docgid.ru

Упражнения по устранению дискалькулии. Дискалькулия. Вопросы и задания для самостоятельной работы

    У моего сына Матвея с детства были сложности с чтением и письмом. Огромное количество ошибок, ужасный почерк, очень медленная скорость чтения с первого класса. Очень много занимались и самостоятельно, и с логопедами, и с нейропсихологами. Результата практически не было. Диагноз: невролого-дислексия, дисграфия. В школе за письменные работы – 2, но выручали устные ответы, поэтому на тройки Матвей вытягивал.
    Я не переставала искать информацию о коррекции дислексии и прочитала про методику Дейвиса. Нам очень повезло, и мы познакомились с Анной. Анна сразу очаровала и Матвея, и меня. Матвей с огромным удовольствием ездил на занятия и с воодушевлением рассказывал вечером о том, что он делал. Неделя пролетела быстро и на заключительном занятии Анна показала мне, как продолжать заниматься дома самостоятельно.
    Результат увидели сразу и он просто был потрясающим!!! Первые пятёрки за диктанты и первый триместр окончен с 4 по русскому языку! (мы занимались с Анной в начале октября). Чтение тоже улучшилось, стало меньше ошибок и немного выросла скорость. И в целом, мне кажется, Матвей стал увереннее в себе и спокойнее.
    Огромное спасибо Анне! Анна – невероятно доброжелательный, терпеливый, умный человек! Настоящий профессионал! Успехов, удачи Вам!
    P.S. Домашние занятия занимают 20-30 минут в день, совсем не тяжело.

    С уважением и благодарностью, Ржевская Мария

    Ржевская Мария, сын Матвей 12 лет.

    О проблемах в обучении чтению и письму у моей младшей внучки мы поняли по результатам итоговых работ в первом классе. Она отставала в скорости чтения, не всегда улавливала логическую цепочку рассказа, своеобразно описывала картинки. На письме пропускала гласные, хотя писала, проговаривая слоги. Во втором классе мы решили пригласить психолога и логопеда для дополнительных занятий. Полгода занятий результатов не дали. Случайно услышали о дислексии у детей. По описанию, пришли к выводу, что нам нужно обратиться за помощью к методисту. Прошли курс коррекции дислексии по методу Дейвиса. Дома продолжили выполнять задания с учётом новых рекомендаций.
    Об «успехах» и «прорыве» нам сообщила учительница. Она отметила явные улучшения по языку и чтению. Оценки теперь 4. Но внучка не пропускает теперь буквы, знает правила написания Ъ и Ь знаков, приставок, строение предложения. Усвоила. Скорость чтения увеличилась. Пересказ и понимание текста нам также поддались.
    В начале 5 класса мы решили пройти курс Дейвиса по математике, поскольку даже запоминание таблицы умножения вызывало большие трудности. В сложении и вычитании через десяток часто допускались ошибки, даже состав числа с учётом разных прорисовок нам не подчинялся. Курс по математике прошли у методиста Заяц Анны. Длился курс 5 дней, как и по дислексии. По окончании курса разрешились проблемы с пониманием текста задач, со всеми арифметическими действиями, в том числе и с таблицей умножения. Прошли сложение отрицательных чисел, десятичные дроби (уточню, что в школе это ещё не проходили). У ребёнка повысилась самооценка. Результаты контрольных стали лучше, она быстрее выполняет домашние задания. Хотелось бы поблагодарить методиста Анну за профессионализм, увлечённость, желание помочь ребёнку, за настрой на успех. Считаем, что программы по методу Дейвиса эффективны! Рекомендуем, если Вам не безразлична судьба Вашего ребёнка.

    Кныш Наталья, внучка Лиза 11 лет.

    Мы совсем недавно закончили курс коррекции дислексии у Анны (около месяца назад). Надо сказать,что восемь из девяти лет мой сын наблюдается у невролога и каких только диагнозов нам не ставили!Трудно представить,сколько мы пережили,сколько профессоров медицины,психологии, логопедии мы посетили...Однажды,в очередной раз пытаясь найти "свет в конце тоннеля",я наткнулась на информацию по дислексии и её коррекции. Я и не представляла себе,что дислексия-это не просто неумение грамотно говорить,писать,читать.Это определённое состояние человека (дизориентация),находясь в котором человек не может очень многое: "собрать" буквы в строчки,читать горизонтально, понять значение прочитанного,не говоря уже о чистописании и пр. Прочитав книгу Дейвиса, я ещё более уверилась,что это "про нас". Наши поиски наставника привели нас к Анне. Надо сказать,что большого желания у сына идти на первичную консультацию не было (был неудачный опыт общения с психологом).Я волновалась.Первая встреча началась слезами,но Аня смогла за считанные минуты расположить ребёнка к себе и в конце занятия он рассказал ей все свои секреты...Занятия мы "подгадали" на майские праздники. Скажу,что было на начало занятий:учимся во 2 классе,чтение по слогам,текст подчас не понимает.Максимальное время сосредоточения на чтении - 4 строчки,потом отводил глаза,отвлекался,если читал "про себя", совсем не понимал прочитанного. Математика - совсем плохо, не освоил состав числа до 10.Письмо-списывание с трудом 2 строчки,ни точек,ни запятых не видит,аграмматично. Почерк- домашняя работа под пристальным моим наблюдением и диктовкой-приличная,в классной работе-спасибо,если 5 строчек написано.Ни сочинения,ни изложения написать он не мог.Игнорирует левую часть листа.После курса с Анной многое изменилось.Самое важное-я смогла понять своего ребёнка,что творится с ним, когда он пишет, читает, решает. Какого труда для него это стоит-поймать "летающие" буквы и сложить в слова!Сейчас я сама по остановкам в чтении чувствую,какие слова-пускатели его тормозят. У ребёнка после курса вообще изменилось мировосприятие... Он смог плавно, целыми словами читать,понимать,что прочитал.Раньше мне приходилось перечитывать ему то,что он с горем пополам прочитал, чтобы "дошёл смысл",теперь он сам читает. И читает он не по 4 строчки,а по странице!Это большое достижение для нас. Письмо: стал "видеть" левый край листа. С грамотностью работаем! Но теперь я нашла свой "свет в конце тоннеля". Работаем дома. Это несложно, даже весело. Лепка стала любимым делом. Спасибо Анне за терпение, понимание, позитивный настрой,оптимизм и поддержку.

