docgid.ru

Гигиена нервной системы и отдельных органов нервная

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Физиология нервной системы

5. Защитная роль торможения

6. Гигиена физического труда

7. Гигиена умственного труда

8. Режим дня

9. Физиология труда

Заключение

нервный система мозг рефлекторный

Введение

Нервная система человека функционирует непрерывно и днем и ночью. Согласованная деятельность систем органов совершается под постоянным воздействием нервных влияний. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга. Сложные нервные процессы, протекающие в головном мозге человека, - это основа его сознательной деятельности, проявляющейся во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, занятия в школе и других учебных заведениях - связана с разнообразными проявлениями высшей деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложнейшими мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается, прежде всего в его центральной нервной системе.

Нормальная деятельность организма зависит в большой степени от состояния ЦНС и особенно головного мозга. Вот почему переутомление ЦНС влечет за собой расстройство ряда жизненных функций организма, ведет к резкому уменьшению или даже потери работоспособности.

1. Физиология нервной системы

Нервная система подразделяется на центральную и периферическую части. Центральная часть составляет головной и спинной мозг, периферические - нервы и нервные узлы.

Нервы - скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.

Разделение нервной системы на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.

2. Основные свойства нервной системы

Нервная система имеет ряд специфических свойств:

Раздражимость

Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

Возбудимость - способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.

Торможение - результатом, которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма как единое целое (интеграция) и согласование взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.

Импульсы возбуждения, возникающие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяются на соседние ее участки. Это распространение возбуждения в центральной нервной системе называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительное нанесенное раздражение.

В естественных условиях, несмотря на широкие возможности иррадиировать по ЦНС, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций.

В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Теперь вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной, отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции.

В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция.

3. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс - ответ на раздражение при участии ЦНС. Рефлекторная дуга начинается с рецепторов. Они воспринимают внешнее раздражение и преобразуют его в систему нервных импульсов. Рефлекс происходит, когда все звенья рефлекторной дуги возбуждены. Если хоть в одном звене развивается торможение и нет обходных путей, рефлекс проявляться не будет.

В рефлекторной деятельности различают прямые связи, идущие от мозга к органам и вызывающие их работу, и обратные связи, информирующие мозг о достигнутых результатах.

4. Вегетативная нервная система

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы включает центральную и периферическую части. Возбуждение из центральной части головного и спинного мозга, поступая сначала в нервные узлы на периферии, перерабатывается нейронами узла и только после этого идет от них к органам.

В автономном отделе нервной системы различают два подотдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический подотдел активизируется при напряженной деятельности (система аварийной ситуации), парасимпатический - при переходе от работы к покою (система отбоя).

Однако обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям.

5. Защитная роль торможения

Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной мере задерживает процессами торможения, постоянно протекающими в ней.

Торможение - это одно из защитных приспособлений организма. Оно предупреждает быстрое нарастание утомления в ЦНС.

Возникновение сильного возбуждения в каком-либо участке ЦНС влечет за собой развитие торможения и в других ее участках. Через заторможенные участки возбуждение не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.

Но если человек не соблюдает правил гигиены, то торможение в ЦНС может принести ему и вред. Например, некоторые люди во время еды разговаривают, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов. Тогда отделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это сильно нарушает процессы пищеварения.

6. Гигиена физического труда

Физический труд обычно связан с продолжительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки ЦНС, регулирующие деятельность этих мышц, подолгу находятся в состоянии возбуждения. С течением времени в них начинает развиваться утомление. Чтобы избежать чрезмерно быстрого утомления, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. При ее выполнении основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало учувствуют в труде, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.

7. Гигиена умственного труда

Умственный труд связан с деятельностью огромного количества нейронов коры, которые участвуют в сложнейших процессах, обуславливающих мышление. Продолжительная умственная работу вызывает нарастание утомления в ЦНС. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственном труде возбужденным участкам ЦНС необходим отдых. Хорошим средством такого отдыха служит гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе.

Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение в защите центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

8. Режим дня

Чтобы предотвратить чрезмерно быстрое развитие утомления в ЦНС, важно соблюдать режим дня - точный ежедневный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. В течение дня, чередуя умственный труд с теми или иными видами физического труда и с отдыхом, надо отводить каждому из них раз навсегда установленные часы.

При строгом соблюдении режима дня у человека образуется много различных условных рефлексов на время. Это создает определенный ритм в жизни организма.

Поэтому у людей, строго соблюдающих распорядок дня, функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов повседневной деятельности к другим. Это предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы.

9. Физиология труда

Физиология труда - наука, разработавшая ряд мер, предупреждающих перегрузку нервной системы.

Различные посторонние раздражители вызывают торможение условных рефлексов, связаных с трудовой деятельностью. Поэтому при работе важно избегать каких бы то ни было посторонних раздражителей.

Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда, которая играет очень важную роль в создании условий, препятствующих переутомлению нервной системы трудящихся.

10. Влияние на нервную систему спиртных напитков и курения

Алкоголь и никотин - очень ядовитые вещества. Наиболее сильное действие они оказывают на центральную нервную систему. Распространенное мнение, будто спиртные напитки бодрят человека, повышают его жизнедеятельность, неверно.

Алкоголизм вызывает тяжелые непоправимые поражения центральной нервной системы. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности. В конце концов наступает полная потеря человеческого отдыха.

Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он настолько ядовит, что впрыскивание в кровь нескольких его капель смертельно для крупных млекопитающих животных. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на центральную нервную систему. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение нередко становится причиной преждевременной смерти человека из-за спазмов мозговых сосудов.

Заключение

Гигиена нервной системы - это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально.

Она включает:

1. Соблюдение всех правил психогигиены;

2. Учет порога чувствительности рецепторов;

3. Правильная регламентация физических нагрузок;

4. Учтет влияний факторов внешней среды;

5. Соблюдение режима дня;

6. Закаливание, занятие физической культурой и спортом;

7. Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Список используемой литературы

1. Учебник (8 класс): "Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена" А. М. Цузмер, О. Л. Петришена.

2. Учебник (8 класс): "Биология" А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.

3. Гигиена нервной системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Роль центральной нервной системы в интегративной, приспособительной деятельности организма. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторный принцип регуляции функций. Нервные центры и их свойства. Изучение видов центрального торможения.

    презентация , добавлен 30.04.2014

    Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях. Гигиена зрения. Освещение. Гигиеническая организация внешней среды. Участок, здание, помещение. Оборудование.

    реферат , добавлен 09.10.2008

    Особенности состояния высшей нервной деятельности. Получение материалов, характеризующих особенности высшей нервной деятельности, их изменения в связи с заболеванием туберкулезом. Воздействие на центральную нервную регуляцию физиологических функций.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Основные вопросы физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности в научном плане. Роль механизмов работы мозга, лежащих в основе поведения. Значение знаний по анатомии и физиологии ЦНС для практических психологов, врачей и педагогов.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Гистологическая классификация опухолей и опухолевидных поражений центральной нервной системы. Особенности диагностики, анамнеза. Данные лабораторных и функциональных исследований. Основные методы лечения опухолей головного мозга. Суть лучевой терапии.

    реферат , добавлен 08.04.2012

    Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Основные функции центральной нервной системы. Структура и функция нейронов. Синапс как место контакта двух нейронов. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Сущность рефлекторной дуги и ее схема. Физиологические свойства нервных центров.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Изучение связей между электрофизиологическими и клинико-анатомическими процессами живого организма. Электрокардиография как диагностический метод оценки состояния сердечной мышцы. Регистрация и анализ электрическй активности центральной нервной системы.

    презентация , добавлен 08.05.2014

    Методы исследования функции центральной нервной системы. Рефлексы человека, имеющие клиническое значение. Рефлекторный тонус скелетных мышц (опыт Бронджиста). Влияние лабиринтов на тонус мускулатуры. Роль отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте » Выполнил: воспитатель МБДОУ д/с №74 «Аленький цветочек» Сизова Людмила Александровна

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается. Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки (ч) 2,5мес. – 5 мес. 4-3 2 – 1,5 17,5 – 17 5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 17,5 – 17 16,5 – 16 10 мес. – 1 год 2 2,5 - 2 15 – 14,5 1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14 1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5 2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5 3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13ч 20мин – 12ч 20мин 4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13ч 10мин – 12ч 10мин 5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12ч 35мин – 11ч 35мин 6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12ч 30мин – 11ч 30мин

Режим бодрствования Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч. Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей. Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается. В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание де­тей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятель­ности на участке.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность. Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

Сензитивные периоды. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Условные рефлексы. Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.

Соматическое состояние. На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия: 1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма. 2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т.д. 3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка. 4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции. 5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Защита нервных клеток. Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него. Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения - прекращения активности определенных групп нервных клеток. Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния. Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Спасибо за внимание.


Практически все функции нервной системы осуществляются путем взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль, предохраняя нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы четко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определенное время неизбежно приводит к утомлению. Утомление - это временное понижение работоспособности организма, которое связано, прежде всего, с изменениями в центральной нервной системе. Утомление, как правило, сопровождается возникновением чувства усталости. Оно может проявляться даже утром на первом уроке в школе или во время пребывания дома. Причиной утомления может быть плохой ночной сон или однообразие и монотонность выполняемой работы. Первый признак утомления - общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.

Хроническое (длительное) утомление приводит к переутомлению . При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и может спровоцировать возникновение ряда заболеваний: психических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, отдыха и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот факт был доказан русским физиологом И. М. Сеченовым и является одним из ведущих способов эффективного восстановления работоспособности.

Непоправимый вред нервной системе наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, вдыхание токсических веществ. Алкоголь вызывает хроническое угнетение нервной системы. Хотя токсичность этилового спирта несравнимо ниже, чем цианистого калия, человек, употребляя спиртные напитки, получает столько яда, что от отравления страдают все его органы и системы. Продукты неполного окисления этилового спирта попадают в мозг и нарушают деятельность нейронов, вплоть до их гибели. В организме происходят необратимые процессы, которые изменяют личность, приводят к развитию слабоумия.

Попавший в организм алкоголь выводится не сразу, а спустя несколько суток. Поэтому люди, ежедневно употребляющие даже слабоалкогольные напитки, почти не выходят из состояния хронического отравления. Доказано, что систематический прием, например, пива таит в себе опасность развития тяжелого заболевания - пивного алкоголизма . Алкоголизм характеризуется состоянием, при котором человек испытывает непреодолимую тягу к постоянному приему спиртного. Это состояние проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией.

Не менее вредное влияние на нервную систему оказывают токсические вещества и никотин. У подростков они могут вызывать слабость, головную боль, тошноту, потливость, мышечные боли.

Алкоголь, никотин, токсические вещества разрушают не только центральную, но и периферическую нервную систему. Извращается чувствительность тела, ослабевают или вовсе исчезают многие рефлексы. В критических ситуациях может наступить паралич.

Нервная система осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Она регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии со средой. Основным структурным и функциональным элементом нервной системы является нейрон. Нейроны, объединенные между собой синапсами, способны передавать возбуждение от одной клетки к другой. Нейрон может находиться в двух состояниях: покоя и активности. Эти состояния нейрона определяют возможность передачи информации от одной нервной клетки к другой.

Наиболее простым функциональным объединением нейронов является рефлекторная дуга. Она служит основой всех ответных реакций организма на внешние воздействия или изменения его внутреннего состояния. Контроль над работой сердца, внутренних органов и пищеварительных желез осуществляется симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы.

