docgid.ru

Инфантилизм у взрослых. Психический инфантилизм у взрослых. Как избавиться от инфантильности

Мужчина и женщина, находящиеся в паре, являются единой энергосистемой

Муж и жена - одна вечность, одна жизнь, одна смерть

Мужчина и женщина, находящиеся в паре, являются единой энергосистемой, в которой изменения в одной части системы неминуемо приводит к изменениям во всей системе.

Женщина вся внутри, мужчина весь снаружи. Женщина склонна к внутренним переживаниям, осмыслениям, волнениям. Ей свойственно погружаться внутрь себя, вести внутренние монологи и диалоги. Мужчине значимы его движения, действия в мире.

Если совместить эти два постулата, то можно обозначить взаимосвязь между внутренним состоянием женщины и внешней реакции её мужчины . Не зря говорят " муж и жена - одна сатана".

Кстати никогда не понимала, почему муж и жена вместе - дьявол. Неприятие вызывала фраза, пока не осмыслила значение слова "сатана" в данной пословице. В санскрите: Са - вечность, божественность, Та - жизнь, На - смерть. Резюмируя вышесказанное, можно перевести пословицу как "Муж и жена - одна вечность, одна жизнь, одна смерть".

Возвращаясь к взаимосвязи между состоянием женщины и действиям мужчины, можно сказать что мужчина отражает тот эмоциональный фон, который создает женщина.

Если мужчина имеет ГНЕВЛИВОСТЬ, то у женщины - это проявляется как ОБИДЧИВОСТЬ. Чувство обиды - это женская форма мужского чувства гнева, т.е. это одно и то же качество, но проявляется оно по-разному.

Мужская РЕВНОСТЬ отражает женское качество СКРЫТНОСТЬ. Постарайтесь вспомнить агрессивного, ревнивого мужчину и вы заметите, что рядом с ним скрытная женщина. Например, жена может скрывать, сколько стоит новое платье, или что после работы она решила провести время с подругами. Тогда муж начинает ее подозревать и ревновать.

У БЕЗОТВЕТСТВЕННОГО мужчины - НЕПОКОРНАЯ жена, которая будет постоянно ему перечить, всегда поступать только так, как удобно ей, не думая о своем супруге.

ЗАНУДСТВО у мужчины соответствует ГРУБОЙ РЕЧИ у женщины. Женщина, которая постоянно ехидничает, подкалывает, надсмехается и грубит людям, автоматически вырабатывает у мужчины такие качества как придирчивость и занудство.

Мужское качество ЖЕСТОКОСТЬ выражается у женщины в том, что она много и часто СПЛЕТНИЧАЕТ. Когда женщина позволяет себе сплетничать, она бьет людей словами, таким образом, она обращается жестоко по отношению к другим. Чем больше женщина сплетничает, тем больше развивает в мужчине жестокость.

СКУПОСТЬ И ЖАДНОСТЬ у мужчины соответствуют женским качествам ЛЖИВОСТЬ и отсутствие уважение к мужу. Если муж жадный, значит жена его не уважает и постоянно обманывает.

И самое важное - это если мужчина ПЬЕТ алкоголь, то у его жены СЕРДЦЕ СУХОЕ. Сухость сердца означает, что у женщины любовь есть к мужу, но она не умеет ее отдавать ему.

Одно и то же качество может по-разному проявляться у мужа и жены. Например, жадность у мужа может означать нежелание отдавать, у жены - неумение насытиться.

Читая всё выше сказанное, приходит осознание, что нет смысла претензии высказывать своему партнеру по поводу качеств, которые вам в нём (в ней) не по нраву. Есть смысл свой взор обратить на себя изначально, отыскать как качество проявляться в вас и начать его в себе менять. В этом по сути и заключается один из аспектов совместного развития в паре.

И ещё один момент. Мужчина любит женщину настолько, насколько любит его она. Женщина любит мужчину настолько, насколько любит себя. Мужчина любит женщину настолько, насколько любит себя она сама. опубликовано

На современном этапе развития психиатрических знаний проявления психического инфантилизма должным образом не анализировались, ограничиваясь традиционным постулированием недозрелости или несформированности неких психических функций, например чувства долга, самостоятельности.

Неудовлетворенность его прежним пониманием связана, во-первых, с тем, что, имея дело с психической патологией, психиатры неизбежно включали в психический инфантилизм и наиболее распространенные ее проявления. К инфантилизму, в частности, относили такие проявления некритичности как поверхностность суждений или такой вариант эмоциональной дефицитарности как отсутствие заинтересованности в установлении семейно-брачных отношений, тогда как эти признаки вполне могут объясняться психопатологическим диатезом, распространенность которого в популяции чрезвычайно велика. Во-вторых, для определения инфантилизма использовались сводные описательные понятия, которые отражают совокупность психологических (да и микросоциальных) характеристик, такие как «безответственность» и «несамостоятельность». Соответственно, они могут иметь различное объяснение. Использование подобных понятий, если и оправданно для оценки статистического материала, мало пригодно для анализа сущности инфантилизма. В применении клиницистов весьма неопределенны заимствованные у психологов понятия идентификации, самосознания и самооценки, мотивации, в которых желаемое для индивидуума или ожидаемое им по-разному соотносятся с его критической оценкой реального. Аморфные понятия оставляют малообоснованными заключения об инфантилизме как варианте «недоразвитости».

Специфика детско-подростковой психики заключается, во-первых, в отсутствии опыта и, во-вторых, в таком своеобразии процессов психического функционирования, которое обеспечивает его приобретение в минимальные сроки, с максимальной прочностью и в оптимальной последовательности.

От темпов и качества усвоения разнообразных навыков и опыта в процессе созревания как человека, так и многих животных напрямую зависит возможность последующего самостоятельного адаптированного существования. Эмоциональной предпосылкой активного обучения является прежде всего привлекательность процессов познания, благодаря которой дети отличаются большей любознательностью, чем взрослые, и все новое находит у них более живой отклик.

Стремление к познанию реализуется и в игровой деятельности, а несколько позднее включает также влечение к фантазированию. И тут и там в условной (например, сказочной) форме обыгрываются варианты будущего ситуативного поведения, т.е. происходит подготовка к последующей адаптации. Разумеется, степень привлекательности игр и фантазий существенно разнится, еще заметнее межиндивидуальные различия в способностях к воображению, которое служит предпосылкой для реализации этих двух видов влечения, но возрастная тенденция к их ослаблению несомненна.

Усиливает эффективность обучения особая интенсивность эмоций. Она объясняет повышенную впечатлительность детей и выражается в горячности, неспособности сдерживаться. Эмоциональная яркость переживаний лежит в основе псевдологии детей, при которой, начиная выдумывать, они увлекаются своим рассказом настолько, что уже и сами верят в него. Чувственная оживленность у детей проявляется и в их эмоциональной сопричастности к окружающим. Они легко заражаются общим настроением, быстро готовы включиться в атмосферу театральной постановки или кинофильма, хотя и не всегда в состоянии адекватно различать чувства взрослых и понимать смысл драматургического произведения. Благодаря силе сопереживания обращаться из зала к киногероям могут даже те дети, которые уже знают сюжет и понимают его неизменность. Эмоциональная сопричастность к окружающим стимулирует подражательное поведение детей, которое служит целям обучения.

На взрослых детские эмоции даже при пустяковом поводе нередко производят впечатление несоразмерно бурных, но это свидетельствует не только об их интенсивности. При оценке «пустяков» необходимо помнить, что дети живут настоящим, в защищенных условиях родительской опеки, когда более важные для взрослых стратегические соображения малоактуальны, поскольку не детям надлежит помнить о перспективах, а старшим, имеющим для этого больше опыта и аналитических навыков. Тем не менее, уже в подростковом возрасте, когда смысл ситуации понимается, нередко сохраняется склонность к безрассудной запальчивости, к риску ради чувства азарта, предвкушения удачи, а вера в свой шанс основывается на его страстном желании, тогда как особые расчеты – редкость.

