docgid.ru

Правильное питание и предупреждение избыточного веса у школьника. Ожирение у детей: своевременная диагностика и эффективные методы лечения

Наблюдается у людей любого возраста, при этом он оказывает негативное воздействие на функционирование организма, в частности - на работу сердечно-сосудистой системы. Профилактика ожирения необходима в любом возрасте, иначе можно с детства испортить свой обмен веществ и всю жизнь мучиться с лишним весом и множеством сопутствующих заболеваний.

Причины развития ожирения

Выделяют две основные причины, способствующие развитию ожирения:

  • неправильное питание в сочетании с малоактивным образом жизни;
  • наличие эндокринных заболеваний (недуги печени, надпочечников, щитовидной железы, яичников).

Большое влияние имеет и наследственный фактор. В подростковом возрасте дети часто пускают свою жизнь на самотек: ведут сидячий образ жизни, употребляют чрезмерное количество вредной еды.

Обилие фастфудов, различных газированных напитков, сладостей, проведение свободного времени за компьютером способствуют неправильному режиму дня и образу жизни детей. Такое времяпровождение замедляет метаболизм, способствует развитию патологий во всех системах организма и провоцирует появление у ребенка лишнего веса.

Влияют на правильное соотношение роста и веса, но гораздо реже становятся причиной появления лишнего веса. Профилактика ожирения у детей и взрослых позволит предотвратить ухудшение здоровья и внешнего вида.

Какие факторы способствуют появлению лишнего веса

При отсутствии генетической предрасположенности и эндокринных патологий ожирение вызывают следующие факторы:

  • отсутствие необходимой физической активности;
  • частые стрессы и сильные переживания;
  • неправильное питание - нарушения пищевого поведения, которые ведут к развитию булимии, анорексии и других заболеваний;
  • употребление большого количество легкоусвояемых углеводов, продуктов с большим содержанием сахара;
  • нарушение режима сна, в частности - недосыпание;
  • употребление препаратов, которые влияют на работу ЦНС, стимулируя или угнетая ее.

В очень редких случаях ожирение может стать последствием хирургического вмешательства (например, удаление яичников) или травм (при повреждении гипофиза). Поражение или коры надпочечников также провоцирует появление лишнего веса. Профилактика ожирения с раннего возраста позволит избежать проблем со здоровьем, появляющихся при наличии лишнего веса.

Как посчитать индекс массы тела

Ожирение классифицируют по показателям ИМТ. Посчитать эту цифру можно самостоятельно. Достаточно знать свой вес и рост.

Необходимо разделить массу тела на рост, возведенный в квадрат. Например, у женщины вес 55 кг при росте 160 см. Расчет будет выглядеть следующим образом:

55 кг: (1,6 х 1,6) = 21,48 - в данном случае вес идеально соответствует росту пациентки.

ИМТ, превышающий показатель 25, говорит о наличии лишнего веса, но не несет опасности для здоровья. Профилактика ожирения должна начинаться как можно раньше, а не тогда, когда ИМТ уже более 25. Когда у человека только начинает повышаться масса тела, остановить этот процесс гораздо легче, чем на любой из стадий ожирения.

Расшифровка ИМТ

Посчитав свой показатель необходимо определить, является он вариантом нормы или нет:

  • если при подсчете получилось число менее 16, это свидетельствует о сильном дефиците массы тела;
  • 16-18 - недостаточный вес, чаще всего именно к этому показателю стремятся все девушки;
  • 18-25 - идеальный вес для здорового взрослого человека;
  • 25-30 - наличие лишнего веса, который не вреден для состояния здоровья, однако внешне значительно портит очертания фигуры;
  • более 30 - наличие ожирения разных степеней, требующего медицинского вмешательства.

При наличии лишнего веса лучше сразу менять свой образ жизни и восстанавливать оптимальные параметры. Иначе вес будет постепенно увеличиваться, и впоследствии его будет очень сложно вернуть в допустимые нормы. Профилактика ожирения у детей должна начинаться с самого раннего возраста. То есть нужно тщательно следить за питанием и активностью своих детей.