Головной мозг, включая кору больших полушарий, осуществляет оценку поступившей информации. Он формирует управляющие деятельностью организма команды, направленные на решение биологических и социальных задач (постоянство внутренней среды и поведение соответственно).

Таким образом, высшим регуляторным отделом нервной системы является головной мозг. Именно под его контролем осуществляется работа внутренних органов и поведение человека.

Здоровый сон – крепкие нервы

Когда ребенок бодрствует, его мозг находится в нервном возбуждении, которое провоцируют раздражительные факторы извне. Через слух, зрение, обоняние и осязание сигналы раздражителей проникают в кору головного мозга. Чем меньше ребенок, тем неустойчивее и слабее его нервная система, и тем скорее он устает. Ему необходимо восстановить свои нервные клетки, чтобы они могли снова нормально работать. В этом ребенку поможет только достаточный по времени и правильно организованный крепкий сон и соблюдение правил гигиены нервной системы. В существовании живого организма есть две фазы – возбуждение и торможение. Если первая – это активная жизнь во время бодрствования, то торможение — это состояние сна. В здоровом организме этот баланс соблюдается.

Когда человек засыпает, все его важные процессы, например, кровообращение, дыхание, переваривание пищи и т.д., приостанавливаются, переходят на более заторможенный ритм, нервные окончания, отвечающие за двигательную активность, совершенно расслаблены и заторможены, поэтому при таком положении человек отлично отдыхает и восстанавливает силы.

В детских садах и яслях первоочередная задача – обеспечение для детей всех возрастов спокойного, долгого и крепкого сна. Причем, для детей, которые недавно переболели или страдают хроническими заболеваниями, а также для гипервозбудимых детей должен организовываться более длительный сон, часа на полтора больше, чем для здоровых детей.

Мероприятия для обеспечения здорового сна

Перед укладыванием в кровать ребенка, нужно дать ему успокоиться после активных игр или напряженных занятий. Для этого не стоит разговаривать с ним громко, резко, движения и речь воспитателя должны быть мягкими, тихими, ласковыми, успокаивающими. Желательно отказаться от сказок и песенок перед сном, так как этот ритуал быстро войдет в обиход, и ребенок станет требовать каждый раз укачивать его. Это может негативно отразиться на его нервной системе, так как он уже не сможет нормально заснуть без долгого укачивания.

Прекрасным усыпляющим средством является прохладная температура в помещении и свежий чистый воздух. В детских учреждениях для этого днем выставляют кроватки на веранды, либо под навесы, если позволяет погода. Температура воздуха на улице должна быть не ниже 15 градусов и без ветра. В ночное время в спальнях оставляют открытыми форточки, через них хорошо проветриваются помещения.

Зимой следует поступать так: за полчаса до отхода детей ко сну проветрить спальню, затем снова открыть фрамугу, когда дети уже заснули, и закрыть ее за полчаса до пробуждения. Также обязательно нужно регулярно проветривать матрасы и постельное белье. Укладывать детей нужно в спальные мешки, если сон на улице, либо под теплые ватные одеяла.

В летний зной нельзя допускать, чтобы дети во время дневного сна находились на солнце и перегревались. Для защиты от прямых солнечных лучей на окна вешают жалюзи, шторы и прочие солнцезащитные устройства.

Необходимо следить за позой ребенка во время сна. Нежелательно малышу засыпать на животе, с одеялом на голове. Также недопустимы громкая музыка, смех, разговоры, включенный телевизор. Сон ребенка должен проходить в спокойной тихой обстановке, можно при негромкой приятной музыке.

Укладываться спать нужно в одно время, а перед сном лучше не слушать ужастиков, не бегать и не прыгать, это перевозбудит нервную систему ребенка. Плотно обедать также нежелательно, особенно давать малышу чай, какао, кофе. Эти напитки неполезны для нервной системы детей. Можно заменить их чистой.

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.

Загрузка...