docgid.ru

Темы бесед с подростком о вреде алкоголя. Беседа "О вреде алкоголя. наркомании". Нет – алкогольной зависимости

Классный час «Алкогольная трясина»

Час общения, посвященный алкогольной зависимости

Цели : расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать коммуникативные навыки и умения.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа : распределить роли: врачи (3 ученика), провокатор (1). Обеспечить их текстами.

Оформление : написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок «Алкогольный яд».

III. Творческие задания по теме «"Дорогие" алкоголики».

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок».

V. Упражнение «Умей сказать "нет"».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

II. Информационный блок «Алкогольный яд»

Классный руководитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат (имена, фамилии).

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсическим - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают б степеней опьянения.

Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Первая группа:

Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Вторая группа:

Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти!

Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Четвертая группа:

Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок»

Классный руководитель. Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из их личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы детей.)

Кто не определился? (Дети поднимают руки.)

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Дебаты - это обсуждение вопроса с двух противоположных позиций. Побеждает в дебатах тот, кто более убедительно, доказательно отстаивал свою точку зрения. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился. Приглашаю к доске группу экспертов (называет имена 5-6учеников).

(Эксперты выходят к доске.)

Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да». (Дети приводят аргументы.)

Теперь слушаем, что скажет группа «Нет». (Дети приводят аргументы.)

Даю еще 5 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Свои контраргументы выдвигает группа «Нет». Только не все сразу, а по одному. (Дети высказываются.)

Что скажет в ответ группа «Да»?

(Учитель предоставляет слово группам, следя за тем, чтобы от каждой группы выступил только один ученик.)

И в заключение - слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?

Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит.

Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум.

Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.

Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботятся!

Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»

Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя.

Это случается очень редко.

Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник.

Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но, действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются.)

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

Ну что, слабо? Боишься выпить?

Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

Выпей! Ты уже не маленький!

Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

Беседа на тему:

«О вредеупотребления алкоголя, наркотиков и курения».

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Негашева Е. А.

Г. Новошахтинск

2013 год

О вреде алкоголя

Алкоголь присутствует в жизни почти каждого человека. Кто-то пьет по праздникам, кто-то любит отдохнуть с порцией алкоголя в выходные дни, кто-то злоупотребляет горячительными напитками постоянно. Алкоголь оказывает беспрецедентное влияние на организм человека, нанося вред в любых дозах. Если попытаться спросить, чем вреден алкоголь, большинство не сможет дать исчерпывающий ответ. Итак, алкоголь не безопасен для организма. Начнем с кровеносной системы.

Подачу кислорода по сосудам регулируют, мириады эритроцитов, которые имеют некоторое жировое покрытие. Под воздействием спиртосодержащих жидкостей, попавших в организм, спирт проникает в кровь, обезжиривая эритроциты. Потерявшие свои эластичные и скользящие свойства, эритроциты, начинают процесс слипания между собой. Образовавшийся сгусток, подобно снежному шару, с продвижением вперед, наматывает на себя все больше и больше эритроцитов. Тем самым приток кислорода по капиллярам и сосудам сокращается или прекращается совсем.

Основной вред, причиняемый сгустками эритроцитов, наносится головному мозгу, у которого из-за недостатка кислорода начинается отмирание клеток.

Но не только мозг подвержен опасному воздействию алкоголя. Весь организм подвержен кислородной недостаточности. Из-за закупорки сгустками сосудов, поток крови, обогащенной кислородом, перестает поступать ко всем органам и тканям нашего организма.

Видя, когда человек употреблявший алкоголь падает и засыпает, мы списываем это, просто на состояние алкогольного опьянения. Но не все так просто. У упавшего от алкогольного влияния человека, наступает, в каком-то роде коматозное состояние, вызванное закупоркой сосудов. От нехватки кислорода, организм не поддается контролю и у человека подкашиваются ноги, речь становится неразборчивой. Гипоксия мозга, которая и вводит человека в состояние «не стояния», не что иное как кислородное голодание. Организм, испытывающий нехватку кислорода, чтобы продлить свое существование, приостанавливает обмен веществ и уменьшает движение мышц и суставов.