Игнорирование перспективных задач в сочетании с непродолжительностью эмоциональных реакций дает основание многим психиатрам говорить о свойственной детям «поверхностности». Понятно, что этот описательный термин не вполне корректен, поскольку на самом деле эмоциональные реакции у детей глубокие, хотя и короткие. Л.Н. Толстой, описывая неприязнь Николеньки к учителю, когда тот его будит, отмечает, что она включает даже отвращение к его одежде. Уже через несколько минут он меняет отношение на противоположное, кисточка на колпаке учителя из противной превращается в милую, причем раскаивается ребенок до слез. Не случайно, что яркие эмоции в народных поговорках соотносятся с чувствами именно детенышей животных: «телячьи нежности», «щенячий восторг», «поросячий визг» (для сравнения: «собачья жизнь», «свинское поведение», «бычья сила»).

Опыт приобретается на протяжении всей жизни, но вначале (в детском возрасте) необходима самая общая ориентировка, когда познание направлено именно «вширь», экстенсивно. Успешности такого обучения способствует многовекторность интересов. Если в раннем возрасте дети могут задавать вопросы буквально обо всем, то у подростков интересы направляются и «вглубь», т.е. все больше переключаются на детализацию вопросов, круг которых в зрелом возрасте суживается. Важна и пластичность эмоций, т.е. легкость возникновения, непродолжительность, быстрая сменяемость. Это проявляется и нетерпеливостью, неспособностью длительно заниматься монотонной деятельностью, не приводящей к быстрому успеху. Если бы дети подолгу эмоционально фиксировались на чем-то одном, то это мешало бы их обучению в других областях. Учитывая относительную непродолжительность эмоциональных реакций у детей, психиатры устанавливают их патологичность при более коротких сроках, чем у взрослых.

Детская эмоциональность предпочтительно откликается на настроение в группах (сверстников и близких), а не на индивидуальные переживания окружающих. Н.Г. Помяловский описывает как, встречая новичка в бурсе, ученики по очереди для забавы издеваются над ним, хотя полностью понимают его мучение и даже притворно сочувствуют ему, чтобы снова под общий хохот обидно подшутить. Действительно, при индивидуальных беседах с школьниками можно убедиться, что они часто беззлобно настроены к жертвам коллективных издевательств, по существу ничего против них не имеют и даже понимают неприятные последствия своего поведения, но сдержаться не могут. Предпочтительность групповой, а не индивидуальной эмпатии, видимо, также имеет биологическую основу, поскольку дети не подготовлены к достаточной самостоятельности и им почти всегда безопаснее держаться коллектива, чему и способствует эмоциональная сопричастность к нему. Этим объясняется и тот факт, что наиболее широкие и прочные дружеские привязанности формируются смолоду.

Психиатр может обратить внимание и на не столько психическую, сколько физиологическую особенность выражения эмоций в детско-подростковом возрасте, которая заключается в их сопряженности с двигательными и голосовыми актами. Это вокализационно-моторное подкрепление эмоций прослеживается с младенческого комплекса оживления, о входящей в состав которого первой в шестинедельном возрасте улыбке писал еще Ф.М. Достоевский, и вплоть до подростковых «восторженных прыжков и восклицаний», автобиографически отмеченных И.С. Тургеневым.

В когнитивной сфере у детей доминирует наглядно-образное мышление, которое эмоционально насыщеннее, чем логическое, но, главное, не нуждаясь в тщательности сопоставлений и последовательности анализа, требует меньше времени для умозаключений. Особенно активно оно используется при детском фантазировании.

В подростково-юношеском возрасте сохраняются основные особенности детской психики, а непринципиальные отличия лишь отражают эмоциональную яркость и пластичность в изменившихся условиях. Меняется сам индивидуум, поскольку он приобрел уже определенные навыки и опыт, и меняются стоящие перед ним задачи, поскольку подготовка к выполнению новой роли в микросоциуме завершается. Отличия подростково-юношеского периода по сравнению с детским возрастом сводятся к следующим.

Во-первых, процесс познания охватывает новые области. Развитие навыков абстрактно-логического мышления служит предпосылкой для заинтересованности (по-детски горячей) отвлеченными вопросами, которые не имеют непосредственного отношения к индивидууму (включая интерес к искусству). Подросток Достоевского с жаром спорил по социально-нравственным вопросам даже с дураками, понимая, что это непростительно, но не в силах сдержаться (из-за этого его считали шестнадцатилетним, хотя на самом деле ему уже было за двадцать). В связи с половым созреванием появляется (а чаще усиливается) интерес к взаимоотношению полов и сексуальному поведению.

Во-вторых, опираясь на развивающиеся навыки аналитического мышления, подростки и юноши хотят все глубже разбираться в предметах своего интереса, хотя для настоящего успеха большинству не хватает одаренности и (или) усердия.

В-третьих, познание себя и мира переходит на новую ступень, все более принимая характер активного эксперимента, испытания с самой полной нагрузкой, в том числе в условиях экстрима, столкновения. Перед началом самостоятельной жизни индивидууму нужно испробовать реальные пределы своих возможностей, моделируя свое поведение в ситуациях, которые требуют полной мобилизации. Обыгрывание своих возможностей лишь в воображении уже недостаточно. Отсюда стремление к категоричности, максимализму, полярности категорий, драматичности чувств и отношений. Полутона и переходные варианты признаются как существующие, но презираются как недостаточно удовлетворяющие эмоциональным потребностям. По-детски откликаясь на новизну, подростки нередко стремятся быть не просто модными, а ультрамодными, экстравагантными. Если популярен романтизм, то среди них можно найти самых безрассудных романтиков, а если меркантильность – то самых циничных корыстолюбцев. Сохранение детской эмоциональной пластичности способствует легкости перехода обожания в ненависть, когда преданные друзья в одночасье превращаются в непримиримых врагов, и наоборот.

В-четвертых, межиндивидуальные различия в темпе и результатах физического и психического созревания служат условием активизации иерархической борьбы. В ней используются преимущества как конституциональных данных, так и приобретенных навыков, поэтому последние получают стимул к наиболее полному развитию. Одни подростки стремятся к развитию разнообразных навыков, другие – к предпочтительному оттачиванию некоторых из них, например, речевых. Самоутверждение физического превосходства может выражаться в спортивных состязаниях и банальных драках. Эмоциональная основа этого поведения – агрессивность – наблюдается и среди высших животных, когда, например, котики-подростки нападают на самок и режут их детенышей. Для девушек характернее самоутверждение за счет подчеркивания внешней привлекательности с помощью яркой косметики, броских нарядов и манер (демонстративности). Самоутверждаясь в психологическом превосходстве, подростки и юноши бросают вызов в лучшем случае на диспутах и викторинах, а в худшем – в спорах с близкими, учителями, попытках ниспровергнуть авторитеты. Вызывающая надменность в своем столкновении с социальным окружением чревата уязвлением чувства гордости. Поэтому претензии на превосходство создают почву для учащения конфликтов и протестных реакций, которые при вышеотмеченной склонности к категоричности и драматичности могут приобретать весьма резкие и даже опасные формы выражения. Эмоциональная насыщенность иерархических претензий обуславливает особенную чувствительность подростков как к похвале, так и порицанию.

В-пятых, при усложнении когнитивного содержания психики, когда наряду с упрощенными понятиями (приятно - неприятно, хорошо - плохо) все большее место занимают неоднозначные категории, приобретаются и навыки более сложного эмоционального реагирования, например, иронии, презрения, сарказма и разочарования, которые дополняют более характерные для детского возраста простые эмоциональные реакции (нравится - не нравится, плач – смех, ликование – негодование, благодарность – обида).

После приобретения навыков самостоятельности биологически обусловленные особенности детско-подростковой психики, преимущественно стимулирующие процессы экстенсивного познания, обычно утрачивают свое значение. Более того, они могут даже мешать, отвлекая от необходимой для жизнеобеспечения размеренной деятельности, которая чаще ограничивается относительно узким кругом потребностей. Для более полного удовлетворения этих потребностей требуется детальная проработка сложившихся относительно стабильных условий своей жизни. В этой ситуации повышается значение логического мышления. Собственно, доминирование наглядно-образного мышления стирается еще до подросткового возраста, если ребенок растет в культурально развитой, а не примитивной среде (т.е. навык логического мышления прививается относительно быстро, если в нем имеется потребность). По мере созревания и приобретения самостоятельности утрачивается необходимость в слепой привязанности к коллективу, к тому же после создания собственной семьи она занимает приоритетное место. Продолжение в зрелом возрасте жесткой иерархической борьбы иногда приносит индивидууму успех, но чаще и для него и для общества благоприятнее партнерство или хотя бы занятие нейтральной позиции.

Тем не менее, в случаях быстрого и резкого изменения средовых условий актуальность приобретения новых навыков и опыта сохраняется или даже возрастает. В зависимости от конкретных обстоятельств связь с коллективом может оказываться как благотворной, так и пагубной. В экстремальных ситуациях логическое обдумывание ситуации замедляет необходимые действия. Из всего этого понятно, что для благополучного существования популяция должна включать оба варианта эмоционального и когнитивного функционирования: как с утратой, так и сохранением детских особенностей. Поэтому и тот, и другой следует рассматривать как норму.

Если указанные особенности эмоциональных и когнитивных процессов периода созревания сохраняются в зрелом возрасте, то и составляют сущность психического инфантилизма или ювенилизма. В их основе – эмоциональная живость, поэтому механизмом их преодоления в зрелом возрасте является ее уменьшение. Психическое созревание следует рассматривать как частный случай динамики эмоциональности, поскольку выявление тенденции к угасанию эмоций, увлечений и интересов к чему бы то ни было зависит от длительности периода наблюдения. Разумеется, уменьшение эмоциональной живости у взрослых не очень значительно и субъективно замечается не сразу, а при сопоставлении протяженных этапов жизни, но, по выражению одного из чеховских героев, у них уже «нет того огня». Биологически закрепленное снижение интенсивности и пластичности эмоций нивелирует большинство специфичных для подростково-юношеского периода особенностей, но мало влияет на те из них, которые зависят от когнитивного развития. В частности, сохраняется и даже развивается эмоциональная дифференцированность, не происходит существенной переориентации интересов в пользу примитивных потребностей, хотя в целом мотивация к реализации своих устремлений (в силу стирания эмоциональности) уже не столь высока.

Принципиально важно отдельно от биологически обусловленных особенностей детско-подростковой психики рассматривать ее содержательную характеристику – неопытность, к которой следует отнести как недостаточную информированность, так и несформированность навыков. Из-за неискушенности дети бывают наивны и простодушны, мало расчетливы. Они чаще, чем взрослые, ведут себя естественно не только потому, что не видят смысла скрывать свои чувства, но и из-за неотработанности навыков лицемерия (впрочем, и по этой части талант может обнаружиться рано). В разных средовых условиях и в соответствии с индивидуальными предпочтениями опыт может усваиваться неравномерно: в одних информационных областях – опережающий, в других – отстающий. В зависимости от условий формируются и навыки логического анализа, целеустремленности в поведении, сдержанности в своих поступках. Впрочем, реально сказываются на полноте необходимого для жизни опыта очень существенные различия в средовых условиях, поскольку источники информации обычно множественны и взаимозаменяемы: если о чем-то не сказали родители, то об этом можно узнать от друзей или из книг и кинофильмов и пр.

Неинформированность и несостоятельность в повседневных делах у взрослых свидетельствуют или об особых условиях дефицита информации и невозможности вследствие этого развития навыков, или (что бывает гораздо чаще) о психическом расстройстве, которое препятствует усвоению опыта. В обоих случаях целесообразно говорить в лучшем случае о псевдоинфантилизме (средовом и болезненном), чтобы не объединять разнородные понятия. При средовой обусловленности псевдоинфантилизма более корректны не медицинские, а психолого-социальные термины, которые, собственно, и употребляются психиатрами, например, «педагогическая запущенность» или «примитивность». В случае психического расстройства псевдоинфантилизм должен быть охарактеризован по существу этого расстройства. Речь может идти об умственной отсталости (олигофрении) или о личностных (нажитых или врожденных) аномалиях при психопатологическом диатезе и шизофрении. Конституциональные и приобретенные личностные аномалии включают некритичность в суждениях и эмоциональную дефицитарность. Понятно, что психологическая сущность эмоциональной обедненности и инфантилизма противоположны. Но это не значит, что они не наблюдаются у одних и тех же больных, поскольку эмоциональная дефицитарность может проявляться весьма избирательно, например, затрагивая лишь некоторые сферы жизни, тогда как в остальном сохраняется эмоциональная яркость, в частности с присущими подростковому возрасту особенностями установления межперсональных отношений, утверждения своего превосходства и пр. Проявления истинного инфантилизма тем более могут сосуществовать как с общей, так и избирательной недостаточностью в когнитивной сфере.

Дифференциация патологического псевдоинфантилизма и истинного (непатологического), т.е. дефицитарной симптоматики и, условно говоря, положительных свойств личности, не может опираться на традиционно упоминаемые сводные категории двоякого происхождения. Например, проявлением истинного инфантилизма следует считать такую безответственность или беспечность, которые вытекают из увлеченности столь интенсивной, что она конкурирует с выполнением долга. Так, молодой человек ради любимой компании манкирует учебой или работой, но, понимая в полной мере последствия, игнорирует их. В результате эмоциональной горячности могут совершаться крайне безответственные поступки, но они единичны и самими индивидуумами оцениваются как «срывы» в результате особых обстоятельств. Например, 21-летний студент замахивается тростью на экзаменатора за его явно несправедливую оценку. В эти мгновения он успел подумать не только о перспективах исключения из института, но и о последствиях для семьи. Этот поступок остался из ряда вон выходящим для всей его последующей жизни. Когда же легкомысленность вытекает из неспособности до конца осмыслить последствия своего поведения, речь идет о болезненной некритичности в суждениях.

При анализе безответственности следует иметь в виду и не зависимые от повышенной эмоциональности различия в микросоциальной ориентации, т.е. в сознательном выборе основных жизненных ценностей. Каждый по-своему решает вопрос о том, какое место в его жизни должны занимать удовольствия и выполнение долга. Даже дети одного возраста существенно различаются по степени ответственности, хотя наставления старших направляют их по одному общему руслу. Подростки же нередко начинают относиться к учебе и домашним обязанностям менее ответственно, чем в более раннем возрасте, причем связать это с оживлением эмоций или психическим расстройством (например, аффективными нарушениями) возможно далеко не всегда. Скорее в таких случаях следует учитывать вероятность бескомпромиссного использования подростками своего права на самостоятельный выбор социальной позиции. У взрослых микросоциальная ориентация также может существенно различаться. Благодаря этому могут, например, меняться господствующие в обществе взгляды на значение создания или сохранения семьи, что не свидетельствует о росте психической заболеваемости или инфантилизации населения. Для Тараса Бульбы выше всего были «узы товарищества», чего нельзя сказать о его младшем сыне, но неправомерно на этом основании судить, кто из них инфантильнее.

Неоднозначно может пониматься внушаемость. Если она подразумевает доверчивость, то как у детей, так и у взрослых свидетельствует прежде всего об отсутствии у себя или у близких тяжелого негативного опыта, связанного с ее последствиями. Когда такой опыт приобретается, она быстро сменяется недоверчивостью даже у детей. Если под внушаемостью иметь в виду несамостоятельность в оценках и трактовках, то такая особенность когнитивной сферы настолько широко представлена в популяции, что считать ее специфическим проявлением инфантилизма сложно. Речь может идти как о сниженных умственных способностях, так и об отсутствии мотивации к формированию собственных понятий, о предпочтении штампов и заимствований в когнитивной сфере. Иногда понятие внушаемости включает богатое воображение. Такая одаренность константна, а к истинному инфантилизму следует относить лишь те случаи, когда она продолжает активно стимулироваться эмоциональной живостью, сохраняющейся в зрелом возрасте.

Понятно, что альтернативное происхождение могут иметь и такие характеристики как «неуместная откровенность» и «неосторожность», поскольку они зависимы как от эмоционального состояния, так и от адекватности понимания ситуации. Не всегда возможно объяснить истинным инфантилизмом и несамостоятельность, если только речь не идет о разбросанности интересов и недостаточно упорядоченном образе жизни вследствие сохранения подростковой эмоциональной живости. Дополнительная трудность заключается в значительной зависимости понимания этого термина от субъективных взглядов; некоторые склонны считать проявлением несамостоятельности всякое поведение, которое не направлено на достижение социально значимых целей.

Очень сложно оценивать «плохое контролирование» своего поведения. Прежде всего, следует различать контролирование влечений и предпочтений с одной стороны и эмоциональных реакций при психологических нагрузках с другой. В первом случае всегда трудно соотнести силу влечения или эмоциональную привлекательность того или иного предпочтения с глубиной чувства долга, которое частично зависит от полноты и адекватности его осознания. Понятно, что результирующее поведение требует тщательного анализа, показывающего является оно выражением истинного или псевдоинфантилизма. Во втором случае возможны поступки, последствия которых сразу не осознаются, поскольку сильные эмоции замедляют когнитивные оценки. При отсутствии личностной дефицитарности инфантильное поведение корригируется вслед за критическим осмыслением ситуации. Так, тургеневский Владимир застывает, любуясь незнакомкой и не отдавая себе отчета в том, как это выглядит со стороны. Как только он осознает свое поведение, ему становится стыдно и он уходит. Интенсивные психологические нагрузки и склонность к эмоциональной пылкости могут препятствовать и тонкости когнитивных оценок, способствуя, тем самым, развитию упрощенных эмоциональных реакций. Однако при инфантилизме у психически здоровых лиц тенденция к недифференцированному эмоциональному реагированию характеризует лишь начальные его этапы и простые реакции трансформируются в сложные: негодование переходит в иронию, к радости примешивается сожаление о ее недолговечности. При псевдоинфантилизме в результате личностной дефицитарности эмоциональное содержание реакций не подвергается существенной динамике. В дифференциальном аспекте следует иметь в виду и эмоциональную несдержанность при органических повреждениях мозга, когда вопреки осознанию неправомерности своего поведения слишком слабы (во всяком случае, сразу после психологической нагрузки) сдерживающие эмоции (смущения, раскаяния и т.д.).

Некоторые другие из традиционно причисляемых к инфантилизму признаков однозначно следует считать проявлениями личностной дефицитарности. К ним относится несформированность адекватных представлений о себе (расстройство самокритики), использование упрощенных понятий и слабая дифференцированность эмоциональных реакций, которые могут отражать как когнитивный, так и эмоциональный дефицит. В качестве личностной дефицитарности следует рассматривать и те случаи, когда упускаются соображения деликатности и возможность скрытых взаимоотношений между окружающими, что приводит к бестактности, или когда вежливое к себе отношение принимается за особое расположение.

Представленная концепция истинного психического инфантилизма основывается не столько на выделении специфических качественных особенностей, сколько на установлении сравнительно большей выраженности и пластичности эмоций и производных от них поведенческих характеристик, которые, таким образом, заметнее, чем в иных случаях. Эта концепция вопреки традиционным взглядам не относит истинный инфантилизм к дефектности или недоразвитию и заставляет считать такие типы личности как истерический и пограничный не патологическими, а психологическими, поскольку их основные признаки ограничиваются его характеристиками. Это отнюдь не означает, что всех пациентов с истерическим или пограничным расстройством личности можно автоматически причислить к психически здоровым. Клинический анализ показывает, что у них часто помимо собственно инфантильных особенностей имеют место признаки диссоциативно-дефицитарных личностных аномалий, а также стертых расстройств настроения. Среди этих признаков некритичность в суждениях и смешанная или гипоманиакальная симптоматика приводят к особенной яркости и социальной неприемлемости характерологических черт, свойственных истинному инфантилизму. Эти случаи полностью отвечают критериям широко распространенного в популяции психопатологического диатеза, поэтому не случайно, что в них нередко наблюдаются и эпизоды расстройств невротического уровня (деперсонализация, сенестопатии и пр.), а порой и психотического. Понятно, что сочетание истинного инфантилизма и псевдоинфантилизма наблюдается и при шизофрении. Чем тяжелее шизофренический дефект, тем вероятнее преобладание псевдоинфантилизма над истинным.

Когда инфантилизм становится заболеванием?

Нестандартное поведение некоторых детей многим взрослым кажется забавным и соответствующим текущему периоду развития ребенка. Психический инфантилизм долгое время во многих семьях может восприниматься как норма либо креативное инакомыслие растущего ребенка. Родители, постоянно балующие свое чадо, пытающиеся ему во всем угождать, сами того не замечают, как вводят в поведенческие нормы ребенка бесконечное ублажение даже самых незначительных потребностей, удерживая мягкие тональности и чересчур миндальничая по любому поводу. Существует и иная картина детской инфантильности, вызванная задержкой умственного развития детей. И виной тому различные причины и факторы.

Синдром психического инфантилизма

Синдром психического инфантилизма - обширное понятие, включающее в себя ряд разнообразных психических расстройств, относящихся к личностной незрелости, с ярко выраженным отставанием эмоционально-волевой сферы. Таких детей легко вычислить в коллективах. И не только по манере поведения, но и по уровню восприятия и анализа текущих событий, усвоения школьной программы, контактирования с ровесниками, идентификации себя в социуме, позиционирования себя как отдельной личности.

Варианты психического инфантилизма:

  • истинный (основан на задержке развития лобных долей головного мозга);
  • общий (ребенок слабо развит, выглядит младше своих лет как социально, так и физически);
  • неправильное воспитание (ребенка, нормального от рождения, родители превращают своим эгоцентризмом в психически незрелого индивида).

Некоторым детям родители умышленно позволяют не выходить из состояния, которое можно охарактеризовать, как детскость. Есть семьи, где приняты манеры общения с детьми, достигшими достаточно зрелого возраста, на уровне младенцев; и уже довольно пожилые родители говорят и ведут себя со своими великовозрастными детьми забавными детскими присказками. Таким большим детям позволительно вести разговоры «елейным» голоском, приветствуются речевые дефекты, допустимые в раннем возрасте. Подросшие дети категорически отказываются правильно выговаривать простые словоформы, непрестанно «сюсюкаясь», стараясь казаться все еще маленькими и очень ранимыми. Такое поведение должно настораживать родителей и ближайшее окружение. Если, конечно, сами родители не пытаются задержать ребенка в подобном состоянии, тешась его детской непосредственностью.

Пожалуй, именно этот вариант психического инфантилизма приносит наибольший вред здоровому от рождения человеку, формируя из него асоциальный элемент иногда на всю жизнь.Такие дети тяжелее переносят уход из жизни своих близких, им кажется, что они остаются одинокими и брошенными. Они редко создают семьи, заводят настоящую дружбу, часто являют собой большую проблему для трудового коллектива. И это кажется совершенной нелепостью - нормальное физическое развитие и ничем не прикрытая детскость. Уже после 5 лет ребенок, которому искусственно задерживают развитие, производит впечатление человека с нарушениями работы центров головного мозга.

Симптомы и признаки инфантилизма

Характерные симптомы детского инфантилизма, которые сигнализируют о задержке развития ребенка, надо знать и уметь отследить каждому:

  • излишняя робость при обычных бытовых ситуациях;
  • слабое развитие мышечного аппарата;
  • не характерная для определенного возраста тонкокостность;
  • запоздалое появление полового созревания у подростков;
  • уменьшенные размеры половых органов;
  • слабое либидо или вообще его отсутствие у взрослых;
  • у женщин редкие и болезненные менструации;
  • отсутствие сексуальных влечений;
  • скудное оволосение тела;
  • склонность к ожирению;
  • импотенция у мужчин;
  • отставание костного возраста, особенно костей грудного и тазового отделов;
  • неспособность к выполнению допустимых физических нагрузок;
  • незрелость голоса у мальчиков-подростков;
  • повышенная тревожность;
  • излишнее кокетство, порой очень неумелое.

Инфантилизм у взрослых, если, конечно, он не вызван патологиями головного мозга, можно характеризовать как защитные реакции на субъективные раздражители внешнего объективного мира.

Взрослый, устраняясь от высокой степени ответственности, конфликтов, делая выбор в неоднозначных ситуациях, часто предпочитает самоустраниться и переложить решение дилеммы или сложного вопроса на кого-то другого, прикинувшись недееспособным, порой даже слабоумным. Часто в нашем обществе на самом деле таким людям дают фору или попросту снимают с них ответственность. Прикидываясь таким, человек невольно остается в маске дурачка на длительный период времени. Вживается в роль, оставаясь в ней надолго, а потом уже и сам не знает, где он сам, и что он из себя представляет. Наиболее характерно такое поведение для мужчин.

Факторами, вызывающими психический инфантилизм, могут стать:

  • врожденные аномалии внутриутробного развития;
  • гормональные нарушения раннего возраста;
  • опухолевые процессы мозговых оболочек;
  • тяжелые заболевания у родителей (алкоголизм, сифилис, длительные интоксикации, почечная недостаточность);
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • сильное психологическое давление на детей (например, в религиозных сектах и даже учебных заведениях);
  • социальное воздействие (подмена понятий и общепринятых норм поведения в семье, компьютерная зависимость).

Лечение инфантилизма

Лечение такого непростого заболевания, как психический инфантилизм, являющегося комплексным, необходимо начинать с определения основной причины, его вызвавшей. Возможно, при устранении этой причины появятся шансы на успешное преодоление инфантилизма как такового.

В тех случаях, когда болезнь сильно запущена, и имеют место врожденные причины, для пациента можно попытаться создать новые условия проживания, качественно изменить его жизнь, чтобы у него произошла переоценка ценностей, переосмысление своего существования, началось самостоятельное выявление интересных способностей, которые помогут саморазвитию.

Основными препаратами, назначаемыми эндокринологами при половом инфантилизме, являются соответствующие половые гормоны, которые пациент принимает довольно длительный период под наблюдением врача.

Немаловажную роль играют общеукрепляющие мероприятия, ЛФК, активное занятие спортом, ежедневные физические нагрузки.

Многим детям часто не подходит климат места их проживания. Эту проблему родителям решить бывает крайне сложно, порой невозможно. Такому ребенку следует как можно чаще оздоровляться на море, дышать горным воздухом, есть натуральную пищу, богатую клетчаткой, витаминами, микроэлементами. Помимо полноценного рациона питания родителям стоит побольше времени проводить с таким ребенком, постоянно пытаясь развивать его, приучая к чтению, красивому изложению своих мыслей, наблюдению за живой природой. Часто собака или кошка в доме способны сотворить чудо, помогая одним лишь своим присутствием укрепить память, органы чувств, улучшить концентрацию внимания, тонус организма, став для такого члена семьи настоящим другом и примером.

Возможные опасные последствия

Наблюдение за детьми и взрослыми, страдающими психическим инфантилизмом, следует перевести на серьезную продолжительную основу, поскольку иногда такие люди могут нести угрозу обществу. Некоторые из них способны на различные девиации, вплоть до собственного членовредительства и нанесения физических увечий окружающим. Не исключены случаи суицидов у таких людей. Врач и близкие должны внимательно присматриваться к их поведенческим реакциям.

К сожалению, вырастая, такие дети пытаются «наверстать» упущенное, порой устраивая акты возмездия с ближайшим окружением и случайными людьми, попадающими под их горячую руку. Множество серийных маньяков являли собой психическую незрелость.

Иногда слабые физически инфантильные люди ставят себе целью догнать и превзойти довольно значимую в обществе личность. Хорошо, если этой личностью будет кто-то из сферы кинематографа или шоу-бизнеса, а не из жестокого криминального мира.

Психологический инфантилизм

Виды инфантилизма

В классическом уже фильме «Пыль» с Петром Мамоновым главный персонаж, взрослый мужчина по имени Алексей, являет собой превосходный образец инфантила. Живя с бабушкой, не умея решать ни одной мало-мальски серьёзной проблемы, он привычно бежит по жизни на бабушкин окрик «Алёша!», добровольно отдавая себя в плен чужим мнениям, чужим решениям. Возможно, вы смотрели эту ленту – вам легко представить, что такое инфантилизм в идеальном исполнении. Может быть, вы ещё не получили удовольствия от игры актёров. Не беда, вокруг полно людей, страдающих инфантилизмом. Гораздо больше, чем думается большинству.

Инфантильность – заторможенность развития эмоционально-волевой сферы, «детскость» - детские личностные характеристики, заточенные в оболочку человека, который уже обязан их перерасти. Различают четыре группы инфантилизма:

Последние два класса относятся к инфантилизму психическому, и нами рассматриваться не будут. Первая пара – часть инфантилизма психологического. Внешние проявления обоих типов практически аналогичны. Тогда в чём же отличия? В причинах. За психический инфантилизм ответственность несёт определённая физиологическая дисфункция, психотерапевтические методы в этом случае не работают. При нарушениях работы мозга инфантилы и хотели бы быть зрелыми личностями, да не могут.

Психологический инфантилизм – следствие неправильного воспитания, досадных ошибок, за которые отвечают как родители инфантила, так и сам «ребёнок», который никак не нащупает, где же зарыта мотивация к тому, чтобы стать зрелым человеком – не только по паспорту, но и по факту.

Простой инфантилизм

Характеризуется относительно равномерной задержкой развития (психического, физического). Обычно подобные инфантилы отстают в личностном и эмоционально-волевом плане от сверстников на 1-3 года. В роли «паровоза» задержки выступают воля и эмоции, затем уже подтягиваются личностные качества.

Всё это откликается в поведении и общественной адаптивности. Инфантильные дети выглядят младше сверстников. Не будучи обделены интеллектом, они отличаются хоть и живым, но очень нестойким и поверхностным интересом к жизни. Несмотря на игровую выносливость, при проецировании интеллектуальных качеств на более серьёзные задания, они теряются и быстро устают. В связи с этим возникает ряд проблем при поступлении в школу и последующей учёбе – невротические реакции являются помехой к освоению предметов.

Невротические проявления гармонического инфантилизма обычно тают или исчезают к десяти годам. Однако окончательной нормализации без сознательной корректировки психических характеристик не наступает – инфантилизм вступает в фазу личностной дисгармонии. Этот тип инфантилов встречается относительно редко.

Дисгармонический инфантилизм

Отличается союзом симптомов гармонического инфантилизма с чертами характера, проявляющимися в патологической форме. Так, дисгармоническим инфантилам свойственны хвастовство, аффективная возбудимость, лживость, тяга к эксцессам, капризность, эгоизм. Эти «приятные» качества могут выказать себя ещё в совсем ранней «молодости» - на 1-2 году жизни. Ребёнок проявляет себя упрямым, стремится обидеть, пытается настоять на своём.

В целом, возрастная динамика и структура этого типа дают основания говорить о нём как о фазе формирующейся психопатии.

Проявления инфантилизма

Инфантилов можно сравнить с детьми. Это застрявшие в удобном возрасте люди, которых мало заботят взрослые проблемы. Обычно, говоря об инфантильности, подразумевают мужчин. Общество привыкло воспринимать женщин как существ, которым можно прощать их слабости, нежелание и неумение нести ответственность за многие бытовые поступки. Множество женщин не горят желанием вникать в семейные проблемы, касающиеся финансов, и вопросы технического характера. Хоть это и не вполне правильно – слабый пол «тоже люди», но факт: женщинам простительно в социуме многое.

От мужчин ждут совершенно иного подхода к жизни, к решению проблем. Справедливо считается, что мужской пол обязан быть сильным, выносливым, умелым. В этом и заключена «инфантильная» проблематика – вечные дети являются полной противоположностью образа мужчины, сформированного в глазах социума. Они слабые, отличаются быстрой утомляемостью, не приспособлены к решению вопросов.

Инфантилы не всегда стопроцентные слабаки. Степень интенсивности и форма инфантилизма могут значительно варьироваться. Например, человек может быть вполне успешным в какой-либо области, но при этом полным ребёнком в бытовой сфере. Особенно это касается людей творческих профессий. Высокоинтеллектуальный и трудолюбивый (а, значит, и волевой) актёр, к примеру, на семейно-бытовом фронте может быть абсолютно пассивным и безвольным существом, не способным и не замотивированным к принятию решений.

Противоположный пример. Самый что ни на есть золоторукий технарь, решающий магическим образом любые «кулибинские» проблемы, совсем не обязательно являет собой пример мужественности в других сферах. Так, вокруг масса образцов условных сантехников-электриков – отвратительных тайм-менеджеров, абсолютно недальновидных личностей, не способных разглядеть перспективы и, что самое главное, ставить большие цели, особенно, выходящие за рамки сугубо технической области.

Инфантилизм – это проявление малодушия, решение вопросов детскими методами (это буду – мне интересно, это не буду – не хочу). Конечно, не стоит причислять к инфантилам любого, делегирующего свою работу другим людям. Чаще всего это как раз вопрос целесообразности. Однако за рамками рациональности подобные проявления, скорее всего, как раз говорят об инфантильности.

Глядя на человека, нельзя всегда сразу определить, инфантилен ли он. Да, тяжёлая форма «детскости» бросается в глаза мгновенно, но обычно незрелость проявляется в критические моменты. В кризисных ситуациях инфантил выжидает, не тяготеет к принятию решений, предпочитая дождаться того, кто возьмёт ответственность на себя.

Психологический инфантилизм: что делать?

Детский инфантилизм

С детским инфантилизмом, с одной стороны, бороться легче – психика пластичней, а с другой – взрослые всё же более целенаправленны и склонны к самоанализу. Каких ошибок следует избегать в воспитании ребёнка вообще и особенно, если в нём уже проявляются симптомы инфантилизма?

  • Решение проблем. Стремление оградить ребёнка от любых неприятностей отнюдь не похвально. Дети должны плавно соприкасаться с реальностью, которая, при отсутствии навыков выживания (в любой форме), выкинет за борт и заставит жестоко страдать, когда рядом не окажется заботливой бабушки или щадящей мамы.
  • Жертвенность. «Я живу ради детей», «вся жизнь – ребёнку». Какая неприкрытая глупость! Благими намерениями… Самопожертвование, как любое другое проявление любви (милостыня, альтруизм), должно быть облачено в доспехи рациональности. Бездумная жертвенность в отношении детей приводит лишь к привычке видеть всюду миску с голубой каймой, на которой всё готовое и вкусное. За пределами семьи, увы, сказка имеет совершенно иной окрас, поэтому приучайте ребёнка ценить не только себя, но и окружающих – это убережёт его от инфантилизма.
  • Излишняя похвала. Умиление, восхищение и прочие проявления любви в формате «ми-ми-ми» формируют самовлюблённого человека, практикующего стремление к вседозволенности и возвышению над окружающими. Чтобы не вырастить инфантила, нужен, как и во всём, баланс – похвала должна сочетаться с конструктивной критикой.
  • Безынициативность. Хотите вырастить инфантильного человека? Ограничьте ребёнка строгими рамками правил и инструкций, отбейте у него охоту к любой инициативе, сформируйте у него страх перед любым отступлением от норм. Привыкая следовать указаниям, дети становятся не способными к самостоятельному качественному мышлению. Они всегда будут ожидать, что вот-вот кто-нибудь подскажет решение задачи, будь она из школьного учебника или из жизненных реалий. Учитесь доверять детям, искать решения сообща, прививать любовь к выработке собственного, пусть и ошибочного, мнения.
  • Проецирование эмоций на ребёнка. Срывая на детях эмоции, мы провоцируем их закрываться, уходить в себя. Будущий инфантил учится воспринимать мир как место весьма враждебное, от негативных проявлений которого можно укрыться во внутренней скорлупке. Вырастая, жертва родительских эмоциональных срывов старается не высовываться навстречу социуму – внутри привычней и теплей. Проблемы окружающих инфантильному человеку побоку, люди – лишь повод закутаться посерьёзней. К сожалению, так ни одна проблема не решается – инфантилизм губителен.

Инфантилизм взрослых

Вы выросли инфантилом, что делать? Можно сказать, что есть три основных типов инфантилов: избалованный, бунтарь и забитый ребёнок-взрослый.

  • Избалованный – образец эгоцентризма, вокруг него никого нет, интересы других ничто. Если узнали себя, пытайтесь связать себя с социумом, не противопоставляйте себя ему, учитесь учитывать интересы людей.
  • Бунтарь ненавидит ограничения, обижается по любому поводу, доказывает правоту. Идёт вопреки чужому мнению, даже если очевидна глупость собственного. Таковым стоит, наконец, принять истину: в мире полно запретов, работающих нам во благо. Не стоит воспринимать в штыки чужие идеи, ошибки неизбежны, невозможно быть правым во всём.
  • Забитый – противоположность бунтаря. Считает любое своё мнение ошибочным, легко соглашается с чужим, идёт на поводу чужих представлений, характеризуется отсутствием инициатив. Забитым инфантилам следует учиться воспринимать себя личностями, повышать самооценку, избавляться от страха оказаться в центре внимания.

Ну а если же вас прямо достала ваша проблема и вы настроены по-серьезному, вы можете реально от нее избавиться, без психологов и даже не выходя из дома. За считанные месяцы. Но только эта штука не для нытиков, так что, если вам больше нравится жевать сопли, не нужно скачивать эту технику, а уж заниматься тем более. Но если же вам жизнь жертвы надоела - обязательно скачайте, и возможно окажется, что это именно то, что вы всегда искали.

Инфантилизм: что это такое, симптомы и лечение этого расстройства

Психический инфантилизм – явление, которое может быть одним из симптомов сложных психических заболеваний, а также проявляется как самостоятельное расстройство эмоционально-волевой сферы. Заключается оно в том, что поведение человека не соответствует его хронологическому возрасту.

Что это за состояние

Психический инфантилизм означает незрелость личности, в результате которой эмоции и волевые акты человека не соответствуют его возрасту, а больше напоминают поведение ребенка. Это способы реагирования на раздражитель, которые свойственны младшему возрасту, а не тому, который на данный момент имеет человек.

Инфантилизмом называют не только расстройство эмоций и воли, но также отставание в физическом развитии. Такое явление носит название физиологический инфантилизм. Различают также психическое и психологическое отставание в работе эмоционально-волевой сферы. Внешне эти явления проявляться могут одинаково, но причины их отличаются. Психологический инфантилизм возникает у детей, людей со здоровой психикой, сохранными когнитивными процессами. Такие взрослые и дети не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Синдром психического инфантилизма относится к расстройствам поведения. Это не самостоятельное заболевание, но на фоне его развития и внешних обстоятельств могут возникать сложности с воспитанием ребенка и реакциями взрослого человека на окружающую его действительность.

Факторы риска развития

Психический инфантилизм очень тесно связан с психологическим. Этим видам нарушения поведенческих реакций подвержены дети, которые в результате родовых травм и органического поражения мозга растут наивными, не соответствуют своему биологическому возрасту.

Такое явление возникает при проявлении сложных психических заболеваний, например, олигофрении, когда страдают когнитивные процессы, нарушается работа мышления, человек не адаптирован к окружающему миру.

Причины возникновения

К основным причинам возникновения психического инфантилизма относят:

  • поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, гипоксии и асфиксии ребенка в родовых путях, токсическое воздействие на головной мозг, травмы;
  • генетическая и конституциональная предрасположенность человека;
  • особенности воспитания, когда родители чрезмерно опекают детей, не дают им право самостоятельно принимать решения, либо имеет место деспотическое воспитание.

Симптомы

Для психологического и психического инфантилизма характерны практически одинаковые проявления. Среди них отмечают:

  • низкая способность к интеллектуальной работе, концентрации внимания, но при этом в играх энергия не иссякает, ребенку не надоедает играть;
  • незрелость суждений, преобладают поверхностные суждения, ассоциации, более сложные мыслительные процессы инфантильным детям и взрослым не свойственны;
  • во время волевой деятельности ребенок может ощущать усталость, интересы не стойкие;
  • человеку постоянно нужна смена обстановки, новые впечатления, острые ощущения;
  • неразвита самостоятельность, ответственность за поведение;
  • человек непоследователен, непосредственен, легко поддается внушению;
  • настроение инфантильного человека (ребенка) легко изменяется, неустойчиво, могут возникать аффективные вспышки, которые в скором времени заканчиваются;
  • может проявляться раздражительность, эгоцентризм, капризы, стремление получить 100%-е внимание со стороны окружающих.

Инфантилизм, приобретенный вследствие шизофрении в раннем возрасте, проявляется в изменениях личности, таких как чрезмерный негативизм, манерность, низкий уровень эмоциональных реакций, аутизм.

Лечение

В зависимости от причин психического инфантилизма назначается лечение и коррекционные мероприятия. При этом поведенческом расстройстве родители должны пересмотреть свое отношение к ребенку. Его нужно настраивать на самостоятельность, но делать это постепенно, постоянно и правильно.

При выраженных отклонениях в поведении и эмоциональных реакциях вместе с психотерапевтическими мероприятиями назначаются медикаментозные средства.

Медикаментозная терапия

Если психические отклонения при инфантилизме слишком выражены, специалисты рекомендуют использование таких медицинских препаратов, как:

  • нейролептики, транквилизаторы – влияют на функционирование ЦНС, тем самым изменяя психическое состояние человека;
  • антидепрессанты – влияют на эмоциональное состояние человека;
  • ноотропы – оказывают влияние на когнитивные функции головного мозга, улучшают память, умственную деятельность, способствуют обучаемости.

