docgid.ru

Особенности дыхания детей: правильно ли дышит ваш ребенок? Узнаем, правильно ли дышит ребенок. Нормальное дыхание малышей

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.


Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  • При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  • Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  • Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.


Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостьюили невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги. Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно. Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

329. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

330. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

331. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

2) податливость хрящей *

332. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:

1) слабые развития мышечных и эластичных волокон *

2) узкий просвет бронхов *

3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

4) недоразвитие хрящевого каркаса *

5) хорошее сопротивление спадению бронхов

333. Особенностями лёгочной ткани у детей раннего возраста являются:

1) обильное развитие кровеносных сосудов *

3) недостаточное развитие ацинуса *

4) хорошая воздушность лёгочной ткани

5) недостаточное количество альвеол *

6) широкие бронхи

334. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:

1) тонкой стенкой грудной клетки *

2) узостью носовых ходов

3) примесью ларингеального дыхания *

4) широким просветом бронхов

5) малой воздушностью легочной ткани *

335. Пуэрильное дыхание у детей выслушивается в возрасте:

1) с рождения до 4 лет

2) с 6 мес. до 5-7 лет *

3) с 1 года до 8 лет

4) с 6 мес. до 12 лет

336. С какого возраста соотношение частоты дыхания и пульса составляет 1:4:

2) с 1 года *

337. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:

1) недоразвитием дыхательного центра

2) отсутствием коллатеральной вентиляции *

3) хорошим кровоснабжением лёгких

4) узостью бронхов *

338. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируется доля лёгкого:

1) верхняя *

2) средняя

3) нижняя *

339. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 1 месяц:

340. Частота дыхания у ребенка в 1 год в среднем составляет:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-35 в 1 мин *

3) 35-40 в 1 мин

4) 40-50 в 1 мин

341. Частота дыхания у ребенка 5 лет в среднем составляет:

1) 17-22 в 1 мин

2) 23-30 в 1 мин *

3) 31-35 в 1 мин

4) 36-42 в 1 мин

342. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 10 лет:

343. Шум трения плевры:

1) выслушивается в обе фазы вдоха *

2) на высоте вдоха

3) образуется в альвеолах

4) исчезает при надавливании стетоскопом на грудную клетку *

5) исчезает после покашливания

344. Колебания частоты дыхания у доношенных новорожденных в покое составляют:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-50 в 1 мин *

3) 40-60 в 1 мин

4) 60-70 в 1 мин

345. Эффективность системы внешнего дыхания определяется процессами:

1) вентиляцией альвеолярного пространства *

3) диффузией газов через мембрану *

4) активностью окислительных ферментов

5) активностью дыхательного центра

346. Начало формирования ацинусов во внутриутробном периоде относится к:

1) 24 неделе *

2) 16-20 неделе

3) 28-30 неделе

4) 35-36 неделе

5) 4-й неделе

347. Частота дыхания годовалого ребенка:

348. Преобладающий тип дыхания у девочек в пубертатном периоде:

1) брюшной

2) грудной *

3) грудо-брюшной

4) диафрагмальный

5) реберный

349. Трахея почти полностью сформирована к:

1) к рождению *

2) к 5 годам

3) с возрастом происходит некоторое увеличение размеров трахеи

5) к 12 годам

350. Какие сегменты легкого у ребенка первого года жизни вентилируются хуже:

351. Относительная редкость носовых кровотечений у ребенка первого года жизни объясняется:

1) слабой васкуляризацией

2) сухостью слизистой оболочки

3) отсутствием нижнего носового хода

4) недоразвитием кавернозной части подслизистой ткани *

5) мягкостью хрящей

352. Частота дыхания ребенка 5 лет за 1 мин.:

353. Легкость расстройства капиллярного легочного кровотока у детей объясняется:

1) обильной васкуляризацией *

2) недостаточным развитием эластической ткани

3) наличием шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства *

4) слабым развитием мускулатуры

354. Время формирования нижнего носового хода у ребенка:

1) к рождению

3) к 7 годам

4) к 4 годам *

5) к 15 годам

355. У здоровых детей в покое частота дыхания колеблется в пределах:

5) 25% от средневозрастной нормы

356. Легочная ткань новорожденного отличается:

1) обильным развитием соединительной ткани

2) обильным развитием кровеносных сосудов *

3) хорошо развитой эластической тканью

4) недостаточным развитием эластической ткани *

5) развитыми альвеолами

357. Пуэрильное дыхание, свойственное здоровым детям, выслушивается до:

1) 5 - 6 месяцев

2) 1 - 1,5 лет

3) 2 - 2,5 лет

4) 5 - 7 лет *

358. Формирование гайморовой пазухи заканчивается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 12 годам

