docgid.ru

Социальная дезориентация

Социальная дезориентация - это неблагоприятный вариант развития ребенка, который возникает чаще всего в результате резкого изменения условий его жизни. В частности, социальная дезориентация может проявиться при смене семьи или при переходе из детского дома в семью в результате усыновления, при поступлении в детский сад или в школу. Социальная дезориентация возникает не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. Пониженная чувствительность к социальным нормам - это основная психологическая особенность социально-дезориентированного ребенка. Уже в раннем возрасте у ребенка часто наблюдается замедленное овладение предметными действиями. В течение длительного времени сохраняются неспецифические, однообразные манипуляции с предметами. Позднее, в дошкольном возрасте, замедленно развивается игра. Как правило, игры таких детей однообразны. Игрушки ими могут использоваться неадекватно (например, игрушечная кроватка используется в качестве машины). В рисунках дошкольников с социальной дезориентацией проявляется отсутствие общепринятых способов изображения человека, дома и т.п. Таким образом, особенности психического развития при социальной дезориентации не исчерпываются поведенческими нарушениями, а проявляются во всех сферах детской деятельности.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Итак, социальная дезориентация проявляется в следующем поведенческом сочетании:

Ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и тому подобное);

Отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

Окружающие чаще всего однозначно реагируют на поведение такого ребенка: он, мол, сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые попадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различить, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между порицаемым отбиранием чужих игрушек и поощряемым собиранием своих и тому подобное. Неадекватная реальным возможностям ребенка реакция взрослых еще больше «запутывает» его, усиливая дезориентированность и способствуя неблагоприятным поведенческим проявлениям.

Обычно взрослые считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого - нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя воровать...» Подобные высказывания дополнительно усиливают путаницу, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, ребенок понимает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их трудно даже перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте и так далее.

И в то же время, ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают эти правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит недоумение ребенка по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность хода развития по антисоциальному пути («раз я плохой, то, естественно, я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также нарушения взаимоотношений со сверстниками (вследствие не владения принятыми формами общения).

Таким образом, взрослые обязаны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к ребенку с социальной дезориентацией требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными. Запретов должно быть немного, следует запретить только особо негативные проявления. За каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Его цель не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему на неправильность поведения. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Важно свести запреты к минимуму, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет.

Когда наиболее грубые нарушения будут блокированы, следует понемногу расширить круг задаваемых ребенку правил поведения, постепенно приближая их к его возрастной норме. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допуская формирования негативного отношения к самому себе. Взрослым необходимо помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за неверного понимания ситуации. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок и сам поверил в то, что его поступки неправильны не потому, что он плохой, а потому, что он еще не знает всех правил поведения.

Недопустимо, чтобы наказание определялось не степенью вины, а настроением родителей или учителя, тогда детям трудно разобраться в «устройстве» социальной жизни. Импульсивный ребенок нередко оказывается в ситуации «постоянного наказания», так как не проходит и часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения не должны оставаться без внимания, но и не должны влечь за собой наказания.

В дошкольном возрасте большие возможности для развития предоставляет сюжетно-ролевая игра. Воспроизводя в совместных с дошкольником играх различные жизненные ситуации, можно научить его адекватно в них ориентироваться. Полезно, чтобы ребенок чередовал исполнение ролей положительных и отрицательных персонажей. Это позволит ему лучше понять специфику различных моделей поведения. Значительную помощь может оказать также обсуждение с ребенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо.

Для преодоления социальной дезориентации важно обращать внимание на все виды детской деятельности. Например, учить ребенка отображать в рисунке стандартные, типичные для его возраста ситуации. Надо также расширять сюжеты его игр. Это будет способствовать, в частности, общению со сверстниками, имеющему чрезвычайно важное значение для корректировки поведения ребенка.

Надо помнить, что ребенку с социальной дезориентацией трудно предусмотреть последствия своих поступков. Необходимо постоянно обсуждать с ним возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях и наиболее вероятную реакцию окружающих на те, или иные действия ребенка. Во время таких бесед важно специально заострять его внимание на стандартных, общепринятых способах поведения.

