docgid.ru

Закон потеряв контроль над ситуацией. Страх перед страхом: фобофобия. Боязнь сойти с ума

Вы не понаслышке знаете, что такое страх страха? Из этой статьи вы узнаете, как он у вас появляется. И чего на самом деле боится человек с фобофобией.

Что такое фобофобия?

На вершине пирамиды из всевозможных фобий и страхов восседает так называемая фобофобия – страх страха. Это боязнь того, что вами завладеет иррациональный страх. Или того, что вам снова придется пережить ощущения страха, которые когда- то вас терзали.

Страх перед страхами перестает быть связанным ситуациями, вызвавшими негативные переживания. Фобофобия в отличие от других фобий замкнута на себе и не требует никаких внешних подпиток. Если вы боитесь пауков, то вам не страшно, пока вы не видите паука или вы не представляете себе его. А когда вы боитесь бояться – ваш страх уже сбылся и сбывается постоянно.

Чего на самом деле боится человек со страхом страха?

Однажды тяжело пережитый страх может вызывать ужас. На самом деле, испытывая страх перед страхом, вы можете пугаться множества вещей.

  1. Ощущения страха и паники сами по себе могут быть мучительны. Вы можете бояться заново пережить болезненное ощущение ужаса .
  2. Переживание страха может восприниматься как угроза здоровью . Это происходит потому, что симптомы ужаса могут напоминать симптомы сердечного приступа или приступа астмы. Естественно, могут возникнуть опасения за свою жизнь. В результате страх начинают вызывать любые подозрительные ощущения в теле.
  3. Некоторые симптомы страха – необычные ощущения в голове, головокружение, ощущение потери связи с реальностью, зрительные искажения могут казаться признаком наступающего безумия. Неудивительно, что впоследствии испуганный человек боится за свой рассудок .
  4. Некоторым людям бывает страшно потерять контроль над собой .

Во-первых, может пугать потеря контроля над своим телом . Дело в том, что ощущения ужаса могут сопровождать такие неприятности, как непроизвольное мочеиспускание или понос. Страшно опозориться, попав в неловкую ситуацию. Некоторые люди бояться упасть в обморок в неподходящем месте, например на высоком эскалаторе.

Во-вторых, страшно потерять контроль над своим поведением . Бывает так, что со страху наговоришь того, чего не следовало бы. Или сделаешь то, чего не следовало бы. На волне страха ведь можно и подраться. От этого возникают опасения нарваться на неприятности.

В-третьих, пугает потеря контроля над своей памятью . Из-за страха перед экзаменом из головы могут вылететь все знания.

В-четвертых, вызывать опасения может потеря нужной концентрации внимания . Если вы ведете машину, то потеря внимания может представлять для вас угрозу.

Как запускается страх перед страхом?

Если страх страха у вас связан с определенной ситуацией, то когда вы в нее попадаете, он многократно усиливается. Так бывает при вождении автомобиля или поездках в метро.

Запускать новый приступ ужаса могут необычные ощущения в теле или любая эмоция. А они возникают в любых стрессовых ситуациях. Стрессорами могут быть как полученная от начальника выволочка, так и долгожданное свидание. О том как стресс приводит к паническим атакам вы можете прочитать в статьях «Как реакция бей или беги приводит к паническому неврозу» и «10 способов уменьшить вероятность панической атаки».

Иногда достаточно представить себе нечто волнительное, вспомнить о чем-то. А дальше подключается воображение и память. Как только вы вспоминаете как мучителен может быть приступ ужаса, вас охватывает страх. Как только вы начинаете представлять себе катастрофические последствия паники, она не замедлит себя ждать.

Страх страха увеличивает общее напряжение и сам по себе повышает вероятность нового приступа страха. Вы внимательно наблюдаете за состоянием своего организма. Стоит вам только заметить что-то необычное, вы пугаетесь. Тут же выбрасывается адреналин. И вот уже сердце начинает бешено колотиться, дыхание перехватывает, кружиться голова. Это усиливает страх. Вы все больше боитесь его последствий. Выбрасывается новая порция адреналина. И вот уже желудок сворачивается в узел, кровь отливает от лица и вас уже тошнит от ужаса. Выходит настоящий замкнутый круг.

Страх перед страхом может стать привычкой бояться. Чем дольше у вас страх страха, тем чаще вас посещают болезненные переживания. Если вы не будете бороться с фобофобией, проблемы будут множиться. Гораздо труднее избавиться от длительно существующей боязни страхов.

Мало приятного испытывать страх. Естественная реакция – избегать ситуаций, в которых он возникал. Именно так многие начинают избегать важных встреч, путешествий, поездок в метро. Особенно тяжело, когда человек избегает выхода из дома и становится затворником. Здесь одна из функций страха – избегание опасностей начинает работать против него. Избегание лишь усиливает страх страха. Оно ограничивает свободу и лишает жизненных перспектив. О том как избегание увеличивает количество страхов вы прочитаете в статье «Избегание пугающих ситуаций и генерализация страха» .

И что же со всем этим делать? О том, как справиться с фобофобией, вы узнаете из статьи «

Адекватный контроль над своей ситуацией невозможен как без достижения определенной степени гармонии между двумя реальностями (ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ), так и достижения гармонии во внутренней реальности (в отношениях между "хорошими" и "плохими" объектами, в способности к интеграции разрозненных объектов в единые объекты). В противном случае мы непременно столкнемся с "клиникой". Как отмечет Мелани Кляйн, "у людей, у которых так сильно преобладает их внутренний мир, что их тревоги не могут быть удовлетворительно опровергнуты и нейтрализованы даже приятными аспектами их взаимоотношений с другими людьми, серьезные душевные проблемы неизбежны".

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Депрессивные переживания возникают всегда, когда человек сталкивается с ощущением, что невозможно осуществлять контроль в важных него сферах. Депрессивные переживания всегда сопровождают крах уверенности в собственном всемогуществе, столь свойственном раннему нарциссизму и, как болезненный атавизм, продолжающемся в нарциссизме патологическом.

При срыве контроля (при нарциссическом кризе, в частности), конечно, возникает масса мощных эмоций (см. ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ЧУВСТВА), человек сталкивается с ТРЕВОГОЙ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ . Но депрессивные состояния большей или меньшей выраженности сопровождают такие кризы всегда.

Уже ребенок переживает депрессивные чувства, которые достигают своего расцвета непосредственно перед, во время и после отнятия от груди. Это состояние ребенка Мелани Кляйн назвала “депрессивной позицией”: "объект, о котором печалятся, есть грудь матери и все, что грудь и молоко представляют для детского ума: а именно, любовь, хорошие качества и безопасность; ребенок чувствует, что потерял все это, и потерял в результате своих собственных неконтролируемых жадных и деструктивных фантазий против груди матери". По мере взросления ребенка "круг любимых объектов, которые в фантазиях подвергаются нападению и потери которых, вследствие этого, опасаются, расширяется из-за амбивалентных отношений ребенка к его братьям и сестрам".

Итак, ребенок стремится к обладанию любимыми объектами и к безраздельному контролю над ними. Однако это оказывается невозможным в силу объективных причин. Мать не всегда может быть в распоряжении младенца; братья и сестры также предпочитают сами определять свою активность. Поэтому печаль от возможной потери контроля будет преследовать ребенка всегда.

С другой стороны, все внешние объекты представлены, как мы знаем, во ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ человека. Но каждый реальный объект представлен поначалу несколькими внутренними объектами, отражающие как плохие, так и хорошие стороны реального объекта. "Плохие" объекты будут (как полагает ребенок) угрожать хорошим. Ребенок будет в своих фантазиях пытаться наказать или устранить плохие объекты. Но, чувствуя, что они все же есть часть любимого внешнего объекта, ребенок будет страшиться своей ненависти к этому объекту, мучиться от ЧУВСТВА ВИНЫ за эту ненависть. В результате ребенок будет обращать упреки и агрессию на самого себя. Эта аутоагрессия способствует усилению депрессивных состояний.

Во взрослом состоянии такие склонности находят свое дальнейшее развитие, проявляясь или усиливаясь при угрозе потери любимых объектов, по сути, - при потере контроля (или даже при угрозе потери контроля - см. ОЖИДАНИЯ) над этими объектами. Всегда здесь будет чередоваться чувство любви к объекту, стремление его удержать и ненависти к нему за то, что тот может "предать", уйти, выйти из-под контроля.

"Эта тревога также ответственна за СОМНЕНИЯ в хороших качествах любимого объекта, - пишет Кляйн. Как указывал Фрейд, сомнение является в реальности сомнением в своей собственной любви и "человек, который сомневается в своей собственной любви, может, или скорее должен, сомневаться в каждой меньшей вещи". То есть, депрессивность будет поддерживаться именно неуверенностью не столько в любви со стороны любимого объекта, но и в своей собственной любви - то есть, по сути, в неспособности контролировать важнейшие чувства (как свои, так и своего любимого объекта).

Самое сильное желание (хотя неосознанное) депрессивного человека - это слияние со своим любимым объектом в некую единую целостность. Поэтому одним из механизмов защиты от такой тревоги будет ИНТРОЕКЦИЯ любимого объекта - его "поглощение" и "встраивание" внутрь себя.

МАНИАКАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Использование механизмов МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ иногда может принимать болезненные формы, проявляясь в маниакальных (или, в более мягком случае, гипоманиакальных) синдромах. При этом человек чувствует себя чрезвычайно хорошо, ощущает себя в состоянии совершать великие дела. Реальность свою (включая свои реальные возможности) он при этом воспринимает некритично, порой вовсе от нее отрываясь и погружаясь в собственную реальность - в мир своих фантазий, которые он принимает за реальность. В этом мире ему все подконтрольно. Он могуч и велик. Здесь налицо отголоски примитивного защитного механизма "ВСЕМОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ".

Предпринимаемая человеком в маниакальной фазе деятельность носит экспансивный и авантюрный характер. Нередко такая деятельность наносит ущерб экономическому и социальному положению человека. С неуместной щедростью раздаривает он свое имущество, легко пускается в необдуманные финансовые авантюры, совершают серию глупостей и оказывается в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. К такому виду реакций, безусловно, можно отнести и погружение в азартные игры.

Приверженность МАГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ может приводить человека и к психотическим проявлениям собственного всемогущества - к бреду величия. Человек, веря в материализацию своих мыслей и слов, своих ритуальных действий, убежден в том, что он в состоянии повлиять не только на свою судьбу, но и на события в окружающем человека мире, будь то другой человек, целая страна или даже вселенная, а то и сам Господь Бог.

ПАРАНОИДНЫЕ СИМПТОМЫ

Согласно Мелани Кляйн, "в паранойе характерные защиты направлены главным образом на аннигиляцию “преследователей”" - то есть на уничтожение "плохих" внутренних объектов, угрожающих целостности Я (Эго) . Тревога по поводу целостности Эго занимает главное место в этой картине, утверждает Кляйн (см. ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ).

Для спасения от "плохих" внутренних объектов, которые вызывают в нем тревогу, человек прибегает к использованию "классической" защиты ПРОЕКЦИИ . При этом свойства плохих объектов выносятся вовне, приписываясь реальным (или выдуманным) объектам из внешней реальности.

Мелани Кляйн приводит следующие причины параноидных реакций в связи с проблемами во внутренней реальности человека.

Первое - это недостаточная интеграция внутренних объектов, то есть раздробленность цельных объектов на хорошие и плохие. Плохие объекты кажутся крайне опасными и преследующими, что вызывает тревогу как за хорошие объекты, так и за само Я, которое оказывается также "разбитым", как и внутренние объекты.

Тревога преследования и подозрительность фантастической природы (см. ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ) слишком велики. Это вызывает большие сомнения также и в "хороших" объектах - как внутренних так и внешних (реальных). В результате у такого человека его "отношение к цельным объектам и к реальному миру находится под влиянием его раннего отношения к интернализированным частичным объектам как преследователям ", подчеркивает Мелани Кляйн: "для параноика характерно то, что, хотя по поводу своей тревоги преследования и своих подозрений он развивает очень сильную и острую способность к наблюдению за внешним миром и реальными объектами, это наблюдение и его чувство реальности тем не менее нарушены, так как его тревога преследования заставляет его глядеть на людей главным образом с точки зрения, являются ли они преследователями или нет".

Отсюда понятно, что параноидные реакции крайне негативно влияют на межчеловеческие отношения. Так, Мелани Кляйн, отмечает: "где господствует тревога преследования, полная и стабильная идентификация с другим объектом, в смысле видения и понимания его так, как он реально существует, и полная способность любить, невозможны".

ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

За чрезмерной фиксацией на страхах по поводу тяжелых заболеваний или поражений внутренних органов нередко прослеживаются параноидные реакции. Так, Мелани Кляйн отмечает, что "боль и другие манифестации, которые в фантазии происходят от атак внутренних плохих объектов против Эго являются типично параноидными". Эта группа ипохондрических состояний крайне упорствует попыткам лечения, ведь за страданиями и опасениями скрываются (часто неосознаваемые) атаки "плохих" объектов, готовых уничтожить человека через нанесение вреда его организму. "Контроль" над этими объектами достигается именно лишь через фиксацию на своих соматических жалобах и опасениях, что отвлекает внимание человека от "плохих" объектов его внутренней реальности.

Другая часть ипохондрических расстройств больше связана с депрессивными реакциями. то есть с попытками человека сохранить свои хорошие объекты от нападок со стороны плохих внешних объектов или со стороны БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО (Ид) . В этой внутренней борьбе Я (Эго) "идентифицируется со страданиями хороших объектов", пишет Мелани Кляйн. Человек при этом буквально "нянчится" со своими органами и частями тела, стараясь спасти их от болезней и страданий, как будто они есть его самые близкие люди.

Мелани Кляйн приводит в качестве примера случай одного учителя, который был озабочен состоянием практически всех своих органов: "различные органы, которые он старался вылечить, идентифицировались с его ИНТЕРНАЛИЗИРОВАННЫМИ братьями и сестрами, перед которыми он чувствовал вину и которых он должен был непрерывно держать в порядке". Причиной такого состояния Кляйн называет разрушение в фантазиях этого человека его внутренних объектов, соответствующих его братьям и сестрам, что вызвало мучительнейшее ЧУВСТВО ВИНЫ и стремление исправить ситуацию.

НАРУШЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Нацеленность на контролирование своих физиологических функций, выражается в повышенной озабоченности сном, потенцией, стулом, другими выделениями.

Недоверие своему организму приводит к иррациональным стахам перед бессонницей, запорами, к страху импотенции и даже к стразу задохнуться или поперхнуться.

Для "борьбы" с такими "нарушениями" необходима так называемая парадоксальная интенция, предложенная Виктром Франклом. Она проявляется в "смехе в лицо страху". Так, при бессоннице человек должен желать нежелаемое - то есть вместо того, чтобы ворочаться, беспокоясь от того, что никак не удается заснуть, стараться во что бы то ни стало не спать!!! Рано или поздно природа возьмет свое, и придет сон.

При страхе недостаточной потенции Франкл рекомендует нацеленность на процесс отношений (на наслаждение близостью, теплом), а не на успех (то есть на непременную эрекцию и коитус). При этом - рано или поздно - совершенно естественным путем случится и то, и другое. Однако и тут не следует радоваться "успеху", оставаясь погруженным в наслаждение самим процессом.

СОМАТИЗИРУЮЩИЕ РАССТРОЙСТВА

Винникотт подчеркивает "опасность для Эго, исходящую от плохих внутренних объектов". Агрессивные, опустошенные и истощенные внутренние объекты могут постепенно опустошать и истощать также и самого человека, пытающегося взять их под свой контроль.

Стремление оградить себя, свою сущность от опасного воздействия своей внутренней и внешней реальности, заставляет человека постоянно концентрировать внимание на своем теле, пытаясь взять его состояние и функции под свой контроль. Но получается, что он "берет под контроль" все, что в организме происходит автоматически и, в принципе, не поддается никакому контролю.

Фокусировка внимания на каком-либо органе вызывает восприятие ощущений, которые в любом другом случае не вопринимаются, отфильтровываясь на полпути и не допускаяси в сознание. Так человек начинает ловить и анализировать сигналы "опасности". Так появляется симптом, который (как и описанная выше фобия) становится "реальным" врагом, отвлекая внимание от мучительного переживания тревоги.

Постоянный стресс и напряжение вследствие переживаемой тревоги может выливаться в появление и реальных соматических расстройств, например, ишемической болезни сердца, гипертонии.

Как отмечает Фриц Риман, "трудности и конфликты, которые подобные люди не могут преодолеть, переводятся в соматические симптомы; при этом соответствующая проблематика, относящаяся к органам чувств и органам, осуществляющим контакты, заменяется на признаки поражения кожи и дыхания в форме экзематозных и астмоидных расстройств, иногда встречающихся уже в раннем возрасте. Кожа есть орган, отграничивающий нас от внешнего мира, и если внешний мир вызывает беспокойство, отражающее трудности контактов, то это проявляется в преходящих кровотечениях, псориазе, потливости и пр.".

***

Близко к соматизирующим расстройствам и к депрессии стоит так называемый "burn-out" („синдром выгорания“). Он возникает от переутомления вследствие неустанных попыток помогать другим (недаром другое название - синдром помощника), контролируя чужие ситуации. Другая причина - чрезмерная активность для достижения наилучших результатов в своей работе или даже в любимом деле. Игнорируемые сигналы переутомления, постоянное подстегивание устающего организма приводят к сильному истощению и физических, и духовных сил.

Этот синдром может быть образно представлен как „провисание“ тросов, движущих механизмы, влекущие человека в будущее. Если мы вспомним, что НАДЕЖДА есть СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ВРЕМЕНАМИ , то это "провисание" будет еще означать и отсутствие надежной опоры в настоящем для старта в будущее. То есть ситуация становится как бы безнадежной. Здесь потеря ощущения контроля будет идти рука об руку с ощущением потери СМЫСЛА и значительным уменьшением или отсутствием ИНТЕРЕСА к тому, что происходит вокруг или ожидает в будущем.

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

"Все хорошо, прекрасная маркиза
Все хорошо, все хорошо..."
Известная песенка

В основе этих (как, впрочем, и маниакальных реакций) лежит ОТРИЦАНИЕ – классический защитный механизм, заключающийся в отказе признать и принять существование проблемы. Здесь слышны отголоски древнего мышления, при котором непризнание или отрицание чего бы то ни было означает то, что оно попросту не существует.

И если все действительно так прекрасно и ничего плохого не случилось, то можно радоваться и порхать по жизни дальше. Можно выбирать то, что нельзя, но очень хочется. Ведь даже если что-то не получится, даже если возможности попросту не существует - что ж, не привыкать. На следующем этапе можно сквитаться с СУДЬБОЙ и взять "свое". Ведь у ИСТЕРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ "много жизней" - как у персонажа компьютерных игр.

Люди, прибегающие к отрицанию, попросту закрывают глаза на обстоятельства, не укладывающиеся в их жизненную концепцию. Например, они могут игнорировать первые (а иногда и вполне явные) признаки болезни, трудности на работе, проблемы во взаимоотношениях с близкими.

Примеры такой защиты, которые могут иметь весьма негативные последствия, приводит Нэнси Мак-Вильямс: алкоголик или наркоман, отрицающие свою болезненную зависимость; женщина, закрывающая глаза на опасность избивающего ее мужа; старик, который продолжает водить машину, игнорируя факты ухудшавшейся концентрации и способности к реакции.

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Мы рассматриваем этот метод защиты (ВРЕМЕННАЯ ДИССОЦИАЦИЯ) в нескольких главах, посвященных СМЕЩЕНИЮ ПО ОСЯМ БЫТИЯ .

Начинается все, как обычно, в раннем детстве - в экстремальных ситуациях насилия или смерти ближних. В дальнейшем такие приемы могут использоваться и в менее травмирующих ситуациях, достаточно лишь сигнала о том, что будет плохо. Этот механизм - сродни панике, которая тоже начинается от малейшего "триггерного" воздействия пугающей мысли. Однако, если паника означает полное присутствие в пугающей ситуации, то диссоциация проявляется "уходом" из этой ситуации.

РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ

БУЛИМИЯ

При этой форме расстройства приема пищи одним из ведущих симптомов являются атаки чрезмерного поглощения всевозможной еды. Такие атаки являются ответом на непереносимые для человека конфликтные ситуации.

Для людей подверженных булимии характерны нацеленность на независимость, стремление подавить страхи и чувства печали при одновременной сильнейшей потребности в признании и заботе, склонность к совершенству (в частности, в то, что касается своего внешнего облика) и самоконтролю при одновременно сниженной самооценке (вплоть до ненависти к себе) и непереносимости чувства стыда.

Конфликты выливаются в слом систем контроля над собой и своими импульсами - и человек поддается искушению, набрасываясь на еду. После, однако, человек снова пытается взять ситуацию под свой контроль и нейтрализовать постыдную импульсивность. После булимической атаки нередко искусственное вызывание рвоты или злоупотребление слабительными средствами.

АНОРЕКСИЯ

Анорексией называется патологический отказ от еды. Причин у анорексии много, но мы отметим в свете рассматриваемой здесь темы лишь некоторые из них. Это перфекционистические черты характера, недовольство собой, стремление избежать или сгладить конфликты и стремление взять свою жизнь под свой полный контроль, выйдя при этом из-под чужого контроля (как правило, контроля со стороны родителей - неважно, реально чрезмерного или лишь воспринимаемого таким). При этом человек склонен к чрезмерным усилиям, что имеет целью подпитать собственную ГОРДЫНЮ , показав себе и другим, на что он способен (например, терпеть, переносить мучения и добиваться своего).

Ниже коротко опишем случай атипичной анорексии:

Девушка из неблагополучной семьи. Родители часто ссорились, отец злоупотреблял алкоголем, доминантная мать компенсировала проблемы тягой к порядку. С раннего детства пациентка опасалась развода родителей и старалась (ей доступными и понятными способами) сглаживать конфликты и предотвратить развод родителей. С началом учебы в школе ведущим способом стало стремление быть лучшей ученицей.

В возрасте 15 лет она не позволяла себе есть до тех пор, пока не осилит каждодневную добровольную повинность - заниматься вечером после школы не менее 5 часов. Если ей не удавалось соблюсти это правило, она не разрешала себе прикоснуться к еде. Еда здесь превращалась в искушение. Очень редко девочка не выдерживала, стаскивала кусок торта или колбасы – и испытывала жуткое ощущение стыда за собственную слабость и бессилие перед лицом соблазнов.

И в наказание она брала бритву и наносила себе несколько довольно глубоких царапин на предплечье.

Здесь мы видим связь тревоги потери контроля с саморазрушительными действиями. Можно предполагать, что самоповреждения в этом случае (и в подобных случаях) могут носить и некий ритуальный характер – как некое магическое действо (в рамках МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ), способное изменить ситуацию.

СУИЦИД

Мелани Кляйн описала механизмы, приводящие к суициду при депрессивных состояниях. Так, самоубийство может быть направлено против интроецированного "плохого" объекта. При этом Я (Эго), стремясь убить свои плохие объекты, "в то же самое время нацелено на сохранение своих любимых объектов, внутренних и внешних". При этом в своих фантазиях, лежащих в основе самоубийства, "нацелены на сохранение внутренних интернализированных хороших объектов и той части Эго, которая идентифицирована с хорошими объектами, и также на разрушение другой части Эго, которая идентифицирована с плохими объектами и с Ид (БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ) ; таким образом Эго получает возможность соединиться со своими любимыми объектами".

В других случаях, самоубийство может быть вызвано стремлением защитить и сохранить свои хорошие и любимые реальные объекты. Причем человек защищает их ни от кого иного, как от самого себя - от своего Я, которое идентифицируется им с его "плохими", ненавидимыми им внутренними объектами. И не только с ними, но и с его бессознательным. Это как бы месть им за то, что те "атакуют" хорошие объекты, угрожая им. В акте суицида проявляется борьба человека с его неконтролируемой ненавистью в отношение к хорошим внешним объектам. Человек боится такой ненависти, в результате он переносит ее на самого себя, стремясь себя наказать и, тем самым, искупить ЧУВСТВО ВИНЫ и спасти от "самого себя" свои любимые объекты.

Так, самоубийство можно рассматривать как акт контроля над своей ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ .

"Самоубийство является одним из способов бытия-в-мире", заявляет Ж.-П. Сартр, имея в виду, что даже этот акт - сфера полной ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека и сфера его контроля. Иными словами, самоубийство, если оно конечно не совершается в состоянии замутненного сознания или импульсивно (при этом, как правило, человек не хочет себя убить, используя суицид как попытку контроля окружающих, как нечто манипулятивное, как крик о помощи), является выбором человека и способом контроля его реальности.

Имеется немало случаев так называемого сбалансированного суицида, когда самоубийство является результатом скрупулезного взвешивания всех ЗА и ПРОТИВ. Человек с ясным сознанием решается уйти из жизни, поскольку не видит для себя впереди ничего хорошего.

Вот один очень наглядный случай:

Пациентка 85 лет (ясный ум и хорошая память). Всю жизнь по словам дочери при проблемах прибегала к „суициду“ – таблетки или порезы запястья. Прибегала она к этому в ситуациях, в которых не могла контролировать отношения с мужем.

После смерти мужа 20 лет пациентка вела вполне нормальный образ жизни. Никаких суицидальных реакций не было. Женщина была самостоятельна вплоть до последних месяцев, когда возникла декомпенсация сердечной недостаточности. Вследствие одышки и слабости она не смогла выходить из дому.

Она была пару раз на стационарном лечении, но физическое состояние существенно не улучшалось. Тогда женщина поняла, что она не в состоянии дальше быть самостоятельной и держать свою жизнь под контролем. От отчаяния она приняла 50 таблеток из тех, что обычно принимала как снотворное в течение десятилетий.

Попытка самоубийства не удалась, о чем пациентка сожалеет. Она хорошо жила до последнего времени (последние 20 лет), однако сейчас она не видит возможности снова взять жизнь под свой контроль. Более того, дочка предлагает ей сиделку или даже перебраться в дом престарелых для ухода. Это означает для пациентки тотальную потерю контроля над своей жизнью.

Казалось бы, все взвешено. Но, как я уже говорил в других разделах, нередко человек, решающийся на самоубийство, все же не может (в силу суженности сознания) воспринимать свою реальность в широкой перспективе. Часто будущее, дающее энергию бытию, оказывается скрытым за негативными мыслями о настоящем, свойственными депрессии. Как часто бывает, что после неудачной попытки уйти из жизни человек находит новые мостки в будущее, открывает новые СМЫСЛЫ в своей текущей ситуации, так что она перестает быть безнадежной.

САМОПОВРЕЖДЕНИЯ

К таким действиям человек обычно прибегает не для того, чтобы лишить себя жизни, а, наоборот, чтобы почувствовать себя еще живым, способным воспринимать реальность (как внешнюю, так и ВНУТРЕННЮЮ). Частой причиной такого, казалось бы, нелогичного поведения является именно потеря контроля над цельностью своей внутренней реальности, когда привычные внутренние объекты вновь расщепляются, когда выходящие из них "плохие" объекты грозят захватить все рычаги контроля как внутри психики человека, так и вовне. Порождаемое такой ситуацией чувство отчаяния и ощущение внутренней ПУСТОТЫ "заставляет" человека нанести себе несколько порезов бритвой или потушить о собственную кожу окурок.

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и другие причины подобного поведения. Так, ЧУВСТВО ВИНЫ за то, что человек не сумел уберечь свои любимые внутренние объекты целыми и невредимыми или "преследовал" в своих фантазиях "плохие" объекты (являющиеся отражением некоторых сторон реальных, часто близких людей), заставляет человека наказывать себя таким образом.

Вы уставали настолько, что боялись сойти с ума, перестать управлять ситуацией и собой? Страх сумасшествия (лисофобия) – крайняя форма боязни потерять контроль над собой. Но эта фобия встречается редко, чаще люди боятся впасть в гнев, истерику, ярость и совершить непоправимую ошибку. Или оказаться в состоянии беспомощности, стать заложником ситуации.

В психологии под контролем над ситуацией подразумевается уверенность человека в себе и своей безопасности. В ситуации, когда человек не чувствует достаточного контроля, возникает в реальном или воображаемом порядке. Так развивается , стремление к составлению списков, попытки контролировать других людей, .

Страх потери контроля – тревожное состояние, сопровождающееся волнением. Наверняка вам приходилось сдавать экзамены, и думаю, не всегда вы были готовы на 100 %. Что чувствует неподготовившийся студент? . Он боится потерять контроль и завалить экзамен. Вот и человек, не готовый к жизни, боится потерпеть неудачу.

Потребность в порядке заставляет искать иллюзорные способы контроля. Так рождается увлеченность гороскопами, гаданиями, вера в приметы и суеверия, амулеты и прочее.

Потребность в контроле и безопасности – первичная, физиологическая потребность. Она есть у любого человека. Потому в кризисной ситуации социальной, политической или экономической нестабильности общества люди растеряны и запуганы.

Кстати, таким сознанием проще управлять. Иногда ради этого народ запугивают специально, транслируя в СМИ провокационные новости. В эти моменты нужно обязательно помнить о внутренних Это позволяет сохранить рациональность и снова почувствовать контроль.

Причины страха

Страх потери контроля не является самостоятельной проблемой. Это вид панического или или следствие , .

На развитие страха беспомощности влияет ряд факторов:

  • неуверенность;
  • повышенная тревожность;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • депрессивные наклонности;
  • перегрузки нервной системы;
  • чувство неопределенности будущего;
  • повышенное чувство ответственности;
  • перфекционизм;
  • попытки тотального контроля над миром и собой;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • непосильные и многочисленные обязанности.

Люди, подвергшиеся в детстве тирании, чувствующие опасность, больше остальных подвержены паническим атакам, тревогам и страхам. Негативно отражается в условиях требовательности, повышенной моральной ответственности и ожиданий. Как один случай жестокого наказания за ошибку, так и систематические условия напряжения в будущем формируют страх потери самообладания или утраты контроля над ситуацией.

Что вызывает страх у ребенка:

  • алкоголизм, драки и скандалы родителей (он не способен контролировать их поведение, никогда не знает, чем закончится очередной скандал);
  • жесткие наказания за забытую чашку или испачканную рубашку;
  • требования сидеть с младшим братом и наказание при неудачах (например, малыш ударился).

Страх потери контроля формируется после повторяющихся стрессовых ситуаций. Если в каких-то условиях человек испытал сильное волнение, с трудом сохранил самообладание, например, вышел с достоинством из , то при повторяющихся похожих ситуациях внутреннее напряжение нарастает. Индивид боится, что ситуация повторится, но он не сможет с ней совладать.

Другой пример – на улице девушка столкнулась с неадекватным подвыпившим человеком и чудом от него спаслась. В этом случае для формирования страха будет достаточно одного случая. Аналогично действует ДТП. Авария или занос машины, не закончившийся аварией, закладывает страх повторения ситуации с неблагоприятным исходом.

Собственный негативный опыт потери самообладания – еще одна причина страха потери контроля. Кроме этого, фобия развивается в ситуации наблюдения (человек видел, как кто-то потерял контроль над собой или ситуацией).

Страх потери контроля усугубляется в ситуации нестабильности, в периоды кризисов личности, внутренних или внешних изменений, не поддающихся объяснению. Когда человек ощущает, что внутри него что-то изменилось, например, резко меняются интересы или из-за хронической усталости заметно ухудшилась память, то страх дальнейших ухудшений и полной потери контроля над собой усугубляется.

Как избавиться

Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии к себе, миру, конкретным людям. На самом деле речь идет не о страхе, а об ответственности, планировании, способностях и возможностях. При каких условиях человек не становится заложником обстоятельств:

  • он уверен в себе;
  • у него адекватная ;
  • он хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках;
  • человек умеет преодолевать ;
  • он знает, в каком направлении двигается и каков ;
  • у него есть жизненный план.

Похож ли этот портрет на вас? Если нет, то определите, какой пункт нуждается в доработке. Начните работать.

Причина страха потери контроля – и , вытекающее из нее. Каждый, кто боится потерять контроль, винит себя за что-то в прошлом, не простил ошибку.

Если это ваш случай, то осознайте причину вины. Теперь подумайте, виновны ли вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации вы не обладали должными знаниями или умениями. Но теперь вы опытны и умны. А если нет, то приобретите недостающий навык. Так люди, боящиеся подвергнуться нападению, идут на курсы самообороны. А студент, попавший однажды впросак, активно расширяет кругозор и развивает эрудицию. Теперь он с кем угодно вступит в полемику, но уже не будет высмеян.

С травмами самостоятельно справиться получается не всегда. Если корни заложены в детстве, то устранение неуверенности или повышение самооценки – маскировка, а не решение. Список возможных психотравм бесконечен. Но если выделить их общую суть, то речь идет о предательстве, утрате доверия, унижениях, одиночестве, обвинениях.

Для полноценного избавления от страха потери контроля нужно обратиться к психотерапевту, так как это элемент расстройства или состояние, предшествующее ему.

ГЛАВА 4 Страх потери контроля над ситуацией

Под воздействием склада характера или негативного опыта в прошлом многие из нас перестают доверять другим. Этот простой факт имеет колоссальное значение для вашего ощущения во время полета. Полет, будучи явлением непонятным и потенциально опасным, активирует в нашем сознании недоверие, неумение передать ответственность за вашу жизнь и здоровье другим людям, причем активирует в гипертрофированной форме. Если вы можете идентифицировать подробную проблему у себя, вам необходимо заменить привычку НЕ ДОВЕРЯТЬ на привычку ДОВЕРЯТЬ. Как это сделать? Это не сложно, хотя и не совсем приятно. Подробные инструкции я приведу ниже, в разделе «Что же делать со своим страхом».

Реальные опасности и то, что таковыми только КАЖЕТСЯ.

У вас будет продолжать развиваться аэрофобия, до тех пор пока вы не заставите себя мыслить фактами, а не предположениями. Согласитесь, ваши предположения вполне могут быть ошибочны, в отличие от ФАКТОВ. Любая фобия основана на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ, а для победы над ней нужны только факты.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Пример № 1

Вы со своими друзьями отдыхаете на природе. Погода прекрасна, у вас восхитительное настроение, шашлык уже почти готов и ничего не предвещает беды. В этот момент один из ваших друзей вскрикивает от испуга и говорит, что ему показалось, что он только что видел в траве змею.

Все ваши чувства и эмоции поменяются в ту же секунду, вы будете напряжены, ваше прекрасное настроение сменится желанием покинуть то место, где вы находитесь. Все для того, чтобы обеспечить вашу личную безопасность. Факта наличия змеи нет, однако ваш отдых – испорчен, так как вам КАЖЕТСЯ, что вы в опасности.

Пример № 2 Маленький ребенок боится, что в туалете живет Бармалей. Его поведение сопряжено со страхом Бармалея, посему он обходит туалет стороной, просит держать ночью свет включенным, сопровождать его в туалет и т. д. Факта наличия Бармалея нет, но для мозга малыша этот вымысел о Бармалее – почти свершившийся факт.

Следовательно,

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Дети с небес автора Грэй Джон

8. НОВЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ Когда ребенок не слушается или отвергает контроль со стороны старших, позитивное воспитание не определяет его поведение как плохое или неправильное, но просто констатирует, что ребенок вышел из-под контроля - из-под

Из книги Тип Один автора Кьюрри Алан Роджер

автора Холлис Джеймс

Глава 2. ПЕЧАЛЬ, ПОТЕРИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Исцели свое сердце! автора Хей Луиза

Глава 6 Другая любовь, другие потери Кроме расставаний, разводов и смерти существуют и другие виды потерь, и некоторые из них более очевидны, чем другие. Легко распознать такие виды потерь, как выкидыш или потеря работы. Другие не так просто увидеть – например, неудача в

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Страх как полезный сигнал. Как происходит манипуляция людьми через страх? В предыдущей главе мы начали говорить о пользе страха, вернее, о его гражданской и общественной функции. Давайте сейчас рассмотрим нашего врага еще ближе, может быть он уже и не покажется

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 1 Страх смерти как основа всех наших страхов. Страх столкновения с потусторонним миром Сегодня утром я проснулась в холодном поту. Мне снилось, что все вокруг вдруг стало подчиняться не привычным нам законам природы и разума, а какой-то неведомой силе, которая

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Глава 1. Отпираем входную дверь Страх перемен, страх неизвестного Не смотрите в прошлое с печалью. Оно не вернется. С умом улучшайте настоящее. Оно – ваше. Идите вперед, навстречу туманному будущему, без страха. Генри Уордсворт Лонгфелло Стоя в открытых дверях, мы, наконец

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Самостоятельность и ощущение контроля над ситуацией Помимо тревоги от ощущения неопределенности Эмили испытала стресс. Она вдруг поняла, что теперь меньше контролирует собственную работу, чем раньше, и это стало для нее настоящим шоком. Теперь ей нужно согласовывать

Из книги Дрессировка твоей девушки автора Садковский Сергей

Глава 3 Вы можете справиться с любой ситуацией? Как научиться не отступать перед трудностями Наша жизнь определяется не тем, что с нами происходит, а тем, как мы реагируем на это; не тем, что преподносит нам жизнь, а тем, как мы к этому относимся. Позитивное отношение влечет

Из книги Душевные омуты [Возвращение к жизни после тяжелых потрясений] автора Холлис Джеймс

Глава 17. Признаки потери интереса Как узнать, что девушка теряет к тебе интерес? Этот вопрос мне часто задают парни, у которых появляется такое внутреннее чувство. Я сам проходил через это, и знаю, что мое предчувствие часто оказывалось правильным на

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 2. Печаль, потери и предательство

Из книги Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть автора Кюблер-Росс Элизабет

Глава 17. Старение, потери и сексуальное развитие Процесс старения накладывает на развитие непреодолимый отпечаток инволюции. Болезни и общее ухудшение здоровья могут преждевременно положить конец сексуальной жизни, однако при отсутствии конкретных заболеваний это

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Глава 4. Потери ДЭВИДМолодой человек, заканчивавший писать диссертацию по психологии, боролся за жизнь тяжело больного деда, который с детства помогал растить его. По его словам, частью этой борьбы был выбор: брать ли ему отсрочку на последнем курсе, чтобы больше времени

Из книги автора

Страх потери контроля «Мы полагаем… что управляем своими жизнями; мы строим планы и заводим записные книжки, а затем, когда оборачиваемся, чтобы взглянуть на себя, понимаем, что у жизни своя структура, свой вектор». * * *В один прекрасный день в конце марта я возвращалась на

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

Загрузка...