5) к 7 годам *

359. Меньшая глубина дыхания у детей объясняется:

1) недостаточным развитием мускулатуры

2) лучшей переносимостью гипоксии

3) небольшой массой легких *

4) особенностями строения грудной клетки *

5) незрелостью дыхательного центра

360. Соотношение дыхание/пульс у детей на 1-ом году:

361. Воронкообразная форма гортани, узость голосовой щели, богатство слизистой оболочки кровеносными и лимфатическими сосудами сохраняются до:

362. Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно вследствие:

1) недоразвития носовых ходов

2) недоразвития челюсти

3) оттеснения надгортанника большим языком *

4) мягкости надгортанника

5) отсутствия зубов

363. Формирование решетчатых пазух носа заканчивается:

1) к рождению

3) к 15 годам

4) к 7 годам *

5) к 12 годам *

364. Образование сурфактанта, покрывающего альвеолы, происходит внутриутробно в сроки:

1) 16-20 недель

2) 24-35 недель *

3) 36-38 недель

4) 39-40 недель

365. В основе пуэрильного характера дыхания лежат:

1) узость бронхов *

2) значительное развитие интерстициальной ткани *

3) недоразвитие мышц бронхов

4) мягкость бронхиальных хрящей

5) сухость слизистой оболочки

366. Крипты в небных миндалинах развиты хорошо:

1) к 3 годам

2) к рождению

3) на первом году

5) к 4-10 годам *

367. Формирование альвеол заканчивается:

1) к рождению

2) к 2 месяцу

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 8 годам *

368. Различие в строении гортани у мальчиков и девочек обнаруживается с:

369. У ребенка раннего возраста легкость смещения трахеи объясняется:

1) нежностью слизистой оболочки

2) обильной васкуляризацией

3) недоразвитием эластической ткани

4) мягкостью хрящевого каркаса *

370. Аритмичность дыхания у детей первого года жизни объясняется:

1) незрелостью медуллярной части дыхательного центра

2) незрелостью апноэтической части дыхательного центра

3) незрелостью пневмотаксической части дыхательного центра *

4) недоразвитием дыхательной мускулатуры

5) особенностями строения грудной клетки

371. Возникновению ателектазов легких при заболеваниях грудных детей способствуют:

1) недоразвитие дыхательного центра

2) недоразвитие эластической ткани *

3) отсутствие коллатеральной вентиляции *

4) узость просвета бронхов *

5) гиперсекреторная реакция слизистой бронхов при воспалении *

372. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха рентгенологически обнаруживается:

при рождении

1) с 3 месяцев *

373. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются:

1) усиленным кровоснабжением

2) усиленной мышечной работой

3) учащением дыхания *

4) усилением активности ферментов

5) повышением коэффициента использования кислорода

374. В какие доли и сегменты легкого чаще всего попадает инородное тело:

1) верхняя доля слева

2) 10-й сегмент

3) средняя доля

4) 8-й сегмент

5) нижняя доля справа *

375. Развитие эластической ткани легкого завершается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 12 годам *

376. В механизме первого вдоха имеют значение:

1) снижение рО 2 *

2) повышение рСО 2 *

3) раздражения кожных рецепторов температурные

4) болевые раздражения

5) ацидоз *

377. С какого возраста возможно измерение жизненной емкости легких у ребенка:

2) с 5 лет *

1) богаты лимфоидной тканью *

2) обильно кровоснабжаются *

3) кровоснабжаются скудно

4) бедны лимфоидной тканью

5) утолщенные

379. Небные миндалины не выходят из-за дужек:

1) к 15 годам

2) к 5 годам

3) у новорожденных

5) на первом году *

380. При проверке симптома Кораньи у здорового ребенка школьного возраста укорочение звука получают над:

1) вторым грудным позвонком

2) первым грудным позвонком

3) третьим грудным позвонком

4) четвертым грудным позвонком *

5) пятым грудным позвонком

381. Лобная пазуха у ребенка:

1) к рождению отсутствует *

2) к рождению развита слабо

3) начинает развиваться с 7 лет *

4) формирование заканчивается к 10 годам

5) формирование заканчивается к 15 годам *

382. Когда увеличиваются длина и ширина носовых ходов у ребенка:

2) к 2 годам

3) по мере увеличения лицевых костей *

4) по мере прорезывания зубов *

5) к 12 годам

383. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига:

3) с 5 лет *

384. Созревание бронхолегочной ткани заканчивается:

1) к 5 годам

2) к 3 годам

3) к 12 годам *

4) к 7-8 годам

5) к 15 годам

385. Решетчатая придаточная пазуха носа рентгенологически может быть обнаружена:

2) при рождении

3) к 3 месяцам *

4) к 2 годам

5) к 7 годам

386. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

2) нежность слизистой оболочки *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

5) несформированный нижний носовой ход *

387. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра *

3) с гипоксией дыхательного центра

4) со слабостью сокращения диафрагмы

388. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

1) хорошее развитие эластической ткани

2) податливость хрящей *

4) нежность слизистой оболочки *

389. Развитию обструкции бронхов при заболеваниях детей раннего возраста способствуют:

1) недоразвитие хрящевого каркаса и эластических волокон *

2) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

3) узость просвета бронхов *

4) гиперсекреция слизи *

5) отсутствие коллатеральной вентиляции

390. Поверхностный характер дыхания (малый дыхательный объем) у детей раннего возраста обусловлен:

1) наклонным положением ребер

2) ограниченными экскурсиями грудной клетки *

3) слабостью дыхательной мускулатуры *

4) небольшой массой легких *

5) большей частотой дыхания

391. Неустойчивый ритм дыхания в первые месяцы жизни у здоровых детей проявляется:

1) неравномерностью пауз между вдохом и выдохом *

2) чередованием глубоких вдохов с поверхностными *

3) кратковременным апноэ во сне *

4) апноэ более 20 сек во сне

5) лабильностью ритма при нагрузке *

392. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности II степени характеризуются следующим:

1) МОД увеличивается *

2) МОД снижается

3) ЖЕЛ снижена, более чем на 40% *

4) объем дыхания и резерв дыхания снижены до 50% и менее нормы *

5) дыхательный эквивалент повышен *

393. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности I степени:

1) МОД не изменен

2) МОД повышен *

3) ЖЕЛ, резерв дыхания нормальный

4) объем дыхания несколько снижен *

5) дыхательный эквивалент повышен

Показателем здоровья малышей и одним из способов контроля над тем, как работают внутренние органы карапузиков, является частота дыхательных движений (ЧДД). Это своеобразный медицинский показатель, увидеть значения которого можно, подсчитав цикличные дыхательные движения за установленный отрезок времени. Как правило, это одна минута. Какова же норма частоты дыхания у детей? Узнать ответ можно из этой статьи.

Считаем вдохи малютки

Именно благодаря методу определения частоты дыхательных движений доктора могут отметить дееспособность грудной клетки и брюшной стенки малыша, тип его дыхания (грудной, брюшной либо смешанный), а также глубину, ритмичность и возможное отклонение от нормы.

Во время каждого осмотра детский доктор должен проводить все необходимые процедуры и измерения. Одним из них является подсчет вдохов карапузика за одну минуту. Все это довольно просто сделать, а информация несет огромное значение. Из этих подсчетов можно узнать, в каком состоянии находится дыхательная система малыша, как работает сердечная система.

Подсчитать частоту дыхания своего малютки мама вполне может самостоятельно, не прибегая к помощи медиков. Только вот разобраться с полученной информацией ей будет гораздо труднее. Норма частоты дыхания у детей совсем не такая (и это нормально!), как нормативы взрослого человека. Потому что здесь есть прямая связь с некоторыми анатомическими особенностями строения организма малыша.

Как работает дыхательная система?

При первом крике новорожденного крошки возникает его первый вдох. До этого очень важного в его жизни момента все дыхательные органы находятся в неактивном состоянии. Постепенно они развиваются, и когда малыш находится на своем первом, девятимесячном этапе внутриутробного развития, растут вместе с ним. Кислород кроха получает через плаценту от маминой крови к своей.

Есть несколько параметров уникальности дыхательных путей (носовых путей) малыша:

  • их небольшая длина;
  • анатомическая узость;
  • внутренняя поверхность очень нежная, обладающая большим количеством сосудов, которые переносят лимфу и кровь.

Поэтому, как только появляются хоть малюсенькие катаральные проявления, они способны перерасти (как это бывает практически всегда) в отек носовой слизистой, а просвет носовых проходов закупорится. За очень короткий промежуток времени разовьется отдышка, появятся приступы нарушения дыхания (потому что малыши пока еще не умеют дышать ротиком).

Младенческая легочная ткань

К особенностям ткани легких у малышей можно отнести следующие:

  • легкие по объему небольшие;
  • количество сосудов велико;
  • ткань легких пока еще слабо развита.

Родители должны обращать внимание на малейшее изменение в дыхании своего ребенка и сразу же обращаться к доктору.