    Оксана Акопян, сын Давид 9 лет.

    Мы занимались у Анны Заяц ещё в марте. Не хотела раньше писать отзыв, чтоб не сглазить) Ну и на результаты посмотреть... Итак, что было: дочь 10 лет, ученица 3 класса. Все три года в школе читала ужасно! Додумывала окончания слов, и это было очень медленно и мучительно! Понятно, что при таком чтении не понимала смысла того, что прочитала. Про письмо вообще молчу! Пропускала буквы, упорно не видела мягкий знак, имена и названия всегда с маленькой буквы! Могла начать писать с середины листа, а не сверху. Занимались с нейропсихологами 2 года на дому. Результатов не было никаких!(Что теперь: 4 по русскому языку и 4 по литературе за триместр!!! Это великое достижение для нас! Мы кроме 3 и 2 ничего не видели раньше! Я очень довольна программой и Анной! Это очень приятный человек и профессионал своего дела! Видно, что любит детей, для меня это было важно при выборе специалиста. Сразу нашла общий язык с Аришей. Занятия проходят у Анны дома в огромной просторной отдельной комнате. Это тоже для меня было плюсом. Да, ещё: сейчас мы занимаемся дома 2 раза в неделю. На каждое занятие уходит около 30 минут. Это совсем не напрягает и не сложно! Всем удачи и всего хорошего! Анне огромное человеческое СПАСИБО за то, что она делает!

    Янковская Ольга, дочь Арина 10 лет.

    Добрый день!

    Конечно не случайно глаз цепляет слово дислексия.

    Так я попала на ваш сайт. И очень хочу сказать, нет, даже кричать - эта методика работает!!! Мой сын - дислексик. Об этом я узнала, когда он учился во втором классе(было это 13 лет назад) и учитель обратила мое внимание на проблему чтения и письма у сына, посоветовала искать специалистов. Мы прошли тестирование, получили заключение "дислексия и дисграфия" и предложение перевести ребенка в специальную коррекционную школу. Но у меня совершенно нормальный, умный, здоровый, счастливый ребенок. Да, он плохо читает, да, он делает смешные ошибки почти в каждом слове. И я не согласилась на другую школу. Стала штудировать любую информацию по дислексии. Попалась статья про Рональда Дейвиса и его книгу "Дар дислексии". Зацепило. Нашла центр в Москве, съездили на консультацию. Всё понравилось и мне и сыну. Продолжили занятия. На сегодняшний день он четверокурсник, студент бюджетник неслабого московского технического университета. И хотя пишет он по-прежнему неоднородно, иногда ошибки, а иногда их совсем нет, я благодарна Дейвису за все, что я смогла дать и чему научить сына с помощью его методики. Она работает!

    Наталья, сын 21 год.

    Я хочу оставить свой отзыв о методе Дейвиса не сколько для Анны, сколько для всех тех родителей, которые ищут хотя бы какую-то информацию о лечении дислексии и о методе Дейвиса. Я сама столкнулась с проблемой, когда в интернете очень мало информации и отзывов от тех, кто уже попробовал заниматься по этому методу. Моему сыну 11 лет. Диагноз дислексия нам никто не ставил, хотя мы обращались к нейропсихологу. Нам посоветовали взять хорошего логопеда. Мы занимались с двумя логопедами на протяжении почти двух лет! Я не могу сказать, что результата не было совсем. Нет, какой-то был. Сын начал читать по слогам по крайней мере. До этого он вообще не понимал, как сложить буквы. Но проблем в том, что и в этом чтении по слогам он постоянно делал ошибки. По русскому языку ОЧЕНЬ много ошибок! Особенно в диктантах! Конечно, у меня была мысль перевести его в часную школу, всё-таки там меньше детей и подход индивидуальный. Но так сложилось, что сначала я решила попробовать метод Дейвиса. Мой выбор пал на Анну. Сразу после консультации, мы ещё не успели за дверь выйти, а Артём уже сказал, что хочет сюда прийти ещё раз и готов проходить курс. Так ему понравилась Анна). Вообще, он очень застенчивый и неохотно идёт на контакт, особенно со взрослыми людьми. А тут разговорился, не сразу, конечно, но я наблюдала за разговором Артёма и Анны и удивлялась, как он так много рассказывает о себе постороннему человеку. В общем, курс мы прошли в сентябре. В пятый день было заметное улучшение в чтении. Я была этому очень рада! Мы отправились домой заниматься дальше. Мы занимаемся три раза в неделю: это среда и два выходных. Прошёл месяц. Чтение становится всё лучше и лучше. Ошибок на письме стало меньше. Нас Анна предупреждала, что ошибки на письме будут уходить постепенно, если регулярно заниматься: сначала улучшение в чтении, а после этого и в письме. За классные работы по русскому Артём начал приносить 4! Учительница спрашивает, где мы были и что делаем, потому что тоже видит улучшения и результат! Артём понимает, о чём он читает и может пересказать. Раньше такого не было! Я решила пока остаться в государственной школе. Это удивительно, но он пока тянет программу. Надеюсь, мой отзыв поможет родителям, которые не знают, что делать и куда обращаться с проблемой дислексии.

    Анна, сын Артём 11 лет.

