docgid.ru

Киста молочных желез у собак. Киста молочной железы у собак и кошек. Ложные кисты, предрасположенные породы

Взрослый человек так часто испытывает головную боль, что часто перестает обращать на нее внимание. Но если голова болит у ребенка 5-6 лет, это достаточно серьезный повод задуматься и в самое ближайшее время посетить доктора. Если жалобы на болевые ощущения возникают у ребенка на фоне простудного заболевания, протекающего с высокой температурой, паниковать не стоит и вполне можно дать мягкое жаропонижающее в виде сиропа.

Головная боль у младшего школьника может быть спровоцирована различными факторами

В случае когда головная боль в 6-7 лет регулярно возникает без видимых родителям причин, это должно вызывать у родителей вопрос что делать, единственным ответом на который можно считать срочный визит к неврологу. Не следует игнорировать жалобы ребенка на головные боли, принимая их за капризы или нежелание что-то делать – можно «не заметить» достаточно серьезную патологию – вплоть до начинающейся эпилепсии, менингита или новообразований.

Сама ткань головного мозга полностью лишена болевых рецепторов, поэтому ощущение боли в голове провоцируют нервные окончания лица, шеи или мозговых оболочек – причин возникновения болевого синдрома очень много, и разобраться с этим может лишь специалист.

Основные причины головной боли у детей всех возрастов

Необходимо отметить, что у детей младше 3-4 лет можно лишь заподозрить головную боль, поскольку внятно объяснить свое состояние ребенок в этом возрасте не может. Тем не менее, такие симптомы, как беспокойство, отказ от еды, слишком чуткий сон непременно должны насторожить родителей. В случае выраженности таких симптомов можно попробовать дать мягкое анальгетическое средство в возрастной дозировке, но злоупотреблять им не следует – мера эта вынужденная и однократная.

Причин головной боли у детей 5-7 лет множество, но к числу наиболее распространенных можно отнести следующие:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • мигрень;

Приступы мигрени могут возникать даже у детей в возрасте 6-7 лет

Родителям следует знать и то, что в возрасте 6-7 лет провоцировать приступы головной боли может банальный кариес или его осложнения. Кроме того, часто встречается ситуация, когда боль может быть вызвана неправильным подбором очков.

Почему болит голова в 6 лет

С учетом физиологических особенностей организма детей, в 6-7 лет головная боль чаще является признаком функциональных нарушений в организме, либо симптомом сопутствующего заболевания.

Вегето-сосудистая дистония

Может протекать по гипертоническому или гипотоническому типу. Пациента преследует головная боль пульсирующего или ноющего характера, а наиболее частой областью где она возникает, становится затылок. Если ничего не делать для устранения боли, к ней присоединится головокружение, тошнота, реже возможна рвота. Во время приступа у ребенка наблюдается бледность кожных покровов.

Мигрень

Первый пик этой патологии приходится, когда ребенку исполняется как раз 6-7 лет. Причины этой патологии малоизучены, с уверенностью можно сказать лишь о том, что страдают чаще всего девочки, а качественного и эффективного лечения пока не существует. Несмотря на это, в момент приступа дать обезболивающее ребенку 6-7 лет не только можно, но и нужно, поскольку боль при мигрени достаточно острая, пульсирующая, а продолжаться может несколько часов подряд. В большинстве случаев боль носит односторонний характер, часто наблюдается рвота, временно облегчающая состояние ребенка.

Боль напряжения

Это наиболее распространенный тип головной боли для ребенка 6-7 лет, и можно с уверенностью утверждать, что связано это как с началом школьного периода, так и с неправильным и долгим времяпрепровождением за компьютером или телевизором. Этому же способствует чрезмерная физическая активность, стрессы и неправильно подобранные очки, которые ребенок носит постоянно. Такая боль у ребенка 6 лет не имеет строго определенной локализации, может быть различной интенсивности, в редких случаях сопровождается головокружением или тошнотой.

Головные боли напряжения могут быть вызваны бесконтрольным времяпровождением за компьютером

Воспалительные заболевания ЦНС

Такие патологии, как менингит, энцефалит и ряд других можно назвать самыми опасными не только для ребенка 5-6 лет, но и для взрослого. Состояние малыша при этих заболеваниях является очень тяжелым – наблюдается нарушение сознания вплоть до его потери, рвота, судороги, головная боль очень интенсивная, усиливается при воздействии раздражителей (свет, звук). При таком состоянии ребенка вопрос – можно ли давать ему какие-либо лекарственные препараты является излишним, поскольку спасти может только экстренная госпитализация в специализированное отделение.

Черепно-мозговые травмы и их последствия

Сразу же после травмы, а также спустя некоторое время после ее получения, ребенка вне зависимости от того сколько ему лет будут преследовать периодические боли в голове. Их характер, продолжительность и интенсивность могут существенно различаться, так же как и локализация. Состояние ребенка может быть среднетяжелым, но нередко болевой синдром сопровождается рвотой, судорогами, потерей сознания. В тяжелых случаях показана госпитализация. Вне приступа ребенку не следует проявлять излишнюю физическую активность, делать работу, требующую собранности и внимательности.

Беспричинные головные боли у ребенка 6-7 лет не должны оставаться без внимания взрослых – следует помнить, что все новообразования в организме практически всегда сопровождаются болевым синдромом. Показать ребенка педиатру следует обязательно.

Как помочь ребенку с болью в отсутствие врача?

При отсутствии доктора родители сами могут попытаться облегчить состояние у ребенка

Неважно сколько ребенку лет, если он пожаловался на возникшую головную боль, следует предпринять все возможные меры самостоятельно. Если причина состояния ребенка родителям неизвестна, то вполне уместны будут следующие действия:

  • уложить ребенка в помещении, в котором обеспечить приток свежего воздуха и минимум раздражителей;
  • если юный пациент голоден, уместен небольшой легкий перекус;
  • можно дать обезболивающее в виде сиропа в возрастной дозировке.

Сделав все вышеуказанное, но не получив улучшения состояния в течение часа, будет разумно обратиться за медицинской помощью. Если боль не отличается интенсивностью, а состояние ребенка удовлетворительное, можно отправиться в поликлинику самостоятельно.

Когда врач необходим?

Существует несколько критериев, при наличии которых родители должны незамедлительно показать ребенка доктору. К ним относятся такие как:

  • боль высокой интенсивности;
  • приступы возникают с периодичностью не реже 1 раза в месяц;
  • боль появляется строго по утрам или вечерам;
  • обилие сопутствующих симптомов.

Существуют ситуации, когда визит к врачу просто необходим

Стоит понимать, что в этом случае делать что-либо самостоятельно неразумно, поскольку даже специалистам нелегко определить причину возникновения болевого синдрома в возрасте 6 лет. После тщательного сбора анамнеза и внешнего осмотра врач в обязательном порядке назначает дополнительные исследования, к числу которых относится:

Все эти исследования, назначаемые по отдельности или комплексно, позволят точно определить почему малыш испытывает боль, и только после этого врач в состоянии назначить эффективную терапию.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Энурез — это непроизвольное неконтролируемое сознанием мочеиспускание во время ночного и/или дневного сна у ребенка старше 5 лет.

По статистике 7-12% детей в возрасте от 5 до 10 лет страдают недержанием мочи во сне (энурезом). Нередко случается так, что ребенок в 5-6 лет вдруг начинает писать в постель ночью. Почему это происходит? Причины и способы решения этой проблемы у детей рассмотрим в статье.

Ребенок 5-7 лет стал писаться ночью: как выяснить причину?

Различают первичный и вторичный энурез. Первичный энурез обусловлен отсутствием контроля за опорожнением мочевого пузыря. Но если у ребенка не наблюдалось недержания мочи более 6 месяцев, а затем он начал писаться ночью, то специалисты говорят, что это вторичный энурез. Поэтому, если ребенок в 5-6 лет вдруг начал писаться в кровать во время сна, то речь идет о вторичном энурезе.

Ночное недержание мочи может встречаться при совершенно различных заболеваниях, поэтому важно его правильно диагностировать, понять, проявлением какого патологического состояния является энурез. Он бывает вторичным и первичным, разница в том, что первичный — это тот, который появляется с самого раннего возраста, то есть когда функция контроля над мочеиспусканием еще не установилась. Вторичный – это когда ребенок с полутора лет просыпается и сам ходит ночью в туалет, а потом вдруг неожиданно в 5 — 10 лет энурез возобновляется. В подобном случае необходимо как можно скорее обратиться к врачу, ведь причиной энуреза является уже не просто незрелость нервной системы, а возникшее патологическое состояние, появившееся на фоне депрессии, невроза, стресса или страха.

Какие заболевания могут вызывать ночное недержания мочи у детей?

Заболевание Симптомы Почему возникает ночное недержание мочи? Какие анализы и обследования нужно пройти для диагностики?
Инфекция мочеполовых путей (болезнь почек, цистит) Частое мочеиспускание маленькими порциями. Воспалительный процесс побуждает мочевой пузырь опорожняться чаще. Из-за раздражения стенок мочевого пузыря появляется ночное недержание. Сдать на выявление воспалительного процесса.
Сахарный диабет Постоянный позыв к мочеиспусканию.

Потребление большого количества жидкости.

Из-за того, что малыш выпивает много воды, мозг незрелого крохи не успевает сигнализировать о своевременном опорожнении. Сдать кровь на сахар на предмет выявление
Эпилепсия Во время сна у ребенка происходят судороги, которые провоцируют произвольное мочеиспускание. Утром малыш может не помнить, что с ним происходило ночью. При эпилепсии наблюдается повышенная возбудимость головного мозга, которая в детстве протекает в виде эпилептикоподобных припадков, вследствие чего диагностируется эпилепсия. Для диагностирования заболевания ребенок должен пройти ночное обследование. Посредством специальных приборов и видео камеры, которая нацелена на кроху всю ночь, прослеживается сон малыша, записывая показания головного мозга на энцефалограмму. Эпилепсия на сегодняшний день успешно лечиться традиционной медициной.

К психологическим факторам возникновения энуреза у ребенка относятся:

  • Ссоры в доме. Когда ребенок слышит повышенный тон родителя, он на подсознательном уровне начинает бояться, даже если кричат не на него. Поэтому родителям, которые иногда позволяют себе выяснять отношения при ребенке, должны исключить этот момент из своего «рациона».
  • Психологическое давление на малыша . Когда малыш чувствует, что на него оказывают давление, например, постоянно напоминая о необходимости похода в туалет, то это заставляет кроху все делать наоборот.
  • Ревность к младшей сестре (брату) . Это также может спровоцировать малыша на ночное непроизвольное мочеиспускание. Не стоит из-за этого кричать на малыша, ведь он все равно делает это неосознанно. Чтобы решить эту проблему, уделяйте крохе больше внимания, проводите время не только с младенцем, но и старшего ребенка подключайте в процесс игры или укачивания. Дайте понять ребенку, что он также очень важен, да и еще главнее, ведь он старший и должен заботиться о малютке.
  • Насыщенные дни. Постоянный стресс не лучший спутник маленького человечка. Если вы повсюду берете малыша с собой (на работу, мероприятия, гости и т.д.), он чувствует постоянный дискомфорт и тревогу, ведь скоро опять придется куда-нибудь идти. Поэтому крохи зачастую терпят, чтобы сходить в туалет, а дома расслабляются. У малышей должен быть свой режим и от этого отступать никак нельзя.

Стоит еще отметить, что детский энурез может проявляется из-за приема медикаментов . Обычно антибиотики дают такой побочный эффект.

Что делать, если ребенок 5-6 лет писается ночью?

Ругать своего кроху за мокрую постель и штаники категорически нельзя.

В зависимости от того, по какой причине малыш не удерживает мочу ночью, лечение назначается разное.

Методы лечения ночного энуреза:

  • Медикаментозное. Этот способ заключается в принятии ребенком фармакологических препаратов: антибиотиков, антидепрессантов, препаратов для улучшения работы мозга, а также гормональных средств. После диагностики здоровья малыша врач назначает адекватное лечение, устраняющее позывы к ночному мочеиспусканию.
  • Психотерапевтическое . Этот метод предполагает лечение малыша посредством аутотренингов (самовнушения).
  • Физиотерапевтическое. Этот способ устраняет причины ночного недержания посредством иглорефлексотерапии, музыко- и магнитотерапии.

Для диагностики и лечения энуреза у детей первым делом нужно обратиться к педиатру. Он, сделав первичную диагностику малыша, направит к специалисту узкого профиля, который в дальнейшем и будет лечить ребенка от энуреза.

В зависимости от причины ночного недержания мочи педиатр может направить ребенка на консультацию к следующим специалистам:

  • урологу;
  • нефрологу;
  • физиотерапевту;
  • гомеопату;
  • неврологу;
  • психиатру;
  • психологу.

В борьбе с детским энурезом помогут следующие советы:

  • Проследите, что малыш перед сном сходил в туалет . Введите это в его режим и сделайте своеобразной традицией.
  • Вечером исключите громкий шум : телевизор, компьютер и т.д. Малыш должен прибывать в спокойствии.
  • Не ругайте чадо за такой «конфуз» , но ласково и с любовью акцентируйте внимание на то, что писать нужно в горшок, а не в кроватку.
  • За два часа до сна не стоит кроху поить кефиром или молоком . Эти продукты обладают мочегонным свойством.
  • Режим сна – дело эффективное. Приучите кроху ложиться и вставать в определенное время. В таком случае вам проще будет предупредить ночное мочеиспускание.
  • Будить ночью кроху не следует . Во сне он восстанавливает силы, растет, развивается. Но, если вы слышите шевеления, можете ласково попросить малыша пописать на горшок и дальше уложить спать.
  • Не используйте подгузник на ночь . Врачи против такого подхода, так как это, напротив, замедляет процесс лечения.

Мнения врачей о причинах недержания мочи у детей

Детский врач-психоневролог О.Кузьмичева:

Ночное недержание мочи часто связано с тем, что такие дети очень глубоко спят. Образно говоря, в мозге не работают центры, отвечающие за пробуждение ночью во время позыва на мочеиспускание, то есть этот позыв до сознания не доходит, ребенок не просыпается. Можно сказать, что патологически глубокий сон нередко является причиной энуреза.
Еще одной причиной могут быть эпилептические приступы, очень часто они бывают ночными, незаметными и практически всегда сопровождаются недержанием мочи. Энурез возникает и на фоне невротических состояний, стрессов в начале приема успокаивающих средств. Повышенная возбудимость мочевого пузыря также может стать причиной энуреза.
Но одной из главных все-таки считается патология центральной нервной системы. Если врач, обследующий ребенка с энурезом, не нашел причины этого патологического состояния, нужно идти к другому, более квалифицированному специалисту.

Врач И. Ганиева:

Родители должны проявить ангельское терпение и такт. Важно, чтобы в семье были мир и покой, а ребенок постоянно чувствовал любовь, заботу и поддержку самых близких людей. Существует один из методов неправильного лечения – это сокращение количества жидкости, чтобы ребенок не писался, таким образом родители пытаются облегчить жизнь себе и ребенку, но это неправильно, количество жидкости всегда должно быть достаточным. Просто лучше не пить за 3 — 4 часа до сна. А также сократить употребление некоторых продуктов и напитков: шоколада, какао, крепкого чая, кофе, маринадов, газировки, копченостей. Очень важно не переохлаждаться и соблюдать гигиену половых путей.

Е.И. Черноруцкая, врач-нефролог:

Самые простые как для пациентов, так и для врачей болезни, это те, которые имеют одну причину и, соответственно, стандартное лечение против этой причины. Все же остальные болезни, имеющие множество причин (полиэтиология), всегда вызывают множество споров и сомнений среди медиков. К таким заболеваниям или, правильнее сказать, состояниям относится и энурез. Если считать глубокий сон причиной энуреза, то непонятно, почему другие дети с глубоким сном не писаются ночью – верно? Если считать болезни почек причиной энуреза, то, смею Вас уверить, что довольно редко пациенты с проблемами почек (Не мочевого пузыря!) писаются по ночам, обычно они просыпаются и идут в туалет 2-3 и более раз, но просыпаются!

Вывод один: при энурезе существует три составляющие: глубокий сон, превышение объема мочи, изменение чувствительности рецепторов мочевого пузыря. Каждая составляющая в отдельности далеко не всегда приведет к энурезу. Только сочетание нескольких причин из разных групп может привести к энурезу. В ряде случаев в течение жизни происходит наслоение и других причин, что или дает повторное проявление энуреза или не позволяет произойти «самоизлечению» — одного из самых любимых способов лечения родителей и некоторых врачей, не желающих вникать в суть проблемы.

Если ваш ребенок 7-10 лет писается в кровать, то много полезных советов вы найдете у нас на сайте в статье:

Проблема детского энуреза сегодня качественно решается. Семье нужно набраться терпения и ни в коем случае не порицать малыша, ведь можно развить в нем внутренние комплексы. При регулярном и комплексном лечении дети навсегда избавляются от такого рода проблемы.

Воспитание детей 6 - 7 лет

Период 6-7 лет - возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

отношения с ровесниками

всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. старайтесь поддерживать его в этом стремлении. договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

в случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.

в этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.

общение с родителями

малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. побуждайте его задумываться над различными вопросами.

со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

и помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

развитие ребенка и подготовка к школе

психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. и в скором времени ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. а занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность , то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). как этого добиться? у каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?

многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). самое главное - не отбить у ребенка желания учиться!

рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

с точки зрения психолога

ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

Венгер л. а. считал, что «быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.и. божович и а.и.запорожец считают, что «…готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

на что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

согласно классификации детского психолога леонида александровича венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

. связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

. связанные с поведением детей 5 - 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

. связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

. связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

. связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.

воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

- предварительное знание. в семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

- домашние обязанности. в этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

- результат работы. хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. приучайте его к добросовестному отношению к делу. для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

- возможность выбора. у ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


- ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого - общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. это непозволительная ошибка.

Материал к занятию.

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Загрузка...