Итак, мы видим, социальную дезориентацию можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить ее возникновения. Главное - чтобы собственные поступки взрослых не усиливали негативные проявления в поведении детей. А для этого родители должны перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными реакциями.

при социальной дезориентации ребенка

1. Необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления)

2. Все мелкие нарушения нужно, как бы оставлять без внимания: они не должны влечь за собой наказания

3. Следует понемногу расширять круг правил поведения, задаваемых ребенку, доводя до возрастной нормы

4. Серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребенком проступков

5. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка

6. Всегда помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию

7. Оказывать ребенку помощь в налаживании общения со сверстниками

8. Полезно обсуждать с ребенком рассказы и сказки, фильмы, выясняя, кто из персонажей поступил хорошо, а кто – плохо

9. Необходимо постоянно разъяснять ребенку возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые формы поведения.

Список литературы

1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007.

2. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005.

3. Петрановская Л. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения: Пособие для приемных родителей – 2-е изд., доп. – Москва.: Студио-Диалог, 2009.

Социальная дезориентация . Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориентация встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою очередь, определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией не дифференцирован а, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.



Основной особенностью психологического профили детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперактивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.

Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий. Их причиной становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль отсутствуют (или, по меньшей мере, недостаточно сформированы). Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки).

Гиперактивность (двигательная расторможенность) имеет, в первую очередь, неврологическую природу. Для нее характерны высокая подвижность, отвлекаемость, нарушения внимания. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя иногда может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь. При гиперактивности часты (но не обязательны) тики и навязчивые движения.

Приведем пример. Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и, особенно, в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге оканчивались бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, к счастью, существенного урона). Последнее его "прегрешение" состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Историю с изрезанным свитером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере - вот ему и стало интересно вырезать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа, "так вышло", "так получилось", "не знаю, почему". В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же как все.

Психологическое обследование показало, что интеллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чувствительность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа "нельзя вертеться на уроке" и "нельзя бить папкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил".

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией -это не сознательное нарушение правил, "хулиганство", а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, по ребенку вполне достаточно объяснить: "Это делать можно, а этого - нельзя"". И они старательно объясняют: "Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой свитер..." Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают неразбериху, царящую в голове у "нарушителя". Он окончательно запутывается в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит Борино недоумение по поводу тога, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т.е. уничтожении или повреждении материальных ценностей!, мелком воровстве и т.п. При обследовании часто бросается н глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым, В отличие от детей с уже сформированной и антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистская позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты (т.е. дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем, у них, как правило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверхностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социально дезориентированным ребенком, склонен объяснить происходящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители таких детей сами недостаточно хорошо ориентируются в социальной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспитан. У него не сформирована одна из важнейших психологических способностей: чувствительность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей.

· Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Нередко взрослые
отмечают, что ребенок "не понимает, что можно, а чего нельзя", "не
удастся объяснить ему. как нужно себя вести" и т.п.

· Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах
обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции в общении с
проверяющим).

· Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает
социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Отверженность. К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке. Разница между асоциалъностью и антисоциалыюстъю в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенаправленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в новом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали "хулиганские выходки" как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уроки. Администрация дважды ставила вопрос о его исключении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея также вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, находился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положительной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома Однако иногда он уходил на целый день, выбирая для своих прогулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уровень эмоциональной напряженности. Сережа воспринимает свое социальное окружение (включая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозрительно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет "бандитским городом". Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворенность) потребности в общении переживается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточно социализированного ребенка с обществом. Отношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в поведении (по типу социальной дезориентации). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состоянии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге мальчик остается в полной изоляции.

Для психологического синдрома отверженности характерно следующее сочетание показателей:

· жалобы на поведенческие нарушения, негативизм;

· ярко выраженная фрустрированная потребность в общении;

· негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой;

· низкая чувствительность к социальным нормам.

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее распространенная причина такого изменения – поступление в школу. Для детей, которые до школы посещали детский сад, изменение оказывается не таким резким, как для детей, которые до школы воспитывались только дома, поэтому у последних синдром социальной дезориентации наблюдается чаще. Иногда он складывается еще в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение связано и с такими факторами, как переезд в другой город или другую страну. Масштаб изменений определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились, а лишь у тех, чья чувствительность к социальным нормам понижена. В отличие от этого, при высокой общей социализированности ребенок достаточно легко встраивается в новую жизнь, быстро начинает чувствовать новые требования, предъявляемые к нему, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, – это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся импульсивность и гиперактивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство» (как, например, при негативном самопредъявлении), а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а этого – нельзя». Однако главное, что нарушено при социальной дезориентации, – это понимание иерархии , относительной значимости разных норм. Для ребенка с социальной дезориентацией выступают как рядоположенные правила типа «нельзя вертеться на уроке», «нельзя бегать по коридору во время перемены» и «нельзя посреди урока выйти из класса, даже если тебе неинтересны объяснения учителя», «нельзя бить палкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил».



Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Типичная реакция взрослых (и учителей, и родителей) в таких случаях – это припоминание ребенку всех его прегрешений разом: «Ты побил мальчика палкой. Кроме того, ты вертишься на уроке и носишься по коридору на перемене».

Подобные педагогические проработки только усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второстепенные. Ребенок видит, что его регулярно наказывают, а других ребят – нет, хотя они тоже не ангелы. Он не понимает, что их нарушения гораздо более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, – то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Для социальной дезориентации типичны поведенческие жалобы. Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п. При обследовании обычно бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты, стремящиеся к широкому общению. Вместе с тем у них, как правило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверхностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

При диагностике социальной дезориентации следует опираться на сочетание следующих показателей:

1. Жалобы на нарушение ребенком социальных норм . Нередко взрослые отмечают, что ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т. п.

2. Низкий уровень социализированности . Он проявляется как в материалах обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции).

3. Отсутствие антисоциальных установок . Этот признак дифференцирует социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии; впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Дезориентация - симптом определённого психического расстройства или патологического процесса в центральной нервной системе. В некоторых случаях явление может быть кратковременным, как следствие черепно-мозговой травмы. Нарушение проявляется в невозможности человеком идентифицировать себя как личность, определить своё социальное положение, время, в котором он находится. Довольно часто этот симптом диагностируется при органических поражениях головного мозга. Не исключение составляет социальная или пространственная дезориентация при чрезмерном употреблении алкоголя или при наркотическом опьянении. Следует отметить и то, что социальная дезориентация у детей младшего дошкольного и школьного возраста является вполне нормальным физиологическим процессом.

Этиология

Клиницисты выделяют следующие предрасполагающие факторы для развития данного симптома:

Отдельно следует выделить патологические процессы, которые в клинической картине имеют такой симптом, как дезориентированность:

  • спастический псевдосклероз;
  • шизоаффективное расстройство;
  • инфекционные или воспалительные заболевания с тяжелыми осложнениями;
  • наркомания.

Кратковременная дезориентация во времени может наблюдаться при сильном ударе или сильном моральном потрясении. В таких случаях, довольно часто, данный симптом дополняется и .

Одноразовое проявление такого симптома и кратковременного по характеру не всегда следует расценивать как признак определённого патологического процесса. Однако консультация у невропатолога желательна.

Классификация

В целом различают такие виды проявления данного симптома:

  • радиационная;
  • профессиональная;
  • пространственная (нарушение ориентации во времени, месте);
  • социальная дезориентация.

С точки зрения психологии, различают такие виды данного нарушения:

  • аутопсихическая - ложная идентификация себя как личности или полная утрата самоидентификации;
  • аллопсихическая - нарушение ориентации в окружающем мире;
  • двойная - в этом случае пациент одновременно или попеременно находится как в реальной, так и мнимой обстановке;
  • тотальная или смешанная форма.

Установить форму нарушения может только врач после обследования больного.

Симптоматика

К общим признакам клинической картины можно отнести следующее:

  • проблемы с памятью.

Пространственная дезориентация может дополняться такими симптомами:

  • неспособность человека идентифицировать себя как личность - он не может назвать год, текущий месяц, страну или город, в котором находится, свои паспортные данные;
  • ощущение страха и беспокойства, без видимой на то причины;
  • резкая смена настроения - приступы апатии могут сменяться резкими приступами агрессии.