    Девочка, 8 лет. Мы столкнулись с проблемой в обучении: нам было очень сложно собираться с мыслями и делать уроки, сложно было сосредотачиваться на чём-то одном. Отсюда возникли трудности со школой и одноклассниками: ребёнок не тянет школьную программу. Мы обратились за помощью к Анне. И оказалось, Анна владеет чудесными инструментами, секрет которых теперь знает наша девочка. И сейчас, в случае "полёта в облака", мы прибегаем к чудо-инстументам. Ребёнок в течение минуты возвращается к урокам, а вместе с тем улучшается успеваемость в школе на глазах. В 1-ом классе учителя нам говорили:"Ребёнок будет учиться на 2 по всем предметам". Конец триместра 2-ого класса, наши оценки по факту варьируются от 3 до 5!!! И двойки куда-то испарились и продолжают испаряться! Спасибо большое, Анна!

    Мария, София 8 лет.

    Моя дочь Варя (9 лет) прошла курс лечения от дислексии по методу Дейвиса в августе 2017 года. Перед этим были 1,5 года коррекционных программ по классическим методикам, которые не дали заметных улучшений. Мое желание (как мамы) было в увеличении скорости чтения ребенка. У Вари "математический склад" ума, даже английский язык давался ей с меньшим напряжением, чем литература и русский язык. Занятия у Анны нам очень помогли! Варя стала читать гораздо более бегло и осмысленно. Ей не приходится перечитывать предложения по два-три раза, чтобы ухватить суть. ОНА НАУЧИЛАСЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ! Впереди еще огромный путь, который предстоит пройти в школе. Теперь я знаю, как можно вовремя ей помочь, направить в нужном направлении.

    Большое спасибо Анне!

    Елена, дочь Варвара 9 лет.

    Мы прошли курс у Анны в конце мая. До курса дочка читала с огромным трудом, всем сердцем ненавидела чтение! Домашние задания по чтению и русскому языку были настоящей пыткой для неё и для меня и всегда заканчивались криками и ссорами, отношения у нас начали резко ухудшаться, мы стали отдаляться друг от друга. Тесты в школе по русскому языку доводили её до срыва. Доходило до того, что когда должна была быть проверочная работа по русскому, дочка начинала болеть! Мы никогда не посещали специальных врачей с этим вопросом, а те педиатры, которые смотрели её, проблемы не видели. Учительница тоже говорила, что она просто ленивая и не хочет учиться, и что нужно больше заниматься дома: больше читать и писать. Информацию про дислексию я нашла сама в интернете, очень много читала об этом, поняла, что это про мою Дарину. Там же наткнулась на сайт Анны и, честно говоря, никого и ничего больше искать не стала. Мы пришли на консультацию и моя строптивая Дарина влюбилась в Анну. На консультации Анна подвердила мои мысли по поводу дислексии и в конце мая мы пришли на курс. Результатом очень довольны! Дочка начала читать сама с удовольствием! Выбирает сама книгу и читает на ночь! Теперь начала диктовать и проверять слова, когда пишет. Ошибок стало гораздо меньше! Она стала уверенней в себе, видит свои успехи и поэтому тянется к чтению! Удивительно! И мне стало гораздо легче! Ей задали задания в летней тетради на лето: она их хочет делать сама, без моей помощи! Я очень рада и довольна! Анна, спасибо!

    Ирина, дочь Дарина 10 лет

    Проблему я заметила еще в 1 классе: чтение всегда давалось тяжело, буквы путались, окончания проглатывались или придумывались. Списывала на невнимательность. Словарные слова учили с лета, разными способами: визуально, на слух, писали множество раз. Но, к сожалению, во 2 классе словарные слова были забыты, предлоги писались вместе со словами. Я поняла, что есть проблема и заподозрила дислексию. В результате тестирования, мои опасения подтвердились. Было решено пройти курс коррекции у Анны. Результат ошеломил: диктанты, словарные слова, чтение перестало быть пыткой. Ребенок научился пользоваться инструментами, стал уверенным в себе. Стал менее тревожным. Я изменила подход к нему, стало легче мне. Конечно, впереди еще огромная работа дома, но она доставляет и мне, и ребенку радость. Анна, благодарю судьбу за встречу с вами: чудесным человеком и проффи с большой буквы. Спасибо от всей нашей семьи. Екатерина и Артём

    Екатерина Шестакова, сын Артём 8 лет.

    Хочу сказать огромное человечесоке спасибо Анне за работу! После пройденного курса мой сын, который, по большому счёту, не мог читать, не понимал, о чём читает, ненавидел чтение и всё, что с ним связано, попросил купить ему книгу!!! Каждый день читает, а я стараюсь даже не дышать, чтоб не спугнуть!) Сам садится за занятия и меня зовёт! В тех диктантах, которые я ему диктую, после курса стал делать в два раза меньше ошибок! Курс только пройден и впереди ещё занятия, но уже сейчас я вижу прогресс! У нас есть время активно позаниматься до начала учебного года... О дальнейших результатах ещё напишу...

    Светлана, сын Артём 12 лет

    Тяжело смотреть на ребенка, который считается не просто "белой вороной" в классе, у которого нет друзей, когда психолог начальной школы говорит о школе для "неполноценных"детей. А дома этот ребенок увлекается астрономией, животными и т.д. Дошло до того, что родители приняли решение перевести Настю в другую школу. Но где вероятность, что там будет лучше? Я не буду писать и перечислять все те проблемы, которые вы все прекрасно знаете (дислексия и дисграфия). Об этом написано во всех отзывах о своих детях. Хочу просто сказать АННА, ОГРОМНОЕ СПАСИБО, такое СПАСИБО, что передать это невозможно. Это могут понять только те родители с детьми, которые прошли курс дислексии у Анны. Это могут понять дети, которые не хотят расставаться с Анечкой. Дорогие родители, если вы читаете мой отзыв, не раздумывайте, звоните и записывайтесь к Анне. Поверьте выне узнаете своего ребенка после 2 занятия. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО и НИЗКИЙ ПОКЛОН.