Типы ожирения

В зависимости от места локализации большего процента лишнего веса выделяют следующие типы ожирения:

  • Верхний (абдоминальный) - жировая прослойка наращивается преимущественно в верхней части туловища и на животе. Такой тип чаще всего диагностируется у мужчин. Абдоминальное ожирение оказывает негативное воздействие на общее состояние здоровья, провоцируя появление сахарного диабета, инсульта, инфаркта или артериальной гипертензии.
  • Нижний (бедренно-ягодичный) - жировые отложения локализуются в области бедер и ягодиц. Диагностируется преимущественно у женского пола. Провоцирует появление венозной недостаточности, заболеваний суставов и позвоночника.
  • Промежуточный (смешанный) - жир наращивается равномерно по всему телу.

Типы ожирения можно соотнести с типами фигуры. Таким образом, для фигуры «яблоко» будет характерно появление лишнего веса в верхней части тела и на животе, а у фигуры типа «груша» жировые отложения будут локализоваться преимущественно в области бедер, ягодиц и низа живота.

Профилактика ожирения у пожилых пациентов является необходимой, так как в этом возрасте появляются нарушения в работе эндокринной системы и снижается обмен веществ.

Классификация ожирения

Первичное ожирение развивается при нарушении питания и малоподвижном образе жизни. Когда в организме накапливается чрезмерное количество энергии, которую некуда тратить, она накапливается в виде жировых отложений.

Вторичное ожирение является следствием различных заболеваний, травм, опухолей, которые влияют на работу регуляционной системы организма.

Эндокринное представляет собой увеличение веса пациента из-за нарушений в работе органов эндокринной системы, в частности - щитовидной железы, надпочечников или яичников. Рекомендации по профилактике ожирения в этом случае может дать только квалифицированный врач, который изучил историю пациента и провел все необходимые обследования.

Диагностика ожирения

В качестве диагностических мероприятий используются:

  • индекс массы тела;
  • жировой и нежировой тканей в организме;
  • измерение объемов тела;
  • измерение общего количества подкожной жировой клетчатки;
  • анализ крови - используется для диагностики заболеваний, вызывающих появление лишнего веса.

На основе полученных результатов врач может сделать заключение о наличии или отсутствии недуга. Профилактика ожирения у детей и подростков способствует сохранению нормальной работы организма в зрелом и пожилом возрасте.

Лечение ожирения

В некоторых случаях потеря веса не наблюдается даже при соблюдении здорового питания и достаточной физической активности. В этом случае врачи могут назначить подходящие фармакологические препараты, способствующие снижению веса. Профилактика ожирения и сахарного диабета является необходимой при наличии у пациента сердечно-сосудистых заболеваний.

Если у пациента при ожирении развились дыхательной или опорно-двигательной системы, необходимо принимать лекарства, решающие в первую очередь именно эти проблемы. Прием таких препаратов должен сочетаться с изменением привычного образа жизни, и при необходимости - с употреблением лекарств, стимулирующих снижение веса.

Запрещено без консультации с врачом выбирать и принимать препараты для снижения веса. Разрекламированные средства не дают должного эффекта, а действенные лекарства должны быть назначены только после полного обследования квалифицированным врачом. Из-за большого количества противопоказаний и побочных эффектов прием таких средств должен осуществляться под присмотром врача в строго назначенной дозировке.

Последствия невылеченного ожирения

Если вовремя не диагностировать причину, вызвавшую появление лишнего веса, и не начать лечение ожирения, могут появиться серьезные осложнения. Профилактика ожирения в пожилом возрасте необходима для предотвращения появления сопутствующих заболеваний и состояний, таких как:

  • недуги суставов и костей;
  • повышение артериального давления;
  • болезни печени и желчного пузыря;
  • нарушения сна;
  • депрессия;
  • повышение уровня холестерина в крови;
  • астма;
  • нарушения пищевого поведения;
  • диабет;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • ранняя смерть.

Повышение массы тела негативно сказывается на общем состоянии пациента и его здоровье. Чем больше тем сложнее организму справляться со своими функциями. Нарушаются процессы дыхания, пищеварения, кровообращения, снижается мозговая активность, появляются заболевания половой сферы и расстройство репродуктивной функции.