При употреблении алкоголя, уровень интеллекта начинает падать. Любое употребление алкоголя сопровождается отмиранием клеток головного мозга. Процесс привыкания к алкоголю, протекает незаметно, но при регулярном употреблении алкоголя, сам того не замечая, человек начинает деградировать как личность и теряет интерес к жизни, становится зависимым от алкогольных напитков. Хочется упомянуть, что безвредной дозировки алкоголя не бывает.

У людей пьющих, особенно злоупотребляющих алкоголем, сердечнососудистые болезни разных видов наблюдаются примерно в два с половиной раза чаще, нежели у тез, кто спиртного не употребляет. Первое место по распространенности принадлежит алкогольной кардиомиопатии, для которой характерны частые боли в области сердца и учащенным сердцебиением – тахикардией. Так же симптомами этого недуга являются повышенная утомляемость человека, сниженная трудоспособность. Все проявления болезни имеют характер постепенного нарастания. Сердечная мышца, очень дряблая, потерявшая свою былую упругость перестает в полной мере справляться с повышенными нагрузками – ведь большая ее часть состоит не из сердечной мышцы, а из соединительной ткани, которая не является работоспособной. Одышку может вызвать легкий бег, быстрая ходьба и даже медленный подъем по лестнице. Дальше – еще хуже. Одышка уже появляется и при спокойной ходьбе, а потом уже даже при состоянии абсолютного покоя. И вот так, как бы исподтишка происходит развитие сердечной недостаточности, начинается аритмия сердца, или, например, такие страшные вещи, как фибрилляция и трепетание предсердий, нарушение проводимости импульсов, которые вызывают сокращение сердечной мышцы.

Так же, на основе работы с множеством пациентов, страдающих от болезней сердечнососудистой системы, было доказано и то, что у лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, течение болезни проходит намного острее чем у тех, кто спиртного не употребляет. В самую первую очередь это касается ИБС (Ишемическая Болезнь Сердца). А инфаркты миокарда у людей, злоупотребляющих алкогольными напитками, куда более обширны и глубоки. Да и у гипертонии есть родство с употреблением спиртных напитков.

Известный врач из Германии Крепелин в начале двадцатого века делал записи своих исследований. В частности, в этих записях указывался один любопытный факт.

Запись гласила, что алкоголь не так уж и страшен так как более половины населения планеты – женщины, а они к алкоголю практически не причастны. Но если среди женщин алкоголизм пустит корни, то новому поколению просто не поздоровится, а то и вовсе будет грозить полная гибель. Вот такое вот пророчество.

Доктор Крепелин, без сомнения, был прав. Алкоголь, как показали исследования, очень пагубно воздействует на половые клетки, не дает им планомерно развиваться, делает их не жизнеспособными. Да и другие непоправимые изменения в половой системе алкоголь тоже делает. Именно из-за этих изменений пьющие женщины нередко навсегда теряют возможность стать матерями, а мужчины – отцами. Давайте не будем ни на минуту забывать о том, что невоздержанность к алкогольным напиткам часто оборачивается своей теневой стороной, но только не сразу а через многие годы, тогда, когда уже дети готовятся стать отцами и матерями. И вот тут выясняется, что не дано им самим стать родителями. А заслон поставил порок родителей, и вот уже молодой человек желая стать отцом – не может, как и девушка – не станет матерью. Ученые все чаще пишут про этот «отзвучавший эффект» и про то, чем он опасен.

Многие девушки в ответ на всевозможные предупреждения говорят в свою защиту: «Да моя знакомая пила, и нездоровый образ жизни вела, но вот, забеременела и ребенка ждет». Да, пьющая женщина забеременеть, конечно может. Но только при такой ситуации сценарий беременности не обязательно прост и гладок. Часто у пьющих матерей наблюдают токсикозы, инфекции, прочие осложнения. Роды же могут начаться и раньше срока, что крайне нежелательно.

Вообще, если говорить о двух таких понятиях, как алкоголь и потомство, то сразу же на ум приходит ответ – «Абсолютно не совместимы!». И лучше было бы, чтобы все, кто желает завести здоровых, полноценных нормальных детей, запомнили это. Если конечно есть желание, чтобы в семье появился крепкий, здоровый, талантливый и красивый во всех отношениях продолжатель рода. Нельзя забывать, что в самую первую очередь здоровье сына или дочери зависит от того, насколько здоровый образ жизни у родителей, как отца, так и матери.

Печень человека, как это известно, играет немаловажную роль при регуляции противосвертывающей и свертывающей систем крови. У людей, употребляющих алкоголь, по разному выражается отсутствие этого равновесия. У одних сворачиваемость крови сходит на нет и при малейшем ранении у них случаются сильные кровотечения, которые нелегко остановить. У других свертываемость становится настолько сильна, что в их кровеносных сосудах образуются тромбы, что может привести к закупорке сосудов.

Исследования. Проведенные за последнее десятилетие позволяют выявить взаимосвязь между систематическими выпивками спиртного, даже не обильными, и уровнем поражения печени после этих выпивок. По свидетельству многочисленных, полученных опытным путем данных: развитие в организме жировой дистрофии печени при регулярном употреблении спиртного в среднем развивается в срок от пяти до десяти лет, в зависимости от того, насколько пациент злоупотреблял алкоголем. А уже через пятнадцать – двадцать лет наблюдается активное развитие цирроза печени. Стоит ли задуматься над этими данными? Конечно же, да!

Вред курения на организм человека:

Курение вредит здоровью

Ежегодно в мире от болезней, вызванных курением, умирают около пяти миллионов человек. Только в России никотин каждый день уносит тысячу жизней.

    Курение закупоривает артерии и вызывает сердечные приступы и инсульт. Частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего, а доставка кислорода к тканям значительно снижена, так как сосуды сужены.

    Курение, основной фактор риска заболеваний органов дыхания: хронического обструктивного заболевания легких (хронический бронхит и эмфизема), пневмонии.

    Табак и табачный дым содержат более 3000 химических соединений, более 60 из которых являются канцерогенными, то есть способными повредить генетический материал клетки и вызвать рост раковой опухоли. Давно доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90 % всех случаев.

    Под влиянием курения снижается также и острота зрения. Ученые многие годы говорили о вреде курения для глаз, но только современные исследования смогли подтвердить горькую для курильщиков правду: содержащиеся в сигарете вещества действительно опасны для зрения, из-за них нарушается кровоснабжение сосудистой оболочки и сетчатки глаза. Каждому курильщику, а особенно тем, у кого за плечами большой стаж курения в любой момент грозит образование закупорки сосудов, а от этого можно полностью лишиться зрения.

    Существуют заболевания, вызываемые в основном только курением. Это – облитерирующий эндартериит (заболевание сосудов ног). Происходит сужение сосудов и приток крови к тканям и клеткам сильно нарушается. Самое страшное последствие этого заболевания – ампутация конечности (ей). Как свидетельствуют российские медики, каждый год в нашей стране производятся около 20 тысяч операций по ампутации ног из-за облитерирующего эндартериита.

    Клинические испытания, проводимые в течение последних лет, доказали, что кожа курящего человека стареет быстрее, чем некурящего. Например, показано, что кожа сорокалетней женщины, курящей много лет, может быть такой же разрушенной как кожа семидесятилетней некурящей. Доктора называют вид таких изменений человеческой кожи синдромом «табачного» лица.

    У курящих мужчин в 3 раза чаще встречаются случаи импотенции по сравнению с не курящими. Так и женщины, которые курят страдают фригидностью в 2,5 раза чаще по сравнению с некурящими. Это связано с тем, что никотин способствует сужению сосудов половых органов.

    Курение наносит вред не только физическому, но и психологическому здоровью человека. Курильщики нервно истощены больше, чем другие. Они расшатывают свою нервную систему, живя от сигареты до сигареты и готовы вспыхнуть не то чтобы по ничтожному, но по незначительному поводу. Вследствие нарушения правильного течения нервных процессов человек становится раздражительным, неуживчивым, у него развивается, как говорят, «тяжёлый характер»

    Вред наркотиков

    Ни для кого не секрет, что наркотики это яд. Независимо от принимаемого количества, они наносят непоправимый ущерб нашему здоровью. Наркотики, благодаря своему действию на психику, чаще всего это состояние эйфории, бодрости, ощущение повышенного эмоционального и физического тонуса, получили распространение по всему миру. По статистическим данным разных стран, общее количество людей, употребляющих запрещенные наркотики, составляет более 20% всего населения планеты. Резкое повышение популярности наркотиков произошло в середине ХХ века, среди сторонников очень популярного в то время движения хиппи, которое зародилось в США в 60-х годах прошлого века, тогда миллионы человек по всей Америке начали употреблять марихуану, в последствии подобная мода распространилась и по всей Европе и Азии, а за марихуаной ошибочно закрепилась репутация легкого наркотика, который почти безвреден.

    Конопля, кокаин, ЛСД, героин, экстази, метадон - самые известные и ходовые, хотя на самом деле существует очень много видов наркотиков, они разрушают практически все органы и системы организма, больше всего страдают мозг, печень, почки, сердце, репродуктивные органы. Средняя продолжительность жизни наркомана, при постоянном употреблении наркотиков внутривенно, примерно 6-8 лет, потом чаще всего не выдерживает печень (цирроз печени очень часто встречается у героиновых наркоманов) либо сердце.

    Многое зависит от того в каком возрасте, в каких дозах, с какой периодичностью и какой вид наркотиков употребляется. Нередко люди погибают от несчастных случаев в состоянии наркотического опьянения, кончают жизнь самоубийством, или умирают от передозировки, и чаще всего цель в жизни наркомана одна - достать дозу.
    Самая распространённая причина, по которой люди начинают употреблять наркотики, это жажда новых ощущений, стремление убежать от скучной серой жизни, забыть о проблемах, снять стресс, но когда "кайф" проходит нередко появляется состояние депрессии, апатии, безысходности. Желание снова употреблять наркотики, с каждой новой дозой становится все сильнее, у зависимых от наркотиков людей появляются ломки (Абстинентный синдром), и чем чаще употребляет человек наркотики, тем быстрее и острее она проявляется.

Когда заканчивается действие очередной дозы, организм требует еще, зависимого человека не покидает мысль, где достать еще дозу наркотика, появляется нервная дрожь, холодный пот, судороги, немеют конечности, часто появляется понос, тошнота, боли в суставах и мышцах, головные боли, головокружения, бессонница, человек становится эмоционально нестабильным, раздражительным, легко впадает в ярость, становится склонным к насилию и это не полный список всех симптомов, которые может испытывать зависимый от наркотиков человек во время ломки.

Сами наркоманы описывают состояние ломки как, пронзающая мышцы боль, выкручивающая суставы, выворачивающая внутренности и расплавляющая мозг....

Состояние ломки может длиться довольно долгий период, от нескольких дней до 2-3 месяцев, в зависимости от вида наркотика, восприимчивости организма, и стадии запущенности наркотической зависимости. Нередко у наркоманов происходят психозы, чаще всего после длительной ломки, затуманивается сознание, часто возникают галлюцинации, провалы в памяти, множество самоубийств происходит в состоянии психоза вызванного наркотиками, чаще всего под воздействием необоснованного страха, иногда спонтанного желания уйти из жизни. Некоторые наркотики вызывают эффект самовнушения, человек сам себя убеждает, что всё, что происходит в его голове происходит и в реальной жизни, в этом случае любая неприятная мысль может стать причиной для самоубийства, или насилия в отношении других людей.

Рост числа людей употребляющих наркотики не может не сказаться и на последующих поколениях, у людей употребляющих наркотики очень часто рождаются нездоровые дети, с серьезными физическими дефектами, хроническими болезнями, серьёзными патологиями, число выкидышей достигает 50%. Очень часто родители наркоманы отказываются от своих детей, либо их лишают права их воспитывать.

Особую тревогу вызывает тот факт, что возраст людей употребляющих наркотики становится всё ниже, согласно статистическим опросам в России почти 40% школьников возраста 12-13 лет пробовали в своей жизни те или иные наркотики (в том числе табак и алкоголь), в Европе почти 30% лиц в возрасте 15 лет пробовали запрещенные наркотики. Во многих случаях баловство легкими наркотиками в дальнейшем перерастает в более серьезную зависимость от наркотиков, которые гораздо сильнее и опаснее.

Сейчас по всему миру наркотики считаются вне закона, ежегодно силовыми структурами по всему миру конфискуются сотни тонн наркотических средств, сжигаются километры конопляных полей, арестовываются сотни наркоторговцев, создаются центры реабилитации наркоманов, но несмотря на всё это, количество наркотиков растёт с каждым днём, как и количество людей желающих их употреблять. Главная ошибка таких людей состоит в том, что они верят в то, что наркотики принесут им счастье, сделают их жизнь более весёлой и насыщенной, но вскоре понимают что ошибались, и далеко не у каждого находятся силы вернуться обратно к нормальной жизни.... жизни без наркотиков .

Алкоголизм - это болезнь (занятие из тематического цикла бесед «Береги свою жизнь и здоровье»)

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм - это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм - это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

III. Основная часть.

Обсуждение вопросов:

Отношение к человеку, больному алкоголизмом;

Как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

Может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

Может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства - домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

В общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

Ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

Выводы:

У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это - болезнь.

В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому - 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

Средний возраст
Беседа – размышление «Алкоголизм и здоровье»
Цель : пропаганда здорового образа жизни.

Задачи :
- формировать негативное отношение к алкоголю;
- помочь сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред;
- способствовать выбору детьми здорового образа жизни.

Организационный момент : рассматривание плакатов на тему «Вредным привычкам – нет!»
Ход занятия :
В глубокой древности человек познакомился с необычайным веселящим действием некоторых напитков. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далёкие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели. Алкоголь - яд для любой живой клетки. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжёлым заболеванием. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени. Опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестаёт быть осторожным.
Конкурс пословиц:
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Что у трезвого на уме - у пьяного на языке.
- Пьянство разрушает рассудок и совесть.

Оздоровительная минутка:
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.

Упражнение «Гора» (для осанки):
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. «Молодцы!»
Чтение: «Сказка про алкоголь».
Обсуждение сказки.
- Кто приехал в город поздним вечером? -Что привёз с собой спутник? -Чем он стал торговать в городе? -Какие странные вещи стали происходить в городе после приезда чужеземца и почему? -Что решили сделать жители города по совету мудрецов и зачем? Понять, болен ли человек алкоголизмом, можно: есть очевидные ранние симптомы этого заболевания: 1. У человека возникает патологическая тяга к спиртным напиткам. 2. Человек перестаёт контролировать количество выпитого. Мозг привыкает к борьбе с алкоголем. С каждым разом алкоголик начинает употреблять всё больше и больше спиртного. С другой же стороны, пьянеет он от всё меньших доз. Поскольку мы говорим о здоровье, необходимо предупредить о том, как спиртное сказывается на организме. Алкоголизм оказывает отрицательное воздействие на пищеварительную систему: могут возникнуть гастрит, язва желудка, гепатит, цирроз печени, аритмия сердца, человек становится раздражительным, быстро утомляется, могут возникнуть психические заболевания, помрачнения сознания, зрительные и слуховые галлюцинации. И уж, конечно, пьяный, алкоголик, не способен качественно сделать никакую работу - ни физическую, ни умственную. Кому нужен такой работник, специалист! Вывод: употребление алкоголя - это «добровольное безумие, фактически нет причин для его употребления. Алкоголь не может помочь решить какие-либо проблемы, а только усугубляет ситуацию. Подросток должен понять, что приобщаться к взрослому миру и до достижения возраста 18 лет пить недопустимо (нарушение закона); лишь став взрослым, решить для себя, как относиться к алкоголю. Итог занятия: Пьющие люди не способны адекватно мыслить и принимать правильные решения, в состоянии алкогольного опьянения склонны совершать правонарушения. Алкоголь – это яд. Спорт, гигиена, питание, режим, закаливание – все это слагаемые активного и здорового образа жизни, а значит, это и есть истинные друзья нашего здоровья. А вот будем мы здоровы или нет зависит полностью от нас. Литература:
1. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа. Курс лекций и программ под ред. А.В.Ляховича. – М., 1991
2. Основы здорового образа жизни / И.И.Соковня-Семёнова. Вып. 2 – М., 1997
3.

Главная » » Октябрь » » Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя

Приложение 2

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя (в помощь классным руководителям и воспитателям)

Проведение бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.

Беседы по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению , как правило, проводятся во внеурочное время. Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности , о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.

Первое направление — медико-биологическое. Оно предусматривает раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала поражающем психику, а затем и все органы и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам .

Второе направление — нравственно-этическое. Оно предусматривает раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвредности и допустимости так называемого .

Третье направление — социально-экономическое. Оно предусматривает раскрытие того урона, который наносит пьянство и алкоголизм народному хозяйству (снижение производительности труда, увеличение непроизводительных расходов, производственный, дорожный и бытовой травматизм и т. д.).

Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного .

Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжения.

Предлагаемые темы отобраны с учетом возрастных особенностей школьников и уровня их подготовленности. Беседы (и лекции) построены по концентрическому принципу: на начальных этапах даются самые общие представления, а в дальнейшем они расширяются и детализируются.

К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией диафильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).

Учитель, классный руководитель, планируя проведение бесед по антиалкогольной тематике в соответствии с настоящими рекомендациями, может использовать варианты названий, объединять под общим названием различные аспекты общих проблем здорового образа жизни, правомерного поведения, активного отношения к жизни, готовности к будущей семейной жизни. Он должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах. Не следует также опасаться открытой критики со стороны учащихся содержания антиалкогольной информации, дискуссии, поскольку это свидетельствует об их заинтересованном отношении к обсуждаемым проблемам и будет способствовать выявлению глубоко коренящихся в сознании учащихся контраргументов.

Особую ценность представляет отношение к учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а как к активным участникам всенародной борьбы за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.

Тематика и содержание бесед для учащихся I—IV классов

I. Зачем люди пьют вино?

1)Понятие об алкоголе и его действие на человека.

2)Причины употребления алкогольных напитков.

3)Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.

II. Вино — причина многих несчастий

1)Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим (ухудшается здоровье, снижаются результаты труда, ухудшаются взаимоотношения в семье, часто происходят несчастные случаи в быту и на производстве).

2)Учащимся следует отрицательно относиться к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.

III. Борьба с пьянством — задача всех советских людей

1)Борьбу с пьяницами должны вести все советские люди.

2)Борьба нашего государства с употреблением алкогольных напитков — проявление заботы о здоровье граждан, о подрастающем поколении.

Тематика и содержание бесед для учащихся V—VIII классов

I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться

1)Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

2)Употребление алкоголя — одна из наиболее вредных привычек.

3)Употреблять алкоголь некоторых людей побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.

4)Каждый советский человек должен бороться с алкогольным злом; роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (май, 1985).

II. Во что обществу обходится пьянство?

1) Употребление алкоголя наносит огромный ущерб народному хозяйству, общественному производству, экономике страны.

2)Употребление алкоголя — частая причина распада семьи.

3)Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

III. Употребление алкоголя и здоровье

1)Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека, на производительность труда и достижения в спорте (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

2)Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

IV. Формирование алкоголизма

1)Опьянение — особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

2)В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба — привычка — болезнь).

3)Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

4)Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

5)Алкоголизм — тяжелое психическое заболевание.

V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример

1)Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими; свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинства.

2)Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни

1)Трезвый, здоровый образ жизни — залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

2)Употребление алкоголя ведет к болезням и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения

1)Понятие о правонарушениях и формы правовой ответственности за них.

2)Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения — нарушение общественного порядка.

3) За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?

Диспут: Коллектив и компания. В чем различия?

Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как ты поступишь?

Тематика и содержание бесед для учащихся IX—XI классов

I. Роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»в борьбе советских людей с алкогольным злом (май, 1985)

1)Основные положения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»; постановление ЦК КПСС — новый этап в борьбе социалистического общества с алкогольным злом.

2)Борьба с пьянством и алкоголизмом — всенародное дело; каждый советский человек, в том числе и учащиеся, должен хорошо знать свои задачи в борьбе с алкогольным злом.

II. От вредной привычки к болезни

1)Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.

2)«Культурное» потребление алкоголя — пьянство — алкоголизм — звенья единой цепи.

3)В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.

4)Особенности подростково-юношеского пьянства и алкоголизма; употребление алкоголя в подростково-юношеском возрасте особенно быстро ведет к деградации личности.

III. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие

1)Семья, где хотя бы один из ее членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

2)Употребление алкоголя одним из супругов — частая причина распада семьи.

3)Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

IV. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями

1)Природа алкогольных обычаев и традиций.

2) Западные идеологи стремятся навязать советским людям

буржуазные стереотипы поведения; алкоголь в системе «западного» образа жизни.

3) Преодоление алкогольных обычаев и традиций — необходимое условие полной победы над алкогольным злом.

V. Алкоголь и жизненные перспективы человека

1)Употребление алкоголя делает невозможным осуществление человеком его жизненных планов.

2)Употребление алкоголя препятствует овладению профессией, ведет к утрате трудовых навыков.

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя

Загрузка...