docgid.ru

Атенолол астрафарм от чего. Атенолол: подробная инструкция, цена, отзывы врачей-кардиологов и пациентов. Форма выпуска и состав

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения , перечислены особенности и черты характера сангвиников , разбираются трудные моменты в их воспитании , названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты. Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов. Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету». Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц - Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью. Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их. Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1-2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6-7-м классах.

Из школы приду,- рассказывает Валя,-немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали - уравновешенность .

Мы не видели её капризной, порывистой,- говорят родные,- хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.
- Эта ученица быстро загорается,-рассказывает классная руководительница,- но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя. Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали - подвижность .

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки - девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга . После сильного переживания - ссоры с отцом - Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

Что-нибудь я сначала очень переживаю,- говорит Валя,- но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу - моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера. Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться» . Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента - подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки , навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

Сколько я слёз пролила с дочерью,- вспоминает мать Вали.- Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело . Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми. Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы . Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

Если я в огороде копала,- рассказывает бабушка,- то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним . Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет. Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась. Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие - как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей. Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения. Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей - постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера .

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание – это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К наказаниям сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники – ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка – это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака – это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы – ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.

У вас ребенок-сангвиник? Считайте, что вы выиграли приз. Конечно, любого ребенка нужно воспитывать, ведь он должен понимать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя, но имея ребенка-сангвиника, вам не придется прилагать сверхусилия, чтобы объяснить это малышу.

Характер у ребенка-сангвиника сильный и уравновешенный. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. Сангвиники прекрасно умеют контролировать свои эмоции с самого раннего детства. Они очень активны, чрезвычайно любознательны, легко осваиваются в новой обстановке, легко знакомятся с детьми и взрослыми, прекрасно чувствуют себя в новой компании. Психологические качества этих детей позволяют им принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, и не завышать свои требования. Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности, вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. Несмотря на то, что никогда не рвутся к власти, они часто являются негласными лидерами коллектива. К тому же у них прекрасное чувство юмора, которое способствует оптимистическому восприятию мира.

Проблемы детей-сангвиников

Несмотря на отменный набор личных качеств, у детей-сангвиников все же существует ряд проблем, на которые следует обращать внимание. Дети-сангвиники в силу своего характера не хотят заниматься скучной, монотонной работой, к тому же, начав какое-то дело, он часто теряют к нему интерес и переключаются на другую работу, которая им кажется значительно интересней. У них обычно достаточно обширный круг общения, который может быть совершенно непонятен родителям.

Как воспитывать детей-сангвиников

Родителям стоит помнить, что нельзя пускать на самотек воспитание ребенка-сангвиника, так как, привыкнув, что он сам за себя в ответе, ребенок может начать относится к урокам невнимательно и небрежно, выполнять свои обязанности спустя рукава, а это может в дальнейшем отразится на его работе. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, ребенок перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

В воспитании ребенка необходимо уделять особое внимание тому, чтобы он научился концентрироваться на работе и выполнять ее до конца, несмотря на утраченный интерес. Стоит также подсказать ему, что работа выполнена неаккуратно и ее следует переделать.


Воспитывая ребенка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать их с ним и поддерживать интерес, чтобы он всегда доводил дела до конца. Хвалите ребенка и повышайте планку, чтобы ребенку было к чему стремиться.

Ребенку-сангвинику также прекрасно подойдут занятия спортом, так как ему всегда есть к чему стремиться и к тому же спорт прекрасно дисциплинирует и воспитывает силу характера.

Так что воспитание ребенка-сангвиника, несмотря на прекрасные исходные данные, - кропотливый ежедневный труд, который требует любви и понимания.

Например, у сангвиников нервные процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У флегматиков - наоборот. Поменять тип темперамента ребенка нельзя, а вот скорректировать его черты во время формирования характера не только можно, но и нужно.

Первые проявления темперамента малыша можно заметить уже в трех-четырехмесячном возрасте: младенцы по-разному реагируют на события вокруг, например, на появление незнакомца, на новую игрушку, на мокрые пеленки.

В возрасте около года уже можно понять, каким темпераментом обладает ребенок. Согласно общепринятой классификации, люди по темпераменту делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Почему важно уже сейчас обратить на это внимание? Прежде всего, от этого зависит, в какие игры и как следует играть, какие качества развивать. Кроме того, бывает, что несовпадение темпераментов с кем-то из родителей приводит к конфликтам. Например, папа-холерик может сильно раздражаться на флегматичного сына, потому что ему просто непонятно, как можно часами убирать кубики. Он привык к совершенно иному темпу деятельности. Или меланхоличная мама невероятно устает от бурной активности своей дочки. Чтобы избежать подобных проблем, стоит как можно раньше понять особенности ребенка и научиться с ним взаимодействовать.

Надо сказать, что деление на четыре типа темперамента весьма условно. Абсолютное большинство людей имеют смешанный тип темперамента. Тем не менее, у каждого из нас можно выделить ведущий тип, он-то и определяет темперамент.

Одни младенцы спокойны, уравновешенны и выдержанны. Такой ребенок ест все, что ему предложат. Дождь ли, солнце - ничто не омрачит прогулку. У него может испортиться настроение, но ненадолго. Если вы объясните, почему нельзя получить желаемое, ребенок, скорее всего, примирится с обстоятельствами. Покажете ему нечто новое - и он захочет познакомиться с этим поближе.

Другие малыши гораздо чувствительнее к переменам. Они предпочитают есть знакомые кушанья в одно и то же время и в одном и том же порядке. Они недоверчивы: пугаются и плачут при виде новой игрушки или незнакомого лица. Зато их привязанности крепче скалы, дайте только время. Но вот заставить их попробовать что-то новое - настоящая проблема, слишком уж они осторожны.

Иная крайность - сорвиголовы, безоглядно кидающиеся ко всему, что их заинтересовало. А интересует их буквально всё. Их энергия неисчерпаема, и родители превращаются в спринтеров, мастеров раннего прогнозирования и стремительного маневра. Такие дети чудовищно настойчивы и даже склонны к манипуляциям. Они бурно откликаются на любые перемены и не знают меры в эмоциях и чувствах.

Такими уж они уродились!