Диета при ожирении

При ожирении врач направляет пациента к диетологу, который учитывает предпочтения ребенка или взрослого и составляет новый рацион. Профилактика ожирения у подростков должна включать в себя психологический фактор в сочетании с основными медицинскими рекомендациями. Самыми важными и действенными рекомендациями являются:

  • ограничение употребления жирной, жареной и высококалорийной пищи, полуфабрикатов, газировок, продуктов с высоким содержанием сахара;
  • употребление обезжиренных молочных продуктов;
  • основу ежедневного рациона должны составлять свежие овощи и фрукты;
  • мясо и рыба предпочтительны нежирных сортов, приготовленные на пару, запеченные или отварные;
  • ограничение употребления продуктов с высоким содержанием натрия;
  • снизить количество рафинированных углеводов (хлеб, рис, сахар);
  • употреблять пищу в одно и то же время;
  • обязательно завтракать;
  • заменить любые напитки чистой водой и пить по 2-3 литра в день.

Необходимо приобретать преимущественно здоровые продукты и самостоятельно готовить дома. При развитии тяжелой формы ожирения эти рекомендации не дадут хорошего эффекта, потребуется строгий контроль диетолога и соблюдение жесткой диеты.

Физическая активность при ожирении

Улучшить результат диетического питания позволят умеренные физические нагрузки. Необходимо подобрать оптимальный вид спорта, при котором организм не будет доведен до изнеможения. В противном случае будет достаточно сложно мотивировать себя на занятия. Спорт должен приносить удовольствие и давать заряд энергии и положительных эмоций.

Профилактика ожирения у детей должна включать в себя уменьшение времени, проводимого за компьютером или телевизором, до 1-2 часов в день. В остальное время нужно быть активным, посещать спортивные клубы или заниматься в домашних условиях, пуст даже это будет уборка дома, пробежка, плавание или фитнес. Каждый выбирает занятия себе по вкусу.

Ожирение: лечение и профилактика

Лечение ожирения должно начинаться на ранней стадии. В этом случае соблюдение диеты, активный образ жизни и здоровый сон смогут нормализовать вес и вернуть телу желаемые очертания. В редких случаях могут понадобиться препараты для снижения веса или операция, во время которой проводят уменьшение объема желудка.

Чтобы предотвратить развитие ожирения, необходимо придерживаться нескольких основных моментов:

  • отдавать предпочтение здоровой пище и не употреблять больше, нежели это необходимо для полноценной работы организма;
  • вести активный образ жизни - если работа сидячая, то в свободное время стоит заниматься спортом, больше гулять на свежем воздухе;
  • важно хорошо высыпаться и избегать стрессовых ситуаций, которые могут спровоцировать нарушения в обмене веществ или работе эндокринных желез.

Соблюдение всех правил предотвратит ожирение. Причины, профилактика и лечение резвившегося ожирения должны быть взаимосвязаны и направлены на изменение образа жизни и возвращение прежних объемов тела.














Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

Новоишимская средняя школа №2

Илюбаева Диана

10 класс

«Проблемы ожирения у школьников»

Направление: «Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»

Секция: биология

Научный руководитель:

Учитель биологии Евдоченко Оксана Сергеевна

с. Новоишимское 2014 г.

Абстракт

Цель исследования данной работы заключается в выявлении наличия проблемы избыточного веса у детей Новоишимской СШ №2. Установить причины возникновения избыточного веса.

В качестве гипотезы выступает предложение о том, что избыточный вес у школьников напрямую зависит от неправильного питания и малоподвижного образа жизни.

Процедура исследования состояла из следующих этапов: сбор данных о росте и весе учеников школы. Выявление детей с избыточной массой тела. Выявление причин избыточного веса у конкретных детей.

В качестве методов исследования применялись: сравнительный, аналитический, математический, социологический.

Новизна исследования заключается в том, что проблема лишнего веса у детей, имеет масштабный характер в Казахстане, став причиной сокращения продолжительности жизни в среднем на 10-15 лет. По данным национальных исследований, 11,4% детей имеют избыточную массу тела. Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни, отмечает, что дети, имеющие избыточные килограммы, склонны к развитию ряда заболеваний. На уровне школы таких исследований не проводилось.

На основании полученных результатов автор пришёл к следующим выводам: Избыточный вес у школьников возникает вследствие неправильного питания, малоподвижности, также имеет место наследственная предрасположенность. Лишний вес у школьников влияет на их здоровье. Это такие заболевания как, нарушение равