docgid.ru

Здорового сна в правильном положении. Что значит здоровый сон. Как выбрать идеальный будильник

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием "уровень интеллекта человека" (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится - и всё, там и останется. И образования не помогут. А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской - будет в этом же лесу чувствовать себя как дома. И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример. Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово "психология" меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект - это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд...

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально. Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры - и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать - тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел. Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее - скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее. В психологический словарь, конечно, можно залезть - но там тоже слишком общо всё представлено. А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

    гибкость мышления;

    опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

    уровень образования;

    уровень общей эрудиции и знаний;

    внимательность;

    память человека;

    развитие некоторых личностных качеств;

    наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились - подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека. Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке. В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас. Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления - это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования - нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания. Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их. Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость - это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения. Другой вариант - нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке. Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору - то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации. А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт - то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант - это соединение образования и опыта. Образование - это теоретический фундамент, опыт - это использование теоретических знаний на практике. Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности - кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд. Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт - уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой. В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю. Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты - внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость. Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! - скажите вы. А я вам возражу. Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата - да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости. Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной . Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом - это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ. Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли. Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил - помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно. В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать - служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова - «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова. И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других - оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой - прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.

Развитие интеллектуальных способностей предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальная адаптация, а также способность решать психологические проблемы.

Психологи для определения возрастных изменений интеллектуальных способностей употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.

Можно ли влиять на развитие интеллекта?

В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свои умственные навыки на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллектуального развития можно прогнозировать сравнительно рано - даже в раннем детстве. Многие исследователи в области физиологии и психологии полагают, что интеллектуальные способности 5-летнего ребенка составляет половину способностей взрослого, а интеллектуальное развитие 8-летнего ребенка достигает 80% умственного развития взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие умственных способностей ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения умственного развития возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.

Умственное развитие человека обусловлено наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% умственного мышления человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов. Сегодня многие ученые утверждают, что интеллектуальность наследуется почти на 90%.

Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ) - это во время специального тестирования установленное соотношение интеллектуального возраста (ИВ) и возраста человека (ВЧ). Результаты теста оцениваются согласно среднему значению, характерному для этой возрастной группы людей, по формуле IQ = ИВ:ВЧ х 100.

Какой IQ высокий, а какой - низкий? Существует множество тестов и таблиц с разными значениями, ниже приводим общепринятую таблицу уровня IQ:

  • IQ IQ = 70-79 - очень низкий.
  • IQ = 80-89 - низкий.
  • IQ = 90-109 - средний.
  • IQ = 110-119 - высокий.
  • IQ = 120-129 - очень высокий.
  • IQ>130 - самый высокий.

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова

Фото с сайта mignews.ru

18 марта 2016 года отмечается Всемирный день сна. Казалось бы, зачем отмечать это событие? Ведь в представлении цивилизованного человека сон — лишь пустая трата времени. Зачем проводить треть своей жизни в кровати, когда можно работать за компьютером, смотреть фильмы или гулять.

Однако исследования показывают, сон наравне с пищей жизненно важен. Он выполняет целый ряд нужных функций. Это и психическое восстановление: перевод из кратковременной в долговременную память важной информации, забывание ненужного, а также решение бессознательных и осознанных конфликтов. Это и физическое восстановление как мозга, так и тела человека. Всем известна поговорка «Дети растут во сне», она научно доказана: именно во сне выделяется гормон роста, который отвечает за анаболические процессы в теле, как взрослых, так и детей. Участвует сон и в нормализации обмена веществ, а также в поддержании и активизации иммунитета.

В среднем в XX и XXI веке человек стал спать на 1 час меньше, чем его предки. Большинство людей понимают, что недостаток сна на следующий день приводит к сниженному настроению, ухудшению концентрации внимания и обучаемости. Но далеко не каждый осознает, что столь пренебрежительного отношения современного человека ко сну в долгосрочной перспективе является одной из причин снижения иммунитета, увеличения заболеваемости депрессией, ожирением, сахарным диабетом, гипертонией и даже раком.

Норма сна индивидуальна для каждого человека и варьируется от 4 до 12 часов в сутки. А чтобы сон был достаточно глубоким и восстанавливающим, необходимо соблюдать 10 правил хорошего сна, которые были сформулированы Всемирной ассоциацией медицины сна (World Association of Sleep Medicine), которые переведены и адаптированы И. М. Завалко, Л. С. Коростовцевой и Е. М. Руцковой. Этих простых рекомендаций следует придерживаться каждому человеку: тому, кто никогда не испытывал нарушений сна, но хочет спать крепче и просыпаться более бодрым и отдохнувшим, и, конечно, тому, кто иногда или постоянно страдает от бессонницы в связи с быстрым темпом современной жизни, стрессом или по другим причинам.

10 правил здорового сна для взрослых

Рассказывает Ирина Завалко, к. м. н., врач невролог-сомнолог Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна ФМБА.

  1. Сформируйте привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время (включая выходные дни). Циркадианные (суточные) ритмы играют важную роль в регуляцию сна. Четкий режим отхода ко сну и подъема с кровати стабилизирует эти ритмы. Именно существование суточных ритмов приводит к тому, что обычно бывает трудно заснуть в непривычное время, например на 1-2 часа пораньше. А более позднее пробуждение приводит к отставанию “внутренних часов”. Часто такое происходит в выходные, когда современный человек старается отоспаться, поздно просыпаясь утром. Эта компенсация недостатка сна приводит к «бессоннице выходного дня», когда вечером в понедельник заснуть в привычное для рабочей недели время не удается.
  2. Если для Вас важен дневной сон, придерживайтесь режима, при котором он будет приходиться на первую половину дня. Некоторые жители жарких стран (Италия, Испания) и маленькие дети спят днем постоянно, и это не влияет на качество их ночного сна. Однако если человек, не имеющий такой привычки, подремлет днем, это может привести к трудностям засыпания вечером и более поверхностному и прерывистому сну. Особенно сильное влияние на ночной сон окажет отдых в послеобеденное и вечернее время.
  3. Избегайте употребления алкоголя и не курите перед сном (за 4 часа до отхода ко сну). Никотин обладает возбуждающим действием на нервную систему, удлиняя засыпание и нарушая структуру ночного сна. С алкоголем дело обстоит несколько иначе: хотя сам этанол помогает некоторым людям расслабиться и быстрее заснуть, его метаболиты нарушают сон, делая его прерывистым и уменьшая продолжительность сна.
  4. Избегайте употребления кофеинсодержащих напитков/продуктов, чая, газированных напитков, а также шоколада менее чем за 4-6 часов до отхода ко сну. Всё вышеперечисленное содержит вещества, возбуждающие нервную системы. И даже несмотря на то, что некоторые люди не ощущают после чашки кофе прилив силы, а иногда и ощущают субъективно сонливость, научные исследования показывают, что кофеин и в этом случае нарушает структуру сна, делая его более поверхностным.
  5. Избегайте употребления тяжелой, острой, сладкой пищи менее чем за 4 часа до отхода ко сну. В то же время легкий перекус (например, несладкий йогурт, небольшая порция нежирного творога, фрукты) полезен перед отходом ко сну. Тяжелая пища и легкоусвояемые углеводы могут затруднять засыпание. Но и чувство голода может мешать уснуть. Поэтому легкий перекус может быть включен в ритуал отхода ко сну.
  6. Поддерживайте активный образ жизни и регулярно выполняйте физические упражнения, однако избегайте повышенных физических нагрузок непосредственно перед отходом ко сну. Сон и бодрствование – две стороны одной медали. Чем активнее бодрствование, тем крепче сон. В тоже время интенсивные физические нагрузки активируют симпатическую нервную систему, повышают давление и частоту сердечных сокращений, поэтому сразу после силовых нагрузок в тренажерном зале заснуть будет трудно.
  7. Используйте комфортные и приятные постельные принадлежности (постельное белье, подушки, матрас и др.). Для процесса сна важно поддержание расслабленного состояния, чувство уюта и защищенности. Колющееся или вызывающее раздражение белье, слишком большая подушка, слишком мягкий матрас могут нарушать сон.
  8. Установите индивидуальный, комфортный для вас температурный режим в спальне и следите за тем, чтобы комната регулярно проветривалась. Как показали научные исследования, температура воздуха оказывает значительное влияние на сон, его глубину и продолжительность. Стандартными рекомендациями является проветривать спальню перед сном и поддерживать температуру воздуха на уровне +18-22 градусов, компенсируя при необходимости недостаток тепла одеялом.
  9. Используйте все возможности, чтобы максимально снизить звукопроницаемость и освещенность спальни во время сна. Свет является основным регулятором циркадианных ритмов. Даже неяркий свет может снижать выработку «гормона ночи» — мелатонина. Поэтому жителям больших городов, в которых ночью улицы ярко освещены и за окном жилого дома часто находятся неоновые вывески, рекомендуют использовать темные непрозрачные шторы и жалюзи. Звук является еще одним фактором, влияющим на сон и, если монотонный приятный шум, например шум дождя, может помочь человеку расслабиться и заснуть, то большинство техногенных шумов (звуки машин, поездов и т. д.), а также музыка и громкий разговор мешают уснуть, делают сон более поверхностным и прерывистым.
  10. Используйте кровать только для сна и интимной близости, избегайте любой другой деятельности в кровати (чтение, работа за компьютером, просмотр телепередач и прочее). Постель должна ассоциироваться со сном. Тогда укладывание в кровать будет восприниматься организмом как сигнал к расслаблению и отходу ко сну, и крепкий сон не заставит себя долго ждать.
Загрузка...