Стелла Чесс и Александр Томас первыми классифицировали темперамент. С 1956 по 1988 г. они собирали данные почти о 140 людях, начиная с детского возраста, и в результате выделили девять характеристик темперамента: активность, постоянство, первоначальная реакция, адаптивность, выраженность, настроение, отвлекаемость, настойчивость/устойчивость внимания и чувствительность.

Благодаря работе этих ученых стало общепризнанным, что дети рождаются с определенным темпераментом, остающимся весьма стабильным на протяжении всего детства. Темперамент ребенка в очень незначительной степени поддается коррекции со стороны родителей, но сам, в свою очередь, влияет на характер родительского поведения.

По данным Томаса и Чесс, 65% детей относятся к следующим трем категориям, а темперамент остальных детей представляет собой комбинацию указанных типов.

Типы темперамента

Многие мои друзья нервничают, когда я разрешаю своей дочке забираться на гимнастическую стенку, предназначенную для детей постарше, или разрешаю ей выйти самой за дверь и постоять снаружи. А я переживаю, когда они не разрешают того же самого своим детям. Конечно, каждый из нас знает своего ребенка, и обычно мы поступаем так, как будет лучше для него (и для нас). Но в любом случае мы рискуем при этом подвергнуться осуждению. Попробуйте предупредить неодобрение окружающих, объяснив им, какой он, ваш ребенок. Например, о своей застенчивой малышке вы можете сказать: «Ей нужно время, чтобы освоиться. Лучше, если вы чуть-чуть подождете и дадите ей самой подойти к вам». Или другой вариант: «Да, он очень вспыльчивый. Он остро на все реагирует».

Холерик

Пожалуй, в детской литературе самый яркий представитель этого типа - Карлсон. Взрывной, с часто меняющимся настроением. Чуть что не по нему, сразу: «Так, я пошел!» Неусидчивый, не способный длительное время заниматься одним и тем же делом. Выдумщик. Легко знакомится первым. Любитель подбить других на какую-нибудь авантюру.

Холерики любят деятельность, связанную с риском, не до конца осознают опасность. Это те малыши, которые спокойно выползают на балкон, бегут через дорогу впереди мамы и т.д. Холерики все время чем-то заняты, упрямы в своих желаниях. Именно они часто закатывают истерики манипулятивного характера, чтобы привлечь к себе внимание и достичь определенной цели.

Этих детей постоянно одергивают («сюда нельзя!», «туда не ходи!», «это не трогай!»), ставят им в пример других малышей («вот, посмотри на этого мальчика, как он себя хорошо ведет», «какой хороший домик построила эта девочка, а ты все бегаешь!»). Но все призывы взрослых тщетны: запреты вызывают у холерика бурное сопротивление, а предложение полюбоваться чужим домиком - желание этот домик разрушить. Ему обидно, что взрослые восхищаются тем, что не имеет к нему никакого отношения.

Как же справляться с холериком? Прежде всего, старайтесь направить его энергию в правильное русло. Таким детям нужно очень много гулять. Некоторые мамы мне говорят: «Я не могу с ним справиться, поэтому мы не выходим на улицу». Да, за холериком угнаться трудно, у него очень много энергии. Но есть один секрет, один казалось бы незначительный нюанс, который может вам помочь изменить ситуацию. Выходя из дома, не позволяйте ребенку идти впереди себя. Сначала из квартиры выходите вы, а потом ребенок, в лифт сначала заходите вы, а потом ребенок. Из лифта безопаснее сначала выпустить ребенка, но не в случае с холериком! Возьмите малыша за руку и выходите с ним вместе. И, наконец, из подъезда на улицу снова первым идет взрослый. Казалось бы, мелочь. Но на самом деле эта мелочь очень много значит для ребенка: тот, кто идет впереди, автоматически становится хозяином ситуации.

Что чаще всего происходит? Мама открывает дверь подъезда, и из нее с криком вылетает ребенок. А дальше мама начинает за ним бегать по двору, пытаясь удержать и ограничить его активность. Пока он маленький, это кое-как удается, но если сейчас не установить субординацию, дальше будет все сложнее и сложнее. Вы не сможете объяснить ребенку, что он должен вас слушаться, если сами все время ставите себя в положение подчинения. Поэтому запомните и всегда соблюдайте простое правило: вожак идет первым.

Холерикам очень полезно ходить в бассейн. Плавание с задержкой дыхания - прекрасная дыхательная гимнастика, она обогащает кислородом кору головного мозга, делает человека эмоционально стабильным. Неспособность управлять собой, сдерживать свои импульсы - основная проблема холериков. Плавая, они одновременно учатся себя контролировать.

Холерик обладает задатками лидера: он инициативен, бесстрашен, и дети к нему тянутся. Но из-за своего упрямства и неумения понять чувства других он часто создает конфликтные ситуации: если что-то не нравится, легко может ударить, укусить, толкнуть.

Для того чтобы, с одной стороны, поддержать лидерские качества, а с другой, научить ребенка спокойно общаться, будут очень полезны командные виды спорта. О спортивных секциях говорить пока рано, но уже сейчас можно брать с собой на прогулку мяч, чтобы попинать его во дворе, - появится интерес к футболу.

Бокс, дзюдо, карате холерикам противопоказаны. Любое единоборство учит ребенка добиваться своей цели с помощью физической силы, а холерик и так склонен все проблемы решать именно таким способом. Если эту склонность развивать, ребенок так и не научится договариваться и находить компромиссы.

Детям-холерикам не хватает усидчивости, они слишком энергичны, чтобы долго сидеть на одном месте. В дальнейшем это может привести к проблемам в школе. Поэтому с раннего детства начинайте тренировать способность сосредоточиться на одном виде деятельности. Надуйте круг и предложите разложить на нем кубики. Для ребенка двух-трех лет это непростая задача. Кубики то и дело сползают с покатой, гладкой поверхности круга. Зато сколько радости испытывает малыш, когда это все-таки получается!

Сангвиник

Такой типаж тоже найдется среди сказочных героев. Это Буратино. Дети-сангвиники громче всех хохочут на детской площадке, причем по любому поводу.

Бывает, сангвиника ругаешь, а он улыбается. Казалось бы, раз улыбается, значит, спокоен. Но эмоциональная стабильность сангвиника иллюзорна. На самом деле он не менее чувствителен, чем другие люди. Просто для него смех - это не только выражение радости, но и способ защиты в случае стресса.

