изменений психики. Следует, однако, отметить, что, несмотря на несомненный интерес, который представляют эти данные, окончательная оценка их значения требует учета ряда дополнительных факторов, таких, как длительность заболевания, этап динамики, степень прогредиентности, преобладающий тип пароксизмов и др.

Безусловно, в начальной стадии заболевания психические изменения могут либо отсутствовать, либо иметь рудиментарный и нечеткий характер. Известно, что изменения характера и ряд других «эпилептических радикалов» личности нарастают по мере прогрессирования заболевания Важное значение для оценки характера изменений психики имеет учет возрастного фактора. Исследованиями С. 3. Галацкой и К. А. Новлянской показано, что у больных эпилепсией детей дошкольного и младшего школьного возраста психические нарушения в межпароксизмальных периодах часто типичны: редко наблюдается аффективная вязкость, льстивость, угодливость, не отмечается такая черта, как повышенный "педантизм, на первый план выступают двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость с неустойчивостью аффекта. Вместо аффективной биполярности отмечается своеобразная контрастность в психомоторике в виде сочетания медлительности, тяжеловесности, плохой переключаемое движений (особенно тонких) с импульсивностью, склонностью к бурным двигательным разрядам. Одним из проявлений инертности и плохой переключаемости историки являются речевые расстройства в виде некоторой смазанности речи, нечеткости артикуляции и монотонности голоса. Рано обнаруживаются хмурый фон настроения, недоверчивость, недовольство действиями окружающих, злобность, иногда жестокость, повышенное сексуальное влечение, выражающееся в мастурбации, а также стремлении обнимать, целовать взрослых, тискать. Детей, т. е. преимущественно нарушения темперамента, инстинктов и влечений.

Вместе с тем в некоторых случаях еще в дошкольном возрасте четко выявляются такие «типично эпилептические» черты личности, как аффективная вязкость и обусловленные ею злопамятность, мстительность, выраженный эгоцентризм проявляющийся в чрезмерном себялюбии, собственничестве жадности, а также аккуратность, стремление наводить порядок, жаловаться на других детей. Известно, что в ряде случаев эпилепсии, в том числе у детей, особенно при наличии семейной отягощенное этим заболеванием, типичные эмоционально-волевые особенности личности наблюдаются задолго до манифестации заболевания, выражаясь в форме так называемых эпилептоидных черт характера (эпилептоидии) или эпилептоидной психопатии. Наиболее типичные эпилептические изменения личности у больных обнаруживаются при «височной» эпилепсии с локализацией эпилептического очага в медиобазальных отделах височной доли.

Приведенные многочисленные данные литературы, а также повседневный клинический опыт психиатров наглядно, свидетельствуют о том, что наличие специфических изменений личности, возникающих на том или ином этапе динамики эпилепсии не только у взрослых больных, но и у детей, клиническая реальность и принципиально важный критерий диагностики эпилепсии. Необходимость особо подчеркнуть это положение связана с проявляющейся в настоящее время среди эпилептологов ряда западных стран тенденцией отрицать качественную специфику изменений личности при эпилепсии. Такая точка зрения, находящаяся в противоречии с более чем вековым опытом психиатров многих стран мира, не только вносит путаницу в теоретические представления об эпилепсии как нозологической форме, но и значительно обедняет диагностические возможности врачей при этом заболевании.

Описанные выше интеллектуально-мнестические нарушения более заметными становятся только у детей школьного возраста. В дошкольном возрасте в случаях раннего начала заболевания нередко отмечается задержка интеллектуального развития.

Ввиду того, что эпилепсия в детском возрасте в большинстве случаев развивается на фоне более или менее выраженных остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга, в клиническую картину наряду с изложенными выше изменениями личности часто входят те или иные проявления психоорганического синдрома: более грубая двигательная расторможенность, церебрастенические симптомы. Плохая память, периоды эйфорического настроения, некритичность, психопатоподобное поведение. Кроме того, отмечается ряд сопутствующих неврологических нарушений: рассеянная микросимптоматика, признаки компенсированной или субкомпенсированной гидроцефалии, диэнцефальная недостаточность, фокальные компоненты парок сизмальных расстройств.

Клиническая картина эпилепсии у детей включает также преходящие психические расстройства, которые обычно связаны с припадками, предшествуя им или следуя за ними. Более частыми среди них являются дисфории и сумеречные помрачения сознания.

Дисфория может предшествовать наступлению припадка «височной эпилепсии» (вторично генерализованного судорожного или психомоторного), являясь одним из его предвестников. Реже дисфории возникают в послеприпадочном состоянии, сочетаясь с вялостью, раздражительностью, головной болью. Возможны также психогенно обусловленные дисфорические состояния, возникающие в связи со ссорой, обидой и т. п. К. А. Новлянская описала пред- и послеприпадочные сумеречные состояния. Предприпадочные сумеречные состояния, сочетающиеся с безотчетным страхом, вегетативными нарушениями, по существу представляют своеобразную ауру вторично генерализованного припадка «височной эпилепсии». Послеприпадочные сумеречные состояния более. Длительны и сложны по структуре. При них могут наблюдаться галлюцинаторные переживания, образные несистематизированные бредовые идеи, возбуждение с агрессией или ступор. После них иногда отмечается рудиментарный резидуальный бред, принимающий форму бредоподобных фантазий.

Редкой формой межпароксизмальных психических расстройств, которые чаще наблюдаются у подростков, являются эпилептические психозы. По данным М. И. Лапидеса, у подростков встречаются три типа таких психозов; дисфорические, психозы на фоне сумеречного помрачения сознания и параноидные. Дисфорические психозы могут проявляться в виде состояний с тоскливо-тревожным настроением, подозрительностью, идеями отношения, преследования, ущерба, слуховыми галлюцинациями либо в виде сменяющих друг друга депрессивных и гипоманиакальных фаз, а у больных с интеллектуальным дефектом -- в виде мориоподобных состояний с эйфорией и нелепой дурашливостью. Психозы на фоне сумеречного помрачения сознания отличаются полиморфизмом, при них встречаются состояния спутанности, делириозные, галлюцинаторно-параноидные и психопатоподобные расстройства с агрессией. Изредка у подростков с длительно текущим эпилептическим процессом возникают затяжные параноидные психозы с шизоформными проявлениями (недостаточный контакт, кататонические включения, выраженные бредовые феномены на фоне ясного сознания). Генез таких психозов неясен. В их происхождении придается значение семейной отягощенное шизофренией, кроме того, допускается возможность сосуществования эпилепсии и шизофрении или провоцирования эпилепсией скрытого предрасположения к шизофрении. По данным, часть случаев эпилептических психозов коррелирует с наличием эпилептического очага в правой височной доле.

Э.Л. Максутова в работе «Психопатология при эпилепсии» указывает, что в России среди больных обслуживаемых психиатрическими учреждениями, удельный вес пациентов, страдающих эпилепсией с различными формами психических нарушений, составляет 8,9% в структуре заболеваемости. За последние 15 лет удвоилось число больных эпилепсией, испытывающих различные проблемы поведения. Наиболее быстро растет число больных эпилепсией с психическими нарушениями пограничного (невротического) уровня. Вместе с тем количество больных с хронически текущими эпилептическими психозами и слабоумием остается постоянным. В этой связи высоким является число лиц, утративших трудоспособность полностью или частично.

Загрузка...