Ведем точный подсчет

Чтобы узнать, какова норма частоты дыхания у детей, можно заглянуть в таблицу, в которой указаны все данные. Но прежде можно подсчитать количество дыхательных движений в домашних условиях. Сделать это совсем не сложно. Какие-то особые навыки маме не понадобятся. Методика подсчета такова:

  • взять часы, имеющие секундную стрелку, или обычный секундомер;
  • когда измеряются дыхательные движения, малыш должен быть абсолютно спокоен и находиться в позе, в которой ему удобно. Если карапузики совсем маленькие, то частота дыхания у детей во сне измеряется намного удобнее и для них, и для мам. Еще один вариант — измерять, когда кроха максимально отвлечен от этой процедуры;
  • мама должна помнить, что ЧСС и ЧДД (пульс и частота дыхания) у малышей до годика в два-три раза выше, чем у взрослого человека;
  • чтобы провести исследование, мама должна поместить свою руку на животик или визуально постараться определить частоту вдохов;
  • продолжительность подсчета всего одна минута (длительность связана с ритмичным циклом дыхания);
  • чтобы точность подсчетов была как можно больше, доктора предлагают сделать это исследование трижды, а потом вычислить среднее значение.

Согласно этой методике, сделать все можно очень быстро и просто. Главное - следовать всем рекомендациям.

Как правильно действовать?

Итак, родители уже запомнили, что измерять пульс и частоту дыхательных движений ребенка необходимо при каждом осмотре. Эти данные имеют огромное значение для правильной оценки состояния здоровья крохи. Сам он пока не в состоянии объяснить, что, как и где у него болит. А патологию порой можно обнаружить по нарушению ритма, частоты дыхательных движений, которые будут ее единственными симптомами.


Когда проводится исследование, малыш должен находиться в спокойном состоянии. Следует исключить его активность: прыжки, бег, ползание... Не проводят такие исследования, когда карапузик плачет, кричит или нервничает. Все это может очень сильно повысить показатели.

Надо заметить, что у грудничков, у новорожденных довольно часто дыхание бывает аритмичным. Вот почему вдохи надо считать целую минуту. Тогда будет наиболее достоверная информация. Еще важный момент: у карапузиков ярко выраженные движения диафрагмы и грудной клетки, поэтому нет никакой необходимости использовать какие-то дополнительные приспособления или касаться крохотули.

Частота дыхания у малышей

Норма частоты дыхания у детей, равно как и другие физиологические процессы, находятся в прямой зависимости от их возраста. Для новорожденных крохотулек в первые часы их жизни нормальный показатель дыхания — ориентировочно 40-60 вдохов в минуту. При этом средняя частота — около 4-5 десятков в минуту. Частота дыхания у ребенка в 1 год равняется 3-4 десяткам вдохов в минуту, в возрасте от двух до трех лет — 20-30 вдохов, для подростка — 18-20. Эти показатели считаются нормальными.


Также абсолютно нормальным считается то, что малыш дышит полной диафрагмой; довольно часто его дыхание может быть непостоянным и поверхностным. Кстати, у недоношенных малышей дыхание может периодически возрастать и убывать, после этого возможна пауза в дыхании секунд на 10-15.

У малышей, которые пришли в этот мир вовремя, такое периодическое дыхание встречается очень редко, но и это можно считать нормальным показателем.

Итак, обязательно при каждом посещении врача следует проверять нормы частоты дыхания и пульса у детей.

Важная информация для родителей. Паузу в дыхании ребенка (апноэ), продолжительность которой больше 20 секунд, или паузу в дыхании, следствием которой является бледность или синюшность, доктора считают дефектностью.

Табличные показатели

Когда же можно говорить о том, чточастота дыхания у детей — норма? Таблица,вобравшая в себя эти данные, поможет разобраться с этим вопросом. Говорить о том, что показатели в норме, можно, когда они соответствуют следующим цифрам.


Именно на эти данные и следует ориентироваться родителям.

Нормальное дыхание малышей

Вот мы и познакомились с информацией о том, какова частота дыхания у детей. Норма по возрастам действительно разная. Объясняется это очень просто: чем малыш младше, тем меньше у него объем легких; для того чтобы обеспечить свой растущий организм нужным объемом кислорода, карапузик делает больше дыхательных движений (вдохов и выдохов).


Нормальным дыханием принято считать то, при котором карапузик сначала глубоко вдыхает. А потом плавненько выдыхает. Чтобы было понятно, насколько хорошо происходит вентиляция легких ребенка, и измеряется частота дыхания у детей. Норма по возрастам рассчитана уже давно, и эти значения принято считать эталоном. Если же у малыша дыхание отклоняется от нормы в сторону увеличения, то это говорит о поверхностности дыхания. А это открывает «зеленый свет» для болезнетворных микроорганизмов.

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

Загрузка...