Как бы то ни было, ребенок-сангвиник - это хохотун, весельчак, душа компании, любитель весело и интересно проводить время. Кроме того, он прекрасно понимает и чувствует других людей. Его все любят, с ним все хотят общаться. Только вот удержать его внимание не так-то просто.

Основная проблема сангвиников - неумение доводить начатое до конца. Они с готовностью берутся за дело, однако быстро теряют к нему интерес и переключаются на что-то новое. Интересуясь всем сразу, они никак не могут определиться, какой кружок в конце концов выбрать, с кем дружить. Эти люди часто имеют огромное количество приятелей и - ни одного закадычного друга. Их внимание постоянно переключается с одного человека на другого, ни на ком не задерживаясь. «Я со всеми дружу», - говорит сангвиник.

Заглядывая далеко вперед, скажу, что идеальное поле деятельности для людей с таким темпераментом - это start up. Вот где они могут в полной мере продемонстрировать свои сильные качества: набрать хороших исполнителей, раздать всем задания, определить нужное направление, запустить процесс... Два года - максимальный срок, который сангвиники могут продуктивно работать на одном месте. Примерно столько обычно требуется для запуска нового проекта. А затем - новый start up, новые задачи. Рутинная, повседневная деятельность, движение по проторенной колее вызывает у сангвиников панику и отторжение.

С какими проблемами сталкиваются родители ребенка-сангвиника? Прежде всего, они могут заметить, что их малыш слишком легко увлекается, причем объектом его увлечения может стать то, чего сами родители вовсе не одобряют. Такой ребенок очень подвержен чужому влиянию. Любая красивая обертка - и его уже не оторвать.

Кроме того, непостоянство интересов приводит к тому, что сангвиник ничем не занимается всерьез. Все его увлечения довольно поверхностны. Такого ребенка сложно заставить сидеть за пианино и штудировать гаммы, и совсем не потому, что ему не хватает выносливости и внимания. Вовсе нет! Сангвиники крайне работоспособны. И первые три недели малыш будет усердно разучивать упражнения. Но потом ему это просто наскучит, и он увлечется чем-нибудь другим.

Задача родителей - помочь ребенку все-таки остановиться, сосредоточиться на чем-то одном, погрузиться в свое занятие и суметь довести начатое до конца. Будет большой ошибкой идти на поводу у малыша, давая ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься. Это тот случай, когда самостоятельный выбор не приводит ни к каким результатам. Ребенок сам не может определиться со своими желаниями, это должны сделать родители: понаблюдав за ним, выбрать для него занятие в соответствии с его склонностями, а затем постараться задержать интерес, постоянно находя в этой деятельности что-то новое.

Даже если вашему крохе только что исполнился год, но вы уже разглядели в нем сангвиника, подумайте о том, как развить в нем вдумчивость и усидчивость.

Вот он сел рисовать. Два раза провел карандашом по листу бумаги - все, интерес потерян. Удержите его за столом. Покажите, что можно рисовать и по-другому. «А ну-ка, держи ладошку, я тебе ее обведу. А теперь смотри, ты рисовал красным карандашом, а если мы возьмем еще синий и желтый, что у нас получится? А теперь давай порисуем красками. А теперь фломастерами. Будем ставить печати. Что еще можно делать карандашом? Протыкать бумагу. Давай сделаем несколько дырочек».

Или, скажем, пирамидка. Сангвинику быстро становится скучно, достаточно один раз собрать - и все. Предложите ему теперь собрать ее вверх ногами, а потом еще как-нибудь. Вместо стержня попробуйте нанизывать кольца на нитку. Все время находите новую изюминку в том, чем занимается ваш малыш, удерживайте его внимание.

Это касается не только занятий, но и обычных игр. Скажем, ребенок взял машинку, покатал полминуты - надоело. Значит, пора превращать машинку в «скорую помощь». Поехали всех лечить! Полечили - опять внимание отвлеклось. «Смотри, наша машина стала летать! Она полетела в гости». Ребенка-сангвиника необходимо учить находить что-то интересное в привычной деятельности. Ведь в жизни далеко не всегда удается заниматься лишь тем, чем хочется. Работа может не нравиться, но она должна быть сделана. И тренировать эту способность надо уже сейчас. Помните: сангвиник очень работоспособен. Постоянно получая новое подкрепление интереса, он может долго заниматься одним и тем же. Насколько долго - эту меру можете определить только вы, ведь никто лучше вас его не знает.

Сангвинику важен не результат, а процесс, скорее даже начало процесса. И мотивировать его можно только сиюминутным интересом. Его вряд ли увлечет идея нарисовать вместе красивую картину бабушке на день рождения. Лучше предложите ему поэкспериментировать с красками и с кисточками. А потом уже можно сказать: «Ой, как красиво получилось! Подарим бабушке?» Вот так с ним можно договориться.

И непременно хвалите своего малыша-сангвиника за любое дело, которое ему удалось довести до конца. Ведь для него это совсем не просто.

Флегматик

Самые известные флегматики - Кот Леопольд и Крокодил Гена из мультфильмов. О флегматичном ребенке обычно говорят: «Он такой тихий. Сидит в комнате - его и не слышно. Что-то собирает, играет сам с собой, что-то себе под нос лепечет. Чудесный ребенок!» И действительно, маленький флегматик доставляет очень мало хлопот. Он не носится по дому, переворачивая все вверх дом, мало плачет, не капризничает. Но эти неоспоримые достоинства имеют оборотную сторону. Флегматики любят постоянство, избегают шума и суеты. Любое изменение устоявшегося распорядка жизни приводит такого ребенка в эмоциональное расстройство. Этот тихоня может внезапно устроить скандал просто из-за того, что ему дали не его чашку. Мама говорит: «Ну, попей из этой чашки, та грязная». Но малыш ни в какую! Ему нужна только своя чашка. Конечно, через период крайнего консерватизма проходят абсолютно все дети, но у флегматиков это не возрастная особенность, а свойство личности. Любое изменение распорядка жизни рождает в них тревогу, страх и отказ от деятельности. Если ребенок-флегматик играет в кубики, а папе уже хочется играть в машинки или в футбол, вы не сможете его переключить - это вызовет истерику.

Флегматика труднее всех переселить в отдельную кроватку и в отдельную комнату. Он плачет, хочет вернуться к родителям. Мама оставляет его одного и выходит из комнаты в надежде, что он поплачет-поплачет и заснет. Но флегматик будет плакать до тех пор, пока мама не вернется. И даже когда она уже будет рядом, он будет продолжать плакать - не сможет успокоиться. Вообще эти дети медленно переключаются с одного эмоционального состояния на другое.

Флегматик не испытывает острой потребности в компании. Придя в песочницу, он не пойдет к другим детям, а будет спокойно, без страха наблюдать со стороны.

Ярко выраженные флегматики встречаются довольно редко. Если в классе есть такой ребенок, он, как правило, вызывает напряженное недоумение учителей. Классный руководитель жалуется: «Он ни с кем не дружит. Сидит себе особняком. Надо же его как-то социализировать!» Да, флегматика не так-то просто загнать в коллектив. А надо ли? Ведь дело не в том, что он плохо социализирован. У флегматика нет проблем с окружающими людьми. Он вполне комфортно себя чувствует среди них. Если ему нужно, он подойдет, поговорит, спросит. Ему это совсем не сложно.

Флегматики любят читать книги, выжигать, мастерить, одним словом, заниматься тем, что не требует взаимодействия с другими людьми. Они очень упорны. Ребенок, который тянется за игрушкой на верхней полке, предпринимает попытку за попыткой, перебирает самые разные способы и в конце концов добивается своего - вот типичный флегматик.

Это «рабочая лошадка», на которой обычно все ездят. Сангвиник вспыхнет фейерверком, всех заведет - и уйдет. А кому достанется вся рутинная работа? Конечно, флегматику. И, надо сказать, он возьмется за нее без всякого отвращения.

Главные проблемы этого типа темперамента - медлительность и излишняя приверженность правилам. Они дольше других включаются в какую-либо деятельность, дольше думают над поставленной задачей. Зато все свои дела держат в идеальном порядке.

Флегматик кажется невозмутимым, но это только потому, что эмоциональные реакции у него замедлены. Вы выплеснули на него все свои эмоции, он спокойно выслушал, покивал головой. Вы ушли. И тут до него доходит, и он начинает переживать...

Медлительность флегматика доставляет массу проблем окружающим. Мамы жалуются: «Его с утра невозможно собрать в детский сад! Он одевается, одевается, и все никак не оденется». В школе учительница собирается с классом на прогулку: «Посмотри, весь класс тебя ждет!» Флегматик слышит эти упреки, напрягается и... еще больше замедляет темп.

Поторапливание, окрики, упреки в медлительности, попытки взрослых сделать что-то за него, - все это травмирует флегматика, вызывает у него страх перед действием. Став постарше, он на любую просьбу будет реагировать словами: «Я не могу». Уж лучше сразу отказаться, о чем бы ни шла речь. Пусть делают другие, тогда все будет хорошо, никто не будет торопить, раздражаться, кричать. Так вырастают «безрукие» дети, которые не умеют ни пуговицы на пальто застегнуть, ни шнурки завязать. Они привыкли к тому, что за них все делают взрослые, - так быстрее. Привлечь такого ребенка к работе по дому будет практически нереально.

Но всех этих неприятностей можно избежать, если вы дадите малышу возможность с самого раннего возраста учиться всему в том темпе, который для него оптимален. Все делайте заранее. Раньше начинайте собираться в садик, раньше готовиться спать. И ни в коем случае не подгоняйте! Проговаривайте каждое действие: «Сейчас мы с тобой оденемся, возьмем ведерко, совочек и пойдем в песочницу делать кулички», «сейчас мы помоем ручки, сядем за стол и будем обедать». Старайтесь, чтобы малыш знал программу действий на два-три шага вперед. Тогда он будет готов принять эти шаги. Если вы вдруг измените первоначальный план: «Давай-ка лучше пойдем не в песочницу, а на качели», - сангвиник легко согласится, холерик побежит впереди вас, но флегматик будет непреклонен: «Нет! Мы собирались в песочницу, значит, идем в песочницу». Резкие перемены - это не для флегматика.

Таким детям очень важно жить по расписанию, которое ни при каких условиях не меняется. «Ой, дождик пошел. Наверное, мы не пойдем гулять». Флегматик лучше пойдет гулять под дождем, чем изменит привычный порядок вещей.

Чтобы ребенок научился быстрее справляться со своими повседневными обязанностями, помогите ему довести эти действия до автоматизма. Да, от вас потребуется много времени и много-много терпения. Но усилия ваши будут вознаграждены. Ребенок-флегматик, научившись завязывать шнурки, больше никогда не попросит вас сделать это за него. Вы его научили убирать за собой тарелочку - и он всегда будет ее убирать без напоминания. Флегматики очень исполнительны. Главное, научить их действовать по алгоритму.

Победы в спорте даются флегматикам с большим трудом. Они не из тех, кто любит и умеет соревноваться. Им ближе всего интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, бильярд. Они хорошие марафонцы. Долго разгоняются, зато потом бегут дистанцию, оставляя всех позади.

Из-за своей медлительности такие детки часто получают плохие оценки: не успели, не добежали, не сделали. Играя с ребенком-флегматиком, поддавайтесь как можно чаще, чтобы поддержать его самооценку. Разумеется, если вы сами по темпераменту не флегматик и не на одной волне со своим ребенком.

Меланхолик

Типичные представители этого типа - Ослик Иа из «Винни Пуха», Пьеро из «Буратино». Ребенок-меланхолик очень чувствителен, эмоционален, тревожен. Посмотрел грустный мультфильм - и целый день переживает: «Мамонтенок остался без мамы. Как же так? Где же мама?» И вот уже малыш незаметно для себя начинает испытывать настоящий страх потерять свою собственную маму. Он как бы примеривает на себя все неприятности, которые происходят с другими. Кто-то из знакомых уезжает: «А вдруг мой папа уедет! А вдруг мама уедет!» Таким детям противопоказаны драмы, трагедии, не говоря уже о триллерах. Комедии, и только комедии! Им необходимо повышать эмоциональный фон и понижать уровень тревожности.

Ребенок-меланхолик обидчив и эгоцентричен. Кто-то в песочнице случайно задел и сломал сделанный им куличик - сразу слезы, обида. Мама говорит: «Этот мальчик не хотел тебя обидеть. Просто он не заметил твой куличик. Он просит прощения». Но малыш не хочет слушать: «Нет, он меня обидел!» Он требует, чтобы к нему как-то по-особенному относились, входили в его положение, обращали особое внимание. Меланхолик в состоянии понять другого человека, но его сочувствие не идет ни в какое сравнение с тем, как трепетно он относится к самому себе.

Это те дети, которых нельзя сильно нагружать: они быстро устают, приходят к выводу, что ни с чем не справляются, и начинают переживать. Школы раннего развития не для них: там требуют работы на шаг впереди своих возможностей, а меланхолик может идти только в своем собственном темпе (как и флегматик).

Природная чувствительность делает меланхолика очень восприимчивым, он впитывает все как губка. Уже в раннем детстве эти малыши опережают своих сверстников. Они раньше начинают говорить, потому что хотят, чтобы их понимали. Они более развиты в эмоциональном плане, часто обладают незаурядными творческими способностями. Легко осваивают иностранные языки, но не очень любят общаться и вообще предпочитают одиночество. Замкнутость меланхоликов вызвана все той же обидчивостью и ранимостью. Им кажется, что их недооценивают, не замечают. «Чтобы меня оценили по достоинству, мне надо уйти», - примерно такие мысли побуждают меланхолика отсиживаться дома, когда все другие веселятся на вечеринке.

Эти дети очень привязаны к матери, тяжело переживают появление младшего братика или сестренки. Придя в гости, они первое время жмутся к маме, прячутся за нее, не идут на контакт с незнакомыми людьми. «Он у меня такой стеснительный», - обычно говорит мама. Произносить такие слова в присутствии ребенка - очень большая ошибка. Названные вами качества закрепятся в его сознании. Помните, меланхолик очень впечатлителен! Сказали «стеснительный, робкий» - он именно так и будет себя воспринимать и так себя вести. Или еще пример - «мой плаксик». Мамы, умоляю, не называйте так своих детей! Во-первых, это звучит уничижительно. Кроме того, так вы программируете поведение ребенка, и плач становится для него способом управления окружающими.

Дети-меланхолики не выносят критики. Если с другими правильная тактика - похвалить, а затем указать на ошибки, то у меланхолика от любого замечания опускаются руки, он теряет всякое желание что-либо делать дальше. Он настолько чувствителен, что часто и говорить ничего не надо. Достаточно вашего молчания, неуловимого изменения в выражении лица, чтобы он насторожился: «Тебе не нравится? Я что-то не так сделал?»

Меланхолики очень зависимы от мнения окружающих. Небрежное слово, нечаянно брошенный взгляд могут их обидеть. А вот похвала им нужна как воздух! Они живут с ощущением: «Если меня не похвалили, значит, меня не заметили или я не нравлюсь». Поэтому, если вы заметили у своего ребенка описанные качества, помните: каждое, самое незначительное его достижение должно быть вами отмечено, одобрено, положительно прокомментировано. И тут вам не отделаться банальным «хорошо, молодец». Меланхолику этого мало. «Прекрасно! Совершенно верно! Ты абсолютно прав!» - такая реакция помогает ему не чувствовать себя отвергнутым. Непременно хвалите именно действие, а не давайте оценку самому ребенку. Одобрение в форме «хорошая девочка» неверно в принципе, но для меланхоликов оно особенно вредно. Они вообще склонны к драматическим обобщениям: «Меня поругали, я испачкал одежду, значит, я плохой, я грязнуля». В общении с меланхоликом надо особенно подчеркивать разницу между поступком и личностью.

Закономерный вопрос: разве возможно избежать критики? В значительной мере возможно. Просто это потребует от вас определенной работы над собой. Например, восклицание: «Посмотри, что ты наделала! Какая грязь!» всегда можно заменить на: «Возьми салфеточку. Как у тебя хорошо получается вытирать!» И вот вы уже выходите на совершенно другой уровень общения: вместо того чтобы критиковать, стимулируйте ребенка к деятельности. Поручайте ему только те дела, с которыми он точно справится, или те, за которые его можно будет похвалить.

Ребенка-меланхолика, как никого другого, вдохновляют аплодисменты. Быть ведущим на концерте, читать стихи, петь песни, - все это он будет делать с удовольствием.

Таким детям все время нужно давать ощущение любви. Они очень боятся быть отвергнутыми, поэтому первые не идут на контакт, а ждут, когда другая сторона проявит инициативу. Уже начиная с самого раннего возраста им необходимо помогать включаться в коллективные игры. Делать это надо очень медленно и аккуратно. Придя на детскую площадку, не тащите ребенка к другим ребятам, не общайтесь с ними сами. Для меланхолика это будет трагедией. Сядьте с ним рядышком, поиграйте вместе. Через какое-то время передвиньтесь чуть поближе к кому-нибудь из детей, но так, чтобы малыш не догадался о вашем замысле. Помните, он очень чуткий и внимательный, он способен угадать ваши мысли! Если в конце концов малыш захочет сам пойти поиграть с кем-то, поддержите его желание. Не хочет - не настаивайте. А придя домой, разыграйте на куклах и игрушках различные ситуации взаимодействия с окружающими.

Если у ребенка есть музыкальные способности, пусть поет в хоре. Хор - это сближение, это социум, в котором не обязательно тесно общаться, но при этом можно чувствовать себя частью большой общности. Для меланхолика такая форма социализация наиболее комфортна. В активных, шумных компаниях ему неуютно. Он вообще не стремится окружать себя большим количеством приятелей, а предпочитает иметь одного друга, зато закадычного, на всю жизнь. И ради сохранения этой дружбы готов идти на многочисленные компромиссы. Если же друг отвернется от него, он воспримет это как страшное предательство.

Из видов спорта меланхоликам больше всего подходят те, которые связаны с меткостью, - стрельба из лука, метание диска, вольная стрельба. Такие дети хорошо ладят с животными, из них получаются прекрасные наездники. В детстве они часто мечтают о щенке или котенке. Если у вас нет особых возражений, удовлетворите эту просьбу. Пусть ребенок находит себя в заботе о живом существе.

На будущее имейте в виду, меланхолики - самые старательные ученики в классе. Да, они долго включаются в учебный процесс, много энергии тратят на эмоции, часто сомневаются в своих способностях, боятся не справиться. Но потребность в одобрении заставляет их работать, несмотря ни на что. Меланхолики чаще других становятся обладателями золотых медалей и красных дипломов. Но на этом их блестящая карьера часто заканчивается. Ведь чтобы устроиться на хорошую работу, надо раскрыть перед работодателем свои сильные стороны, а этого вечно сомневающиеся в себе меланхолики делать не умеют. Да и не хотят. Их пугают любые перемены, а новая работа - это необходимость осваивать новую информацию, вливаться в новый коллектив. У меланхолика это вызывает растерянность. Он согласен сидеть на копеечной зарплате, лишь бы оставаться на том месте, к которому уже привык, среди знакомых людей.

Не бывает плохого или хорошего темперамента

Все разновидности темперамента, выявленные Томасом и Чесс, могут проявляться как со знаком плюс, так и со знаком минус. Настойчивость поможет вашему ребенку организовать вокруг себя единомышленников, и она же вымотает вас до предела в конфликтной ситуации. Застенчивый малыш не превратится в возмутителя спокойствия, но рискует недостаточно раскрыться в школьные годы.

При этом темперамент как таковой весьма устойчив, но его характеристики - вовсе не приговор. Скажем, благодаря деликатному руководству можно научить робкого ребенка комфортнее чувствовать себя на людях. Как установил ученый Джером Каган, крайние проявления особенностей темперамента ребенка к семилетнему возрасту сглаживаются до умеренных.

Темперамент не столько предопределяет, каким станет ваш ребенок, сколько показывает, каким он, скорее всего, не станет.

Стремитесь к соответствию

Как вы воспримете темперамент вашего ребенка? Это зависит от вас самих. С любым темпераментом трудно иметь дело, если он не отвечает вашим ценностям, образу жизни и ожиданиям.

Если между вами и ребенком нет врожденного соответствия в силу природных свойств, добейтесь его, согласовав с реалиями собственные ожидания, образ жизни и среду обитания малыша (скажем, организуйте день неугомонного ребенка так, чтобы он больше времени проводил на прогулках). Даже при естественном соответствии темпераментов родителя и ребенка нужно время, чтобы хорошо узнать свое дитя и выработать верные подходы к воспитанию.

К примеру, моя дочка вроде бы не склонна тушеваться при встрече с новым. Поэтому я решила, что она без проблем вольется в незнакомый коллектив. Но оказалось, что, если вытолкнуть ее на середину комнаты и отойти, она тут же кинется к мамочке и вцепится так, что не оторвать. Сначала я была даже разочарована, но скоро поняла, что нужно немного посидеть с ней рядом или подержать на руках, и тогда она охотно присоединится к другим детям.

Детская импульсивность

Любой ребенок независимо от темперамента иногда становится буйным и неуравновешенным. Достаточно вспомнить «счастливый час», когда новорожденные по каким-то своим резонам начинают закатывать концерты и никакого с ними сладу.

Это и внезапные приступы малышкового негативизма: ребенок одного-двух лет реагирует яростным «нет!» на любое ваше действие («Нет, это моя нога!» - сопротивлялась дочка моим попыткам натянуть на нее штанишки). А дальнейшее развитие чувства собственного «Я» ребенка вызывает к жизни столь же непреклонное «я сама!» или «я это сделаю!» - чаще всего тогда, когда у вас нет времени ждать, пока ребенок что-то «сделает сам».

Как воспитывать вспыльчивого ребенка

Возбудимый малыш - самое серьезное испытание для любого родителя, ведь он очень раздражителен и выдает гипертрофированную реакцию на любую мелочь. Но кое-что вы можете сделать, чтобы облегчить жизнь вам обоим.

Сохраняйте заинтересованность . По данным ученых, матери крайне реактивных малышей склонны постепенно отдаляться от них, все больше игнорируя их и все меньше играя с ними. Боритесь с этой тенденцией: в каждом столкновении проявляйте участие и понимание того, что для ребенка нет ничего важнее чувства защищенности.

Пройдите обучение . В ходе одного исследования родители «возбудимых» полугодовалых детей в течение трех месяцев учились чутко откликаться на потребности своих малышей. К возрасту 12 месяцев глубокая привязанность связывала 70% этих родителей и детей, тогда как оценка того же показателя в контрольной группе составила лишь 30%. Поищите соответствующие курсы для родителей или прочтите книгу «Ребенок "с характером"»* Мэри Курчинки.

Будьте последовательны . Родители реактивных детей часто отступают от собственных требований к дисциплине, а в результате реакции ребенка становятся еще более бурными и неуправляемыми.

Снимайте остроту конфликта . Если и мать и ребенок отличаются бурным темпераментом, ребенок чаще всего становится не менее, а более непослушным и агрессивным. Если вы выбиты из колеи, объявите перемирие - остыньте, чтобы конфликт не развивался по нарастающей.

В домашней аптечке даже здорового человека набор необходимых для экстремальных ситуаций лекарств – всегда имеется. Если в семье есть у кого–то «хроника», одними стандартными: «йод, перекись, обезболивающее, успокоительное, да » – не обойтись.

У гипертоников и по совместительству – сердечников зачастую под рукой – атенолол. Когда сердце «побежало вразнос», да еще болью отозвалось, атенолол – добрый помощник, иногда – незаменимый.

Атенолол: виды, показания, инструкция по применению

Торговое название препарата и его действующее вещество – совпадают. Атенолол. Это первый из препаратов линейки. На основе этой линейки позже производители иных фирм наладили выпуск аналогичного фармацевтического продукта.

Атенолол выпускается дозировкой 0,1 г (таблетки) и половиной этой дозы – 0, 05 г. В миллиграммах это соответственно: 100 и 50.

Появились в продаже и таблетки иной дозировки – 25 мг.

Таблетки не состоят из действующего вещества в чистом виде. Всегда есть наполнители, в которых распределены эти миллиграммы лекарства. Первый, привычный старшему поколению, атенолол содержит их только в ядре, оболочки не имеет, состав препарата включает минимум добавок.

Взявшиеся за производство этого препарата другие фирмы добавили оболочку. Добавился и количественный (качественный – тоже) состав химических веществ, входящих в таблетку. Оболочка содержит свои компоненты.

Группа, представляемая препаратом – бета-адреноблокаторы.

Фармакодинамика

Типичное для бета-блокаторов действие. Атенолол действует избирательно, не на весь организм, а направленно: кардиоселективно. Его цель: воздействовать на сердце и питающие его коронарные сосуды, помочь кровеносной системе сердца справиться с нагрузкой. Или снять, а чаще – предупредить – приступ стенокардии.

Прием атенолола в первые сутки снижает сердечный выброс. Рефлекторно на это реагируют периферические сосуды, их сопротивление возрастает. Эффект не лечебный, но не катастрофический. При продолжении приема состояние сосудов за 24, максимум – 72 часа становится прежним.

Дальнейшее лечение атенололом снижает это сопротивление даже по сравнению с бывшим до первого приема. Это снижает давление (антигипертензивное действие), выравнивает ритм у страдающих аритмией.

Оказывает лекарство и антиангинальное – снимающее ишемические симптомы (боль, одышку) действие. Обезболивающего свойства у атенолола нет. Боль уходит, потому что устраняется ее причина. Это важный момент. Не просто симптом купируется, происходит лечебный процесс.

Схема такова: лекарство мягко воздействует на бета1-адренорецепторы сердца и его сосудов. Это уменьшает потребность миокарда в кислороде, даже при нагрузке – физической или эмоциональной. Приток кислорода в это время увеличен, так препарат действует через нервную систему. Снижается объем кровообращения в единицу времени – минуту (МОК). Это влечет понижение обеих величин артериального давления – меньше систолическое и диастолическое.

Проводящая система миокарда получает меньший сигнал возбуждения. Это пресекает тахикардию и различные виды экстрасистолии. ЧСС замедляется, ритм сокращений выравнивается. Частота сокращений сердца после приема атенолола снижается не резко, примерно за час. Резкое изменение, переход от тахикардии к почти брадикардии опасно для миокарда. Препарат действует – мягко, это тоже плюс.

В итоге сердце – защищено, кислородного голодания оно не испытывает, перегрузки нет. Блокируются опасные виды аритмий. Состояние пациента нормализуется, стабилизируется.

Действие атенолола касается именно бета1-адренорецепторов. Есть еще в организме бета2-адренорецепторы.

Они регулируют работу:

Контролируют бета2-адренорецепторы процессы метаболизма (углеводный обмен).

Атенолол в рекомендованных инструкцией по применению, назначенных врачом дозах в работу адренорецепторов второго типа не вмешивается. Превышение дозировки способно блокировать и эти рецепторы, поэтому максимум – 100 мг, больше принимать не следует.

Фармакокинетика

Из ЖКТ препарат всасывается быстро, но не полностью, примерно половина действующего вещества попадает в кровоток. Если обстоятельства требуют быстрого действия, таблетку помещают под язык. Там слизистая имеет множество сосудов, и препарат напрямую попадает через них – в кровяное русло.

Традиционно применение атенолола показано – внутрь. Подъязычный (сублингвальный) способ – только для неотложных состояний, когда другие препараты по каким-то причинам недоступны.

При пероральном (внутреннем, через рот) применении через два часа от приема в крови достигается нужная (максимальная) концентрация препарата. Белки крови частично, до 15%, связывают действующее вещество. Печень не участвует в метаболизме атенолола. Выводится он – почками. Нужную работу в организме препарат уже сделал, а выводится до 100% (иногда меньше – до 85%) – в том же, неизмененном, виде.

Показания

У атенолола показания к применению немногочисленные, но очень важные.

Артериальная гипертензия. При регулярном применении стабилизация давления происходит мягко, но надежно. Применяют препарат при начальной, первой, стадии болезни и при второй. Помогает он и в комплексе с препаратами иных групп в лечении третьей стадии гипертензии.

То есть, согласно инструкции по применению, в которой пациент ищет – при каком давлении помогает атенолол, применять его рекомендуют до величин 180/110.

Но, принятый сублингвально, положенный измельченным под язык, он поможет и при «за двести». Причем поможет – быстро, хотя считают его «нерасторопным». Здесь важна форма выпуска: без оболочки лекарство начнет работать сразу.

Важен и способ потребления: всасываясь в кровь из подъязычных сосудов, атенолол действовать будет много быстрее. Это свойство делает атенолол без оболочки ценным помощником при купировании приступа ИБС, пароксизма тахикардии и гипертонического криза. Эти патологии возникать могут одновременно либо по отдельности, препарат эффективен в обоих случаях.

Профилактика стенокардических приступов. Когда сердце под защитой, вероятность приступа почти исключена. Миокарду хватает питания, ткани его и сосудов не испытывают перегрузки. Действует так атенолол в состоянии покоя и при физической нагрузке.
Тахикардия. Урежая частоту сокращений сердца, атенолол прямо воздействует на тахикардию, убирает ее, ритм приходит к нормальным величинам.

Есть такой вид нарушения ритма: пароксизмальная тахикардия. При этом недуге даже на фоне привычной брадикардии могут возникать пароксизмы (приступы) тахикардии. Обычное лечение затруднено: бета-блокаторы ритм урежают, а у пациента он изначально редкий.

Но в момент приступа именно атенолол может помочь, если принять его сублингвально. Действие будет быстрым, но недолгим. Что и нужно, ведь пролонгированные препараты опасны: после приступа установится обычный замедленный ритм. Урежать его еще больше – нельзя. Поэтому пероральное (внутрь) употребление не подойдет. Только под язык.

Экстрасистолия. Особая ценность атенолола в том, что лекарство, цена на которое остается символической – чуть больше 10 рублей – спасает жизнь. Оно предупреждает нарушения сердечного ритма. Не только тахикардию – экстрасистолию. Наджелудочковую и жизнеугрожающую: желудочковую.

Если беспорядочные экстрасистолы возникли у не принимающего атенолол постоянно пациента, а лекарство есть, надо принять его. Тоже – сублингвально. Это важно тем, кто не переносит антиаритмики других групп и состава.