    Вера Борисовна, внучка Анастасия 9 лет

    Я нашёл Анну в июне 2018г. Обратились к ней с проблемой в чтении и письме у сына. Он очень плохо читал, делал много ошибок, не понимал, о чём читал. В тетради по русскому все страницы были красные от исправлений учителя. Могу сказать, что метод работает. Сейчас сын читает без проблем. Конечно, не то, что задали в школе на лето, это ему не интересно. Но читает книги, которые сам выбирает: смотрит в интернете, ищет, просит купить. Это удивительно, конечно, и непривычно. Про письмо однозначного отзыва пока дать не могу. С ним занимается жена, нужно повторить ещё много правил по русскому. Но, в диктантах, которые она ему диктует, однозначно стал делать меньше ошибок. Метод Дейвиса могу смело рекомендовать. Это видимый "толчок" в развитии ребёнка.

    Олег, сын Глеб 11 лет

    Добрый день, до прихода к Анне я ознакомилась со многими доступными методиками коррекции дислексии. Искала лучшее для сына и считаю, что нашла верный путь. Идти на курс Максим особо не хотел, помнил последние наши занятия. Там были большие утомительные домашние задания по коррекции дислексии. Но после первой встречи с Анной заинтересовался и сказал сам, что хочет заниматься. Анна в беседе с ребенком- подростком увлекает и заинтересовывает. Проблема была в огромном количестве орфографических ошибок в диктантах, и даже при простом переписывании. Прошли курс коррекции дислексии. Начли заниматься дома 2 раза в неделю. Через полтора месяца сын впервые в жизни попросил купить ему книгу. Это не школьная программа, а его выбор, но за лето " проглотил" три тома по 350 страниц. Мы продолжаем работать дома, в правильно настроенном состоянии заново проходим правила по русскому языку. Улучшился почерк, стал задумываться над правописанием, легче концентрируется, не так устает. Продолжаем работать и наблюдать за результатами. Анна, очень большое спасибо от всей нашей семьи!

    Ольга, сын Максим Соловьёв 10 лет.

    В сентябре 2018 г. мой ученик Саша(11 лет) занимался у Анны Заяц по преодолению дисграфии и дислексии. Трудности у Саши в освоении школьной программы по русскому языку и литературе нарастали из года в год. К концу 5 класса встал вопрос о пересдаче результатов итоговой проверки, так как они были " неудовлетворительными". Правила ученик знает, грамматические задания выполняет, а с диктантом- катастрофа, хотя последующую работу над ошибками выполняет устно хорошо. Анна его научила настраиваться на работу, длительное время удерживать внимание при выполнении заданий, читать без потери букв, осознавать прочитанное; работать со словами, в которых он делает ошибки при их написании. Занятия были интересными и продуктивными. Ребенок легко усвоил,как он должен действовать, чтобы преодолеть возникающие трудности. С энтузиазмом продолжили начатую работу дома. В учебе у Саши появились положительные результаты, а это естественно отразилось и на отношении его к учебе. Он стал увереннее в своих силах, с удовольствием ходит на уроки русского и литературы. Большое спасибо Анне за такие результаты!

    Надежда, сын Даниил 11 лет

    Анна здравствуйте, большое спасибо за вашу работу, успехи налицо.

    Александр Моргачев.

    Александр, сын Дмитрий Моргачев 9 лет

    Во 2 классе моему ребенку поставили диагноз дизграфия дизлексия ЗРР прошли ПМПК направили в коорекционную школу.На уроках медленно писал,читал медленно ничего не понимал.Стеснялся отвечать на уроках чтения не запоминал стихи.На уроках нервничал расстаивался не хотел ходить в школу.Мы перешли на домашнее обучение. начали заниматься с логопедом за урок писал 28 слов.В интернете я нашла курсы по методу Дейвиса. Мы приехали на консультацию по тесту наш диагноз подтвердился., мы начали обучение. В первый день после курса он вышел с горящими глазами и сказал: "мама я счастлив! " До вечера он все что-то рассказывал для меня был большой прогресс,потому что в школе его ставили в пример ни одного замечания за год молчит умничка,а это был диагноз.который вылился,что ушли из школы.Лосле второго занятия ребенок был радостный придумывал шутки и до вечера его было не остановить от расговлров.На занятиях Анна заменила и психолога и нейропсихолога и логопеда и дефектолога которых нам сказали пройти. после 3 дня занятий он был задумчив,сконцентрирован 2 часа, а потом до вечера не замолкал. после 4 дня занятий он рассказывал алфавит обратно был уверен в себе хорошее настоение. после 5 дня занятий прочитал он книгу в метро да так выразительно,громко и задорно с гордостью умилялся весь вагон. В автобусе попросил вторую книгу и сам выразительно прочитал.Каждый вечер читает сестренке на ночь прочитал 13 книг сказок,а сам прояитал 11 рассказов Носова. сейчас начал читать " Мальчик-звезда." Написал на формате А4 рассказ на 110 слов со всеми знаками препинания, описаниие лисы употребил 6 прилагательных,предлоги без ошибок за 1 час.Большой скачок,прорыв увидел логопед после курса

    Дейвиса его хвалят на занятиях пересказывает прочитаное запоминает уроки учит стихи на уроки уходит мало времени.

    Годы мучений моих и ребенка прекратились в один миг как глоток свежего воздуха Спасибо большое Анне за ее труд и помощь Родители которые столкнулись с такой проблемой не теряйте время приходите заниматься на курсы очень эффективная прграмма рекомендую.

    Удачи!

    Наталья, сын Кирилл Емельянов 9 лет

Дискалькулия - это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии.

Клаcсификация дискалькулии:

вербальная дискалькулия - нарушение словесного обозначения математических понятий

практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов

дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков

графическая дискалькулия - нарушения записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур

операциональная дискалькулия - неумение выполнять математические операции.

Проявления дискалькулии

В пределах десятка ребенок еще может правильно складывать и вычитать. Но действия с более крупными числами для него недоступны. Впрочем, некоторым нелегко даже прибавить два к трем. Трудности возникают и при назывании: быстро установить «соседей», допустим, числа 25 или осмыслить его структуру школьнику не удается.

Он не ориентируется в показаниях часов, поскольку плохо разбирается в расположении стрелок на циферблате, не владеет математическим словарем, не представляет графический образ цифры (то есть как она пишется). При этом умножение и деление даются проще - ребенок механически запоминает таблицу умножения и пользуется ею при необходимости.

У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией. Нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением.
Для детей, неуспевающих по математике, характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность, сниженный темп психических процессов.

Последствия дискалькулии

Дискалькулия может привести сначала к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Отставание развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Дети страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как эти нарушения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Профилактика дискалькулии:

Профилактика вербальной дискалькулии:

  • формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи
  • формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия
  • формирование умение пользоваться математической терминологией
  • формирование пространственного восприятия
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • развитие лексического строя речи
  • развитие слухового восприятия
  • формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Профилактика практогностической дискалькулии:

  • формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении
  • формирование счетных навыков
  • формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное)
  • развитие понимания последовательности счета
  • называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев
  • развитие зрительно-пространственного восприятия
  • развитие моторики и зрительно-двигательной координации
  • развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

Профилактика дислексической дискалькулии:

  • формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур
  • формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности
  • развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков
  • развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Профилактика графической дискалькулии:

  • развитие ручной моторики;
  • ориентировка в пространстве и на плоскости
  • развитие слухо-зрительно-двигательной координации
  • формирование представлений об образе предмета и его символического изображения
  • развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития
  • формирование аналитико-синтетической деятельности
  • формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.

Профилактика операциональной дискалькулии:

  • формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
  • понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
  • развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой
  • развитие аналитико-синтетической деятельности
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • развитие зрительной и слуховой памяти.

ТЕМА: Нарушения счетных операций (основные понятия)

Нарушения счетных операций определяются терминами «акалькулия» и «дискалькулии». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга чаще определяются термином «акалькулия», а нарушения в овладении счетными операциями у детей - «дискалькулия».

Термин «акалькулия» впервые был предложен S. F. Henschen в 1919 году для обозначения нарушений счета вследствие локального поражения мозга. Автор дифференцировал нарушения чтения и письма цифр, с одной стороны, и нарушения умственных операций счета, с другой стороны. Нарушения чтения и письма цифр он назвал акалькулией в широком смысле этого термина, а нарушения умственных операций счета - акалькулией в узком смысле.

Акалькулии у взрослых при локальных поражениях мозга посвящено большое количество исследований. Нарушения в овладении счетом у детей изучались менее интенсивно.

Существенный вклад в изучение акалькулии внесли исследования Gerstman. Автор описал синдром, связанный с левосторонним теменно-затылочным поражением, при котором пальцевая агнозия сочеталась с неразличением правого-левого, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Этот синдром получил название «синдром Гертсмана». Автор подчеркнул тесную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальную диагностику между различными формами нарушений счета при локальных поражениях мозга осуществил К. Kleist (1934). Среди нарушений счета автор выделил три формы: 1) алексию цифр; 2) аграфию цифр; 3) акалькулию.

Алексию цифр т. е. нарушение чтения цифр, автор рассматривал как резидуальное проявление афазии. S. F. Henschen выявил большую распространенность алексии цифр среди больных с афазией. При этом у больных наблюдается замедленное чтение буквенного текста, однако читать цифры они не могут.

Аграфия цифр , по мнению К. Клейста, связана с апраксией и аграфией слов. При аграфии цифр пространственная организация числа отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета. Аграфия цифр, согласно К. Клейсту, очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией цифр.

Автор выделяет две формы аграфии цифр - апраксическую идеокинетическую и апраксическую конструктивную. При первой форме больной не может найти движения, необходимые для написания цифры. При этом одна цифра заменяется другой. При второй форме распадается представление о положении цифры при обозначении чисел. В этом случае смешивается последовательность написания цифр при обозначении числа. Вместе с тем при аграфии цифр больные не испытывают существенных затруднений в операциях устного умственного счета. По мнению Клейста, аграфия цифр очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией.

Акалъкулия, согласно К. Клейсту, ассоциируется с нарушением умственных операций счета без выраженной алексии и аграфии цифр. Акалькулия рассматривается как расстройство представлений о количестве.

Многие авторы (О. Peritz, 1918; А. Вёпагу, 1922; К. Kleist, 1934) описывали случаи «чистой» акалькулии, которая ассоциировалась с нарушением умственных операций счета. К. Клейст рассматривал это расстройство счета как нарушение представлений о количестве.

Таким образом, анализ литературы начала XX века показывает, что в этот период выделялись два типа нарушений счета.

При первом типе нарушений счета основная трудность заключается в неумении определять позицию цифры при восприятии и написании числа. При этом больные не способны реализовать план счета. Они делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр размещаются ими неправильно. В то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулии с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулии трудности связываются с распадом количественной системы, с нарушением представлений о числе.

Что касается локализации поражения, то большинство авторов отмечали поражение затылочно-теменной области мозга при акалькулии.

ТЕМА: Нарушения овладения счетными операциями (дискалькулии) у детей

Затруднения в овладении математикой на начальном уровне обучения в школе наблюдаются не только у детей с различными видами нарушений развития, но и у детей с сохранным психическим развитием.

Предупреждение и преодоление неуспеваемости детей в овладении основными математическими знаниями, умениями и навыками требует изучения того, в чем заключаются их трудности, выявления механизмов и причин этих затруднений.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ДИСКАЛЬКУЛИИ

Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счета у детей имеются у J.Kerr (1897).

Мнения ученых конца XIX и начала XX века в вопросе о сущности дискалькулии были неоднозначными. Некоторые авторы считали, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы. Другие, наоборот, отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности.

Первоначально трудности в овладении счетом изучались в связи с нарушением чтения. Так, A. Stezz (1897), Н. Ritter (1902), S. Stefenson (1904) отмечали, что наряду с расстройствами письма и чтения у детей выявляются дефекты счетных операций. В работах авторов указывается на характер затруднений, но не раскрываются вопросы этиологии и патологических механизмов этих нарушений.

В работах F. Bachmann, посвященных врожденной алексии, отмечается, что алексия слов распространяется иногда и на числа. Ф. Бахман обнаружил из 86 случаев врожденной алексии 7 случаев алексии цифр. По мнению автора, полная алексия цифр встречается очень редко, однако неправильное расположение цифр при написании числа и тенденции к инверсии выявляются очень часто.

Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушениями чтения и письма. Так, Е. Guttman (1936), изучая эволюционную дискалькулию, выделил случаи «чистой» дискалькулии и дискалькулии, связанной с дисграфией.

В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности детей заключаются в осуществлении умственных операций счета. Дети затрудняются сравнивать количество ударов, считать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество предметов. В случаях, связанных с дисграфией, дети испытывают трудности в записи числа, смешивают положение цифр в письменных счетных операциях.

В последующем в литературе описывается большое количество случаев затруднений в овладении детьми математическими знаниями и умениями.

Начиная с 30-х годов XX века изучение дискалькулии у детей становится более интенсивным и многоаспектным (F. Laubental, 1936; A. Tredgold, 1937; N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Kossakowski, 1962; E. Hasaerts van Geertruyden, 1970; C. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, C. Portier, 1970; Ch. Richaud, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970; L. Kosc, 1971). Среди отечественных авторов определенный вклад в развитие учения о дискалькулии у детей внесли С. С. Мнухин (1948), Е. Д. Прокопова (1953), Ю.Г.Демьянов, (1970), Л. М. Чучалина (1970), М. В. Ипполитова (1972), В. М. Явкин (1975), С. Л. Шапиро (1976), Г. М. Капустина (1989) и др.

Клинические, психологические, нейропсихологические исследования детей с дискалькулией позволили авторам выявить не только симптоматику, но и этиологию, механизмы этого нарушения, позволили рассматривать его с позиции синдромного подхода.

2. ЭТИОЛОГИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ

По вопросу об этиологии дискалькулии в литературе существуют различные точки зрения. В качестве ведущих этиопатогенетических факторов, выделяются как эндогенные, так и экзогенные факторы.

У родителей многих детей с дискалькулией обнаруживается психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатии, психопатологическая неуравновешенность и др.

Однако в большинстве случаев различные виды нарушений счетных операций связаны с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде.

В анамнезе детей с дискалькулией часто отмечается патология центральной нервной системы: гемиплегия, параплегия, гидроцефалия, эпилепсия, полимиелит и др. (В. М. Явкин, 1975; С. Daurat-Hmeliak, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970 и др.).

Парциальные нарушения затрагивают овладение всеми элементарными школьными навыками - чтением, письмом и счетом.

Среди факторов риска в анамнезе детей с дискалькулией выделяются также недоношенность, токсикоз беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития.

При анализе этиологии дискалькулии акцентируется внимание на значимости инфекций, хронических болезней, соматической ослабленности у данной категории детей.

В этиологии нарушений школьной успеваемости на первое место выходят заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и др.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте (Ю. Г. Демьянов, С. С. Мнухин, Г. Е. Сухарева, С. Daurat-Hmeliak и др.).

Неблагоприятное микросоциальное окружение как значительный фактор школьной неуспеваемости детей, в том числе и по математике, подчеркивается Ю. Г. Демьяновым, Т. М. Симеоном, Е. Грущик-Колчинской. В преобладающем большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, внебрачные дети, существенные отклонения в проявлении материнского чувства, равнодушие к ребенку или излишняя опека, травматизирующая семейная ситуация. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на эволюцию семейных отношений и личности ребенка. Неблагоприятные отношения в семье, плохие социальные условия вызывают задержку в развитии многих психических функций, позднее развитие речи, трудности в овладении чтением, письмом и счетом.

Дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, связывают с аффективными нарушениями, плохой адаптацией к школьным условиям, с трудностями личных контактов, появлением страха перед школой.

В зависимости от происхождения (церебрального, соматогенного) и времени воздействия на ребенка патологических факторов нарушения в психическом развитии у детей с дискалькулией могут проявляться в разных вариантах отклонений в эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальной и речевой деятельности.

По данным С. Daurat-Hmeliak, С. Portier и других авторов, среди детей с дискалькулией выделяются следующие группы: 1) заторможенные; 2) дети с психотическим состоянием; 3) неустойчивые; 4) дети с неврологической симптоматикой.

Самой многочисленной оказалась группа заторможенных детей, составивших половину всех обследованных. Для этих детей характерна общая заторможенность, эмоциональная незрелость, беспокойство. Поведению детей свойственны пассивность, леность, отказ от всякой инициативы.

Результаты исследований интеллектуального развития, которое оценивалось по Векслеру, показали, что QI этих детей в большинстве случаев нормальный.

Значительное количество заторможенных детей вызывает необходимость выяснить генез и природу нарушений счета у них. Встает вопрос, связаны ли трудности школьного обучения этих детей с особенностями их умственной деятельности, с заторможенностью психических процессов. Следует предположить, что традиционная педагогика недостаточно стимулирует их умственную деятельность. Неудачи ребенка аккумулируются, наслаиваются, усложняются, у него возникает отрицательное отношение к школьному обучению. В свою очередь, это провоцирует «бегство» от проблем, в связи с чем неудачи становятся систематическими и стойкими.

Группа детей с психотическим состоянием включает только мальчиков и составляет одну пятую всех детей с дискалькулией. Дети этой группы представляют собой очень характерный тип: это личности, плохо структурированные, которые не отказываются от контакта, но очень разбрасываются в своем поведении. Они часто живут в мире образов, далеки от реальности, мало задумываются над тем, что они делают и говорят. У них часто обнаруживается одинаковое безразличие ко всему.

Интеллектуальный уровень этих детей по шкале Векслера в среднем равен 95, однако он неодинаков (от 79 до 111).

Дети данной категории при первом обследовании производят хорошее впечатление, создавая иллюзию легкости преодоления дискалькулии. Однако в процессе коррекции обнаруживается значительный дефект функций, обеспечивающих овладение счетом. Отставание детей равняется, как правило, двум годам обучения, и с возрастом их трудности прогрессируют.

В группе неустойчивых детей отмечаются психомоторная неустойчивость, возбудимость, лабильность внимания, отсутствие интереса к школьному обучению.

Неустойчивость детей доминирует как в семейных, так в школьных отношениях. В классе эти дети постоянно возбуждаются, их внимание неустойчиво. Несмотря на потенциальную возможность глобального понимания школьного материала, их математические знания характеризуются фрагментарностью, нечеткостью, расплывчатостью, так как они не могут сосредоточиться в течение длительного времени.

Трудности счета у этих детей не являются изолированными. Они часто ассоциируются с незрелостью латерализации и пространственной организации. В некоторых случаях отмечаются моторное отставание, задержка развития речи.

Интеллектуальный уровень данной категории детей нормальный, по шкале Векслера в среднем равен 100.

Четвертую группу составляют случаи, когда у детей выявляется неврологическая симптоматика (гемиплегия, эпилепсия, гидроцефалия и др.). Школьные трудности у этих детей носят глобальный характер. Факторы, обусловливающие трудности овладения счетом, связаны с лингвистической незрелостью, а также с большой утомляемостью, умственной пассивностью.

Интеллектуальный уровень данной категории детей в пределах нормы, QI в среднем равен 91 (по Векслеру).

Дискалькулии, как и другие проявления школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия, дизорфография), чаще всего наблюдаются в синдроме различных нарушений психического развития: у детей с органическим поражением мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.), у детей с нарушениями слуха и зрения, с тяжелыми нарушениями речи и особенно часто у детей с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; С. Л. Шапиро, 1976; Г. М. Капустина, 1989; Е Hasaerts van Geertruyden, 1970; К. Kosc, 1971; N. Sylvestre, С. Daurat-Hmeljak, 1972; J. Brousseau, 1980 и др.).

Частота дискалькулии у детей с задержкой психического развития связана со спецификой познавательной деятельности и особенностями психического развития (М. С. Певзнер, 1966; Ю. Г. Демьянов, 1970; Т. А. Власова, 1973; С. Л. Шапиро, 1976; В. И. Лубовский, 1978, 1989 и др.).

Психическое развитие детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями.

У них отмечается незрелость познавательной и эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении, ограниченный запас представлений об окружающем мире, трудности словесно-логических операций, особенности памяти. У детей с ЗПР выявляется низкий уровень сформированности таких психических процессов, как пространственные представления, зрительное восприятие, симультанный и сукцессивный анализ и синтез. Наряду с этим часто обнаруживается общее недоразвитие речи (Ю. Г. Демьянов, 1970; В. И. Ковшиков, 1970; Е. В. Мальцева, 1990; Р. И. Лалаева, 1992 и др.).

Так, исследование математических знаний и умений учеников первого класса школы для детей с ЗПР, проведенное СЛ. Шапиро, обнаружило более чем у половины детей дискалькулию, у одной трети - акалькулию, а у 14% - стертую форму дискалькулии. Необходимо подчеркнуть, что в группе испытуемых не было детей, которые бы правильно выполнили все задания.

Похожие результаты были получены Г. М. Капустиной в результате исследования детей с ЗПР: лишь 10% из них смогли достичь второго уровня успешности в выполнении заданий (от 99 до 75% правильно выполненных заданий); большинство детей достигли третьего (среднего) уровня успешности (меньше 75% правильно выполненных заданий). И ни один ребенок не смог полностью справиться со всеми заданиями.

3. СИМПТОМАТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ

Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С. С. Мнухин, 1948; Ю.Г.Демьянов, 1970; М. В. Ипполитова, 1972; Н. И. Непомнящая, 1972; С.Л.Шапиро, 1976):

Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;

Несформированность количественных отношений чисел;

Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;

Трудности установления отношения числа к его соседям;

Затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;

Недостаточное овладение математическим словарем;

Неправильное называние чисел;

Неточное представление о графической структуре цифр;

Элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);

Незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;

Преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

4. МЕХАНИЗМЫ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Вопрос о механизмах дискалькулии представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. В качестве патогенетических механизмов дискалькулии рассматриваются разные факторы. Анализ различных точек зрения на механизмы дискалькулии позволяет условно выделить несколько концепций (с учетом ведущего аспекта рассмотрения механизмов дискалькулии).

1. Концепции дискалькулии, в которых в качестве механизмов дискалькулии выделяются гностико-практические нарушения.

Некоторые авторы (N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Benton, 1962; М. Kindsborn, К. Warrington, 1963; Ch. Richaud, 1970; L. Kosc, 1971 и др.) соотносят дискалькулию с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией, т. е. рассматривают дискалькулию у детей как эволюционный синдром Гертсмана.

Вместе с тем в некоторых исследованиях эволюционной дислексии (Е. Д. Прокопова, 1953; Е. Hasaerts van Geertruyden, 1970) у детей с дискалькулией не выявляется нарушений гнозиса и праксиса.

Некоторые авторы (С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, С. Portier, 1970; CI. Vergout-Rueff, 1970 и др.) обнаруживают у части детей с дискалькулией диспраксию и неврологическую симптоматику. При этом отмечается, что нарушения праксиса оказывают отрицательное влияние на формирование математических умений и навыков. Однако число детей с диспраксией в общем количестве учеников с дискалькулией незначительно.

Таким образом, гностико-практические нарушения можно рассматривать не как обязательный (т. е. присущий всем детям с дискалькулией), а как возможный патогенетический фактор. При этом данный фактор определяется как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии.

2. Психологические концепции дискалькулии.

Психологические концепции (в рамках общей проблемы школьной неуспеваемости) являются наиболее многочисленными. Их сторонники связывают дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, с несформированностью мыслительных операций памяти, внимания, мышления (С. С. Мнухин, 1948; А. И. Кацитадзе, 1973; Г. М. Капустина, 1989; Л. С. Лебединская, 1983 и др.).

С. С. Мнухин, исследуя детей с нарушениями чтения, письма и счета, обнаруживает у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев в году и т. д.), отмечает несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций.

У детей, страдающих дискалькулией, часто выявляется неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

Отмечается, что у детей, не успевающих по математике, существенно нарушены процессы логического, математического мышления, имеются затруднения на уровне основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.)

У детей с дискалькулией наблюдается нарушение внимания, зрительной и слуховой памяти.

В исследованиях некоторых авторов (Й. Лужикас, С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Моп-teS-Boada, R. Narlian, С. Portier) подчеркивается, что у детей со школьной неуспева¬емостью по математике имеются особенности не только познавательной деятельно¬сти, но и эмоционально-волевой сферы.

Для этих детей характерны психическая истощаемость, низкая работоспособность, инертность психических процессов.

Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

Этиология

Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

  • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
  • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

Классификация

В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

  • врожденная;
  • приобретенная.

По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

  • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
  • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
  • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
  • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
  • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
  • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

Симптоматика

Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

Проявляется патология:

  • отсутствием понимания структуры числового элемента;
  • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
  • невозможностью сравнивать количество предметов;
  • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

Диагностика

Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Лечение

По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.

: Изучите вместе с ребёнком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите его подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужно 1/5 кг чечевицы, 3 моркови, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 5 кусков и т.д.

  • Играйте с часами

    : Попросите ребёнка, чтобы он сообщил вам определённое время, похвалите его, скажите, что он взрослый и ответственный, наградите ребёнка.

  • Сходите вместе в супермаркет

    : Пусть он поможет вам с покупками, поиграйте с ним в игру — пусть он угадает сколько и какие продукты вы собираетесь купить, пусть он положит продукты в корзину.

  • Обсудите с ребёнком цены

    : Если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим? Те, что стоят 1.00€ или за 1.30€? Отпразднуйте успешную покупку, похвалите ребёнка за помощь.

  • Поиграйте в «угадай кучку»

    : Сделайте «кучки» из камней, овощей или монет и попробуйте угадать, какая из них больше или меньше. Также вы можете угадывать сколько всего камней или монет находится в «кучке». Угадывайте вместе — выигрывает тот, кто назовёт близкое к правильному число.

  • Играйте, считая

    : Посчитайте, например, все красные машины, которые вы встретите на своём пути, или людей в белых ботинках, посчитайте ступеньки или лестницы, по которым вы поднимаетесь, и т.д.

  • Найдите числа

    : Пока вы гуляете, поиграйте с ребёнком в числа, например, попросите его найти цифру 7 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т.д.

  • Поиграйте в телефонные номера

    : Например, скажите ребёнку, что вам нужно позвонить бабушке и попросите его вспомнить три первые цифры её телефона, а сами вспомните остальные. Позвоните вместе, а если ребёнок правильно назвал числа — отпразднуйте это.

  • Попросите ребёнка помочь вам распределить количество чего-либо

    : Как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырёх членов семьи?

  • Поиграйте, накрывая на стол

    : Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб и т.д. Чтобы ребёнок понял, что каждому нужен полный набор.

  • Играйте с CogniFit

    : Это отличный способ стимулировать ослабленные функции мозга, при этом ребёнок даже не будет об этом догадываться! Он просто будет играть и развлекаться!

  • Поиграйте в магазин

    : Представьте, что ребёнок — продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать её на ценнике. Вы — покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребёнком числа, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться, играя.

  • Причины появления нарушения

    К развитию патологии приводят:

    • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
    • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
    • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

    У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

    Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

    • нарушение в обработке зрительной информации;
    • пониженная концентрация внимания;
    • нарушение логического мышления;
    • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

    Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

    Симптомы проблемы

    Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

    Симптомы дискалькулии:

    • сложности с различением и написанием цифр;
    • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
    • нарушения координации тонких движений;
    • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
    • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
    • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
    • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
    • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

    Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

    Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

    Формы дискалькулии

    Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

    • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
    • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
    • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
    • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
    • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
    • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
    • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

    В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

    Существует такое понятие, как акалькулия - это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

    Тестовые задания для диагностики

    Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

    Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

    • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
    • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
    • сравнить два числа;
    • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
    • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
    • проанализировать схему тела человека;
    • определить направление вправо-влево.

    После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

    Как проводится коррекция дискалькулии

    Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

    В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

    Методы и упражнения для коррекции:

    • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
    • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
    • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
    • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
    • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
    • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
    • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

    Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

    Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

    Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

    Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

    Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

    Способы профилактики

    Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

    Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

    Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов - их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

    Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

    Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

    Симптомы дискалькулии

    1. Ребенок не понимает структуру числа;
    2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
    3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
    4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
    5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
    6. Не может запомнить математические термины.

    Причины дискалькулии

    1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими примерами.
    2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
    3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

    Коррекция дискалькулии

    Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях. Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие). Они проводят комплексный курс коррекции дискалькулии, развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля.

    Загрузка...