Следует понимать, что такое состояние человека может быть опасно не только для него самого, но и для окружающих. Поэтому больного нужно как можно скорей доставить в специализированное медицинское учреждение.

Социальная дезориентация, как правило, не имеет ярко выраженных признаков психического расстройства. Однако могут наблюдаться следующие специфические признаки:

  • человек не может точно назвать свой возраст, социальную принадлежность;
  • ощущение беспокойства в незнакомой обстановке.

При ВСД дезориентация во времени и пространстве может дополняться следующими признаками:

Такое состояние больного опасно для жизни, поэтому следует срочно обращаться за медицинской помощью. Самолечение или тем более игнорирование этого процесса чревато не только серьёзными осложнениями, но и летальным исходом, так как нестабильное артериальное давление может привести к и .

Диагностика

При наличии такого симптома следует обратиться за консультацией к или . В первую очередь, врач проводит физикальный осмотр больного с выяснением жалоб, анамнеза жизни и заболевания. Для постановки точного диагноза могут использоваться такие лабораторно-диагностические методы:

  • забор крови для общего и биохимического исследования;
  • тест на наличие в организме наркотических веществ;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психотерапевтические тесты.

Точная программа диагностики будет зависеть от текущей клинической картины и общего состояния больного.

Социальная дезориентация – психологический синдром, возни­кающий в результате резкого изменения условий жизни ребенка, чья чувствительность к социальным нормам понижена. Наиболее распространенная причина такого изменения – посту­пление в школу. Для детей, которые до школы посещали дет­ский сад, изменение оказывается не таким резким, как для детей, которые до школы воспитывались только дома, поэтому у по­следних синдром социальной дезориентации наблюдается чаще. Иногда он складывается еще в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникнове­ние связано и с такими факторами, как переезд в другой город или другую страну. Масштаб изменений определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились, а лишь у тех, чья чувстви­тельность к социальным нормам понижена . В отличие от этого, при высокой общей социализированности ребенок достаточно легко встраивается в новую жизнь, быстро начинает чувство­вать новые требования, предъявляемые к нему, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, – это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых огра­ничений он не осознает. Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся импульсивность и гиперактивность, рез­ко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство» (как, например, при негативном самопредъ­явлении), а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объясне­ний типа «это делать можно, а этого – нельзя». Однако главное, что нарушено при социальной дезориентации, – это понимание иерархий, относительной значимости разных норм. Для ребенка с социальной дезориентацией выступают как рядоположенные правила типа «нельзя вертеться на уроке», «нельзя бегать по ко­ридору во время перемены», «нельзя посреди урока выйти из класса», «нельзя бить палкой по голове одноклассника».

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Типичная реакция взрос­лых (и учителей, и родителей) в таких случаях – это припоми­нание ребенку всех его прегрешений разом: «Ты побил мальчика палкой. Кроме того, ты вертишься на уроке и носишься по кори­дору на перемене».

Подобные педагогические проработки только усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончатель­но запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второстепенные. Ребенок видит, что его регулярно нака­зывают, а других ребят – нет, хотя они тоже не ангелы. Он не понимает, что их нарушения гораздо более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представ­лению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, – то есть к сознательной асоци­альной или даже антисоциальной установке.

Главное, что необходимо ребенку с социальной дезориентаци­ей, – это научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости. Для этого необходимо на первом этапе полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь убедившись в том, что наиболее грубые нару­шения норм полностью прекратились, следует делать следую­щий шаг. Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести по­ведение ребенка с социальной дезориентацией в нормальные рамки.

Полезны и специальные занятия, направленные на иерархизацию норм. Например, можно попросить ребенка с социальной дезориентацией нарисовать нескольких людей: «очень хорошего», «довольно хорошего, но не самого хорошего», «среднего, обычно­го», «плохого, но не очень» и «очень плохого». Затем обсуждается поведение каждого из них: «Что такого делает этот человек, из-за чего его можно назвать очень хорошим (очень плохим)?» По­лезно также обсуждать с ребенком так называемые моральные коллизии. Важной стороной коррекционной работы при социальной дез­ориентации является также обучение ребенка навыкам обще­ния.

Загрузка...