Также медикаментозная терапия при этом расстройстве показана для снижения выраженности его симптомов. Применяются лекарственные препараты для лечения основного психического заболевания, если инфантилизм является сопутствующим расстройством.

Психотерапия

Инфантилизм поддается коррекции при правильно организованном индивидуальном подходе к пациенту. Чаще всего, если он проявляется в старшем возрасте, человеку уже сложно адаптироваться в окружающей его социальной обстановке.

Чем раньше обратиться к специалисту для преодоления этой патологии, тем вероятнее успешная адаптация такого человека в обществе.

В психотерапевтической практике существует много методов коррекции инфантилизма. Но самыми эффективными являются когнитивно-поведенческие и клиент-ориентированные методики. Также активно применяется психодинамический подход.

Классик психоанализа К.Юнг рассматривал инфантилизм в своих трудах. Он говорил, что невозможно воспитать человека, не являясь воспитанным человеком.

Психоднамический подход ориентирован на развитие целостности, определенности личности. Используя психоанализ, психотерапевт прорабатывает с человеком причины этого расстройства, заложенные в детстве.

Инфантилизм хорошо поддается коррекции с помощью когнитивно-бихевиоральных методов. Они применяются при проявлении расстройств поведения по разным причинам. При органических поражениях мозга можно произвести корректировку патологии, научив человека правильно вести себя в обществе, адекватно эмоционально реагировать. Если инфантилизм проявляется у ребенка, специалист обучает, дает рекомендации родителям по основам воспитания таких детей.

Инфантилизм имеет разные причины и последствия для человека. Со стороны родителей важно не проявлять чрезмерную опеку над ребенком, а также давать ему любовь и заботу в меру, не быть деспотичными – это исключит проявление психологического расстройства эмоционально-волевой сферы. Если данный синдром проявляется по другим причинам, важно как можно быстрее обратиться к психотерапевту или психиатру для его лечения.

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

Инфантильность – это особые свойства поведения человека, характеризующие его как незрелую личность, неспособную принимать обдуманные, взвешенные решения. Как правило, подобная детскость и незрелость являются продуктом воспитания, а не сбоя в процессе созревания головного мозга.

Инфантильный человек попросту избегает всяческой ответственности – ему ничего не мешает «взять жизнь за хвост и что-то поменять в ней», но отсутствует само стремление к таким активным действиям.

Тогда как, инфантилизм – это патологическое состояние, подразумевающее под собой задержку психологического становления личности по какой-либо объективной причине. К примеру, кислородное голодание мозга при внутриутробном формировании плода. Несоответствие поведения человека возрастным характеристикам становится особенно заметным к моменту поступления в школу. В дальнейшем оно только прогрессирует.

Причины

Истоки инфантильности, по мнению специалистов из разных стран, занимающихся подобной проблемой, следует искать в детских годах человека. Из множества выявленных ими причин, можно указать несколько основных:

  • гиперопека родителей – ребенок не имеет возможности принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках, у него появляется привычка перекладывать ответственность на других людей;
  • постоянная нехватка внимания и любви со стороны близких родственников – ситуация, когда малыш большую часть времени предоставлен самому себе, своеобразная педагогическая запущенность, во взрослой жизни такие дети стремятся возместить себе упущенное ощущение заботы;
  • тотальный контроль – если детей заставлять отчитываться буквально за каждый сделанный ими шаг, то в противовес они начинают своим инфантильным поведением выражать своеобразный протест, мол, получайте, что хотели, отказываюсь брать на себя ответственность;
  • вынужденное быстрое взросление – если ребенку, в силу жизненных обстоятельств, пришлось чересчур рано столкнуться с необходимостью принимать важные решения, то впоследствии он может стремиться избегать ситуаций, когда требуется делать выбор.

Иногда платформой для инфантильности становятся заболевания внутренних органов, к примеру, – когда у клеток мозга просто не хватает энергии для полноценной деятельности. Или же возникающий инфантилизм у женщин в силу недоразвития яичников – дефицит выработки половых гормонов приводит к отставанию созревания высшей нервной деятельности.

Симптоматика

Среди всего разнообразия симптомов, которыми можно описать поведение человека-инфанта, можно выделить следующие наиболее характерные признаки инфантильности:

  • неумение и нежелание принимать важные решения, за которые потом придется нести личную ответственность – в ситуациях, когда требуется срочно что-то решить, такой человек постарается максимально переложить задачу на плечи коллеги, родственника, или же пустит все на самотек;
  • неосознанное стремление к иждивенчеству – инфантильные люди могут хорошо зарабатывать, но вот обслуживать себя в быту не приучены или просто ленятся, стараясь всячески избегать повседневных обязанностей;
  • крайне выраженный эгоцентризм и эгоизм – ничем не обоснованная уверенность в том, что весь мир должен вращаться вокруг них, их просьбы должны незамедлительно выполняться, тогда, как сами они постараются найти тысячу оправданий собственным невыполненным обязательствам;
  • сложности в отношениях с коллегами, партнерами, супругами – нежелание трудиться над отношениями приводит к тому, что, в конце концов, такие люди остаются одинокими даже в собственной семье;
  • инфантильная женщина может веселиться на каком-то мероприятии или вечеринке, тогда как в квартире у нее будет не убрано, а холодильник сияет пустыми полками;
  • частая смена работы – инфантильный мужчина всячески оправдывает себя тем, что к нему чересчур придираются или заставляют перерабатывать, поэтому они всю жизнь проводятся в поиске такого места работы, где бы им платили больше, а требовали меньше.

Люди–инфанты живут буквально, как мотыльки – одним днем. Зачастую у них нет накоплений «про запас». Они не стремятся к самосовершенствованию, потому что уверены, что и так хороши, их все устраивает в себе.


Виды инфантилизма

Для полноты описания такого расстройства, как незрелость личности, необходимо отметить, что оно может выражаться в различных формах. Так, психический инфантилизм – это замедленное взросление ребенка. Происходит некоторая задержка становления личности малыша – в эмоциональной либо волевой сфере. Такие дети могут демонстрировать высокий уровень логического мышления. Они интеллектуально очень даже развиты и способны себя обслуживать. Однако, при этом их игровые интересы всегда преобладают над учебными и познавательными.

Физиологический инфантилизм – чрезмерно замедленное или нарушенное телесное развитие, влекущее за собой сбой в формировании высшей нервной деятельности. Чаще принимается за . Только тщательная дифференциальная диагностика высокопрофессиональным специалистом расставляет все по своим местам. Причинами ее появления могут стать перенесенные беременной женщиной инфекции или же кислородное голодание плода. Признаки инфантилизма у такого ребенка может объединить фразой «хочу себя проявить, но не могу».

Психологический инфантилизм – человек имеет вполне здоровую в физиологическом отношении психику, он вполне соответствует по развитию своему возрасту. Но им сознательно выбирается «детское» поведение. К примеру, из-за перенесенной – как своеобразная «защита» от агрессивной внешней реальности. Затем привычка отгораживаться и перекладывать ответственность за себя на других становится нормой поведения.

Особенности у мужчин

Основная масса отличий в проявлении инфантильности у полов кроется в социальных взглядах, принятых в том или ином обществе. Если смотреть на проблему с этой точки зрения, то инфантильность у мужчин – это признак их несостоятельности как защитника, «добытчика». Такое поведение в большинстве социальных групп осуждается.

Распознать мужчину-инфанта можно по нескольким характерным признакам. У него очень тесная связь с семьей, особенно с матерью. При этом отношения между ними могут быть даже конфликтными, но они не могут подолгу обходиться друг без друга.

Доминирует в таких отношениях родитель. Поэтому и став взрослым мужчина–инфант не берет на себя никакой ответственности – за себя, свою семью. Во многих ситуациях он ведет себя, как ребенок. Инфантилизм у мужчин довольно часто проявляется в избегании конфликтов, необходимости решать проблемы, уходе от реальности в выдуманные отношения, к примеру, в .

Зато такой мужчина – душа любой компании. Он искренне радуется любому празднику и поводу повеселиться. Он всегда готов стать организатором вечеринки, но только если финансировать ее будет кто-то другой. С деньгами он практически не умет обращаться и их зарабатывать.

Могут наиболее ярко проявляться в его конкуренции с собственными детьми. Он искренне обижается, если жена уделяет ему меньше внимания или покупает больше вещей не ему, а ребенку. Скандалы и ссоры в такой семье будут происходить все чаще, если женщина не научится находить равновесие в отношениях с мужем и потомством.

Особенности у женщин

На инфантильность у женщин общество смотрит более благосклонно. Часто подобная «детскость» даже поощряется – многим мужчинам приятно баловать свою избранницу или воспитывать ее иногда. Отдельные мужья именно таким способом утверждают свое эго.

Женщинам же импонирует роль зависимых – это значительно облегчает их существование в плане принятия важных решений. Перекладывание своих забот на «сильные мужские плечи» издавна поощрялось и приветствовалось в европейском обществе. Однако, реалии наших дней таковы, что подобное поведение порою приводит к катастрофе в отношениях – два инфанта, столкнувшись, не в состоянии помочь друг другу.

Иногда за инфантильностью скрываются – авитаминозы, хроническая усталость, тяжелые стрессовые ситуации приводят к тому, что нервная система не выдерживает. Стремясь себя сохранить, женщина начинает уходить от реальности, становясь вялой, апатичной. После восстановления запасов витаминов и микроэлементов, а также энергии представительница прекрасной половины человечества вновь будет активной, яркой, веселой и жизнеутверждающей.

Если же стремление веселиться – это преобладающая черта характера женщины, без желания задумываться о будущем, обеспечивать себе благополучие и комфорт собственными силами, речь может идти о психологической инфантильности. Поощрение подобного поведения может закончиться вседозволенностью и распущенностью, вплоть до нарушения уголовной ответственности. Наказание и «отрезвление» порою бывает чересчур резким и жестким – отбывание срока в местах лишения свободы.

Как избавиться от инфантильности?

Инфантильному человеку довольно трудно осознать имеющиеся у него проблемы с принятием решений. Немногие находят в себе силы бороться и предпринимать шаги по улучшению своей жизни – обретение самостоятельности. Чаще всего таким людям требуется помощь профессиональных психологов.

Положительных результатов удается добиться быстрее, если обращение за помощью было предпринято на ранних этапах формирования расстройства личности, в детские годы жизни человека. Отлично зарекомендовали себя групповые и индивидуальные тренинги.

Чтобы правильно организовать процесс воспитания и становления ребенка, родителям можно порекомендовать:

  • чаще советоваться с детьми, спрашивать их мнение по каждому важному для них событию жизни;
  • не пытаться искусственно создавать для ребенка чрезмерно комфортных условий – узнавать обо всех трудностях, к примеру, в школе, совместно их решать, а не взваливать проблему только лишь на свои плечи;
  • записать его в спортивную секцию – так в нем будет формироваться ответственность и целеустремленность;
  • побуждать ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста;
  • избегать мышления категориями «мы» – разделять себя и малыша на «я» и «он».

Если интеллектуальное снижение было спровоцировано очаговой ишемией, тогда понадобиться квалифицированная помощь невролога, медикаментозное лечение.


Как избавиться от инфантильности мужчине – такие вопросы должны решаться специалистом в индивидуальном порядке. Без осознания проблемы, если он сам не готов трудиться над собой, все предпринимаемые шаги со стороны родителей, жены, коллег окажутся малоэффективными.

Специалисты могут лишь давать рекомендации, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте – пересмотреть свои жизненные приоритеты, попробовать жить отдельно от родителей, найти такую работу, которая будет требовать принятия решений, но без чрезмерной ответственности. Можно попробовать пошаговое планирование – ставить перед собой вполне достижимые цели и стремиться к ним.

Каждый человек сам творец своей судьбы и без внутренней работы над собой невозможно достичь гармоничного развития своей личности.

Что такое инфантилизм у взрослых? Данный термин характеризует людей, которые смотрят на жизнь глазами ребёнка. Такие личности давно выросли из детских штанишек, но их образ мышления и мировоззрение остались на уровне 15-летних подростков. Окружающий мир воспринимается ими без должной доли критики, которая свойственна взрослым и самодостаточным людям.

Всё было бы ничего, так как у каждого в голове свои тараканы, но дело заключается в том, что инфантилизм представляет собой серьёзную жизненную помеху. Если человек не имеет зрелых моральных установок, то он просто неспособен полноценно реализовать собственные возможности. Отсюда напрашивается вывод: инфантил рискует оказаться на обочине жизни.

Существует мнение, что подобные люди появляются только в результате неправильного воспитания. Однако с этим нельзя полностью согласиться. Инфантильное состояние имеет более широкое понятие, включающее в себя целый комплекс самых разнообразных физических и психических нарушений. Они могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

Ребёнок при этом отстаёт в развитии от сверстников по целому ряду физиологических факторов. Здесь можно назвать нарушения гормонального характера, инфекционные заболевания, длительную интоксикацию, плохое питание. Дети обладают хрупким телосложением, маленьким весом, небольшим ростом. Слабо выражены вторичные половые признаки. Из психологических факторов можно назвать рассеянность, слабохарактерность, часто меняющееся настроение, повышенную внушаемость, предрасположенность к фантазиям, неспособность принимать самостоятельные решения.

В подобных ситуациях необходим специальный курс лечения. Он включает в себя полноценное питание, физические упражнения, терапевтическую коррекцию, гормональную терапию.

Однако гораздо чаще встречается инфантильное состояние, причиной которого является неправильное воспитание. В таких случаях вся ответственность ложится на родителей. Они чрезмерно опекают любимое чадо, создают ему тепличные условия, подавляют любого стремления к самостоятельности и независимости. Всё это и выливается в инфантилизм у взрослых, так как вырастает не уверенная в себе личность, а изнеженное существо, слабо приспособленное к суровым жизненным реалиям.

Такие люди обладают повышенной эгоистичностью. Для них главным являются собственные желания, а чувства, переживания, устремления других людей не принимаются во внимание. Инфантил видит смысл жизни в получении удовольствий и добивается их любой ценой.

Он испытывает потребность в самых разных «игрушках»: дорогая спортивная машина, ультрамодная одежда, драгоценности. А бывает, что в качестве «игрушки» выступает другой человек. Последний рассматривается, как кукла, и представляет собой лишь объект для любовной игры. Наигравшись, инфантил «выбрасывает куклу» и ищет другую.

Подверженная инфантилизму личность постоянно стремится доказать окружающим свою исключительность и индивидуальность. При этом практикуются самые разные методы. Это могут быть грубость, насмешки, унижение, кулаки.

Но в то же время люди подобного типа обладают хорошо развитым чувством самосохранения. Если рядом с ними оказываются сильные личности, способные дать достойный отпор, то весь эгоизм и вера в собственную исключительность сразу же куда-то исчезают. Это указывает на слабость характера и отсутствие внутренней стойкости.

Всё вышесказанное оставляет в душе неприятный осадок. В дополнение следует заметить, что самый высокий процент преступлений приходится как раз на инфантилов. Отсюда нетрудно понять, что правильно воспитывать своего ребёнка нужно с раннего детства.

Необходимо регулярно объяснять своему чаду, что «хорошо», а что «плохо», почему это «можно» делать, а это «нельзя». Пусть малыш падает и ушибается, самостоятельно преодолевает посильные для него трудности. В этом случае закалится характер, появится вера в себя и способность объективно оценивать личные возможности.

Говоря об инфантилизме у взрослых, нужно упомянуть ещё одну его разновидность. Это сознательное стремление некоторых людей выглядеть в умственном развитии младше своих лет. Такую публику называют кидалтами. Происхождение названия обязано двум английским словам: adult – взрослый и kid – ребёнок (разг.). Их объединили вместе и получился – кидалт.

Такая модель поведения присуща тем, кто хочет спрятаться подобным образом от жизненных проблем и суровых реалий. А товарная индустрия очень быстро отреагировала на новое веяние. В магазинах появилась, рассчитанные на кидалтов товары. Это необычные по форме скутеры и самокаты, футболки, с изображёнными на них героями мультфильмов, коллекции солдатиков и другие оригинальные вещи, которые больше подходят для детей, чем для взрослых мужчин. Но именно взрослые и раскупают всю эту продукцию.

В заключении следует заметить, что инфантилизм у взрослых напрямую проистекает из социальных проблем общества. Как раз они-то и формируют определённые модели поведения. А люди лишь стремятся оградить себя и своих детей от непредсказуемого современного мира. Но спрятаться от действительности невозможно. Гораздо разумнее повернуться к ней лицом и принимать такой, какая она есть.

Юрий Сыромятников

Загрузка...