Лекарственная непереносимость стала частым явлением. При хорошей переносимости атенолола, он может жизнь сохранить тому, кому считающиеся более эффективными средства «не идут».

Противопоказания

Индивидуальная чувствительность. Непереносимость препарата или чувствительность к его компонентам. Последнее стало наблюдаться чаще при появлении аналогов атенолола.

Само действующее вещество организм принимает без проблем, но наполнители, либо входящие в оболочку химические элементы, легко могут спровоцировать аллергию.

Каждая фирма, берущаяся производить лекарство, старается внести свой «фирменный штрих», новый компонент. Утверждают, что это улучшение, защита, добавочное лечебное действие. Не всегда это так. Пациенты, изрядно «нашпигованные химией» лекарств, часто не могут усвоить без аллергической реакции это новое улучшенное.

Атенолол никомед – аналог первичной формы – имеет те же, что и атенолол, показания к применению (при гипертонии, тахикардии и остальных показаниях). Действующее вещество – одно, атенолол. Принято считать: производимый солидной фирмой, атенолол никомед лишен части побочных эффектов. У него оболочка – защитит желудок. И она же действие препарата сделает мягче.

Посмотрите оригинальную инструкцию атенолола никомеда: по применению он полный аналог просто атенолола. Но чувствительность организма различаться может, как и состав вспомогательных веществ.

Само лекарство (любых фирм и названий: атенолол, атенолол белупо или никомед) и аналоги препарата жестко действуют на ЖКТ. Достаточно раз принять сублингвально – станет понятно, насколько. Измельченный препарат, попавший на язык или слизистую щеки, вызывает ожог. Понятно, что подобное происходит со слизистой ЖКТ на любом его участке. Оболочка растворится, атенолол травмирует слизистую.

Дополнительные вещества оболочек различны. В простом атенололе оболочка фирмы «Озон» содержит и окись титана, и поливиниловый спирт, другие химические элементы (опадрай, макрогол).

В инструкции к атенололу никомед указано: оболочка помимо прочих содержит пропиленгликоль, гипромеллозу. Кому-то эти дополнения вреда не нанесут, даже помогут. А кто-то может не перенести всего один компонент, отреагировав аллергической реакцией.

Добавки и бренды сильно повысили стоимость препарата, цена атенолола никомед в 6 – 10 раз превосходит предшественника. Производство в Германии потребителю кажется лучшим, чем отечественное лекарство. Российский производитель (Жигулевск) цену за те же 30 таблеток, облаченных в оболочку, поднял только вдвое. Название оставил прежним.

Атенолол белупо имеет аналогичную инструкцию по применению, это тот же препарат, только производства Хорватии. В России имеются представительства этой фармацевтической компании. Какие-то добавки повторяют германские, есть и свои фармацевтические находки: воск карнаубский, динатрия эдетата дигидрат.

Обратить внимание стоит на факт: лекарства в оболочке точно не помощники в экстремальной ситуации. Отметим: изначально для форс-мажора атенолол и не предназначался.

Если подумать: от чего назначаются таблетки атенолола? От давления и профилактически при стенокардии. Но все же использовать простой отечественный, с минимумом наполнителей дешевый атенолол можно и как скорую помощь. А подорожавшие «щадящие» формы – нельзя. Только профилактика – их задача. Оболочка «снизит скорость» и может утяжелить и без того опасное состояние.

Брадикардия. Ритм патологически замедлен, снижать ЧСС, что делает атенолол – нельзя. Ориентир противопоказания: ЧСС меньше 60. Исключение описано выше: «Показания. Тахикардия».

СССУ. Слабость ритмоводителя – синусового узла, или его дисфункция не терпят вмешательства бета-адреноблокаторов. Сокращения отделов сердца при этой патологии хаотичны, действие атенолола предсказать нельзя.

Декомпенсированная или острая ХСН. Препарат увеличивает левожелудочную нагрузку и диастолическое АД в начале лечения, это опасно в названых случаях. Левый желудочек сердца и так у гипертоников перегружен, и потому компенсационно увеличен.

Полноценно сердце не расслабляется: давление в момент предполагаемого расслабления (диастолы) значительно повышено. Усиливать это действие атенололом, даже ненадолго – риск. При постоянном приеме возникнет кислородная недостаточность миокарда.

Кардиомегалия (бычье сердце). Мышцы миокарда увеличиваются, дряхлеют, здесь применяют иные методы помощи. Проводимость нарушена, действовать на нее бета-блокаторами нецелесообразно, можно вызвать тяжелые – до непоправимых – последствия.

Пониженное давление (гипотензия). Особенно, если при инфаркте – это опасно. Если даже инфаркта нет, он может случиться. Низкое давление, при слабости сосудов больных артериальной гипертензией или сердечников, не обеспечит кровотока, достаточного для питания миокарда и мозга. Возрастает вероятность сосудистых катастроф.

Прием ингибиторов МАО. Недопустимо сочетание с атенололом. Такая комбинация чревата тяжелой ортостатической гипотензией.

Не принимают препарат и при:

Под наблюдением, с осторожностью, если установлены:


Беременным и пожилым – особая осторожность при применении. Назначают по жизненным показаниям, тщательно контролируя состояние.

Применение и дозировка

Однократно в сутки, до еды. Минимальная начальная доза – 50 мг. Обычная терапевтическая при нормальной переносимости – 100 мг. Выводы об эффективности – спустя две недели. 100 мг – максимум, если существуют почечные проблемы, снизить дозировку вдвое.

Побочные эффекты


Лекарственное взаимодействие

Опасно сочетать с:


Особые указания

Регулярно необходимо контролировать при приеме атенолола:


Нельзя отменять лекарство резко, это ухудшит состояние, может усилиться симптоматика:

  1. Гипертонии;

Перед операциями с наркозом лекарство отменят раньше. Пауза – двое суток, потом только наркоз.

Интервал между введением верапамила и приемом Атенолола – 48 часов.

Аналоги

Аналоги атенолола, абсолютные его близнецы, одинаковы даже инструкции по применению, различаются только цены, иногда – названия, да отзывы врачей-кардиологов и пациентов. Вот аналоги:


Отпуск по рецепту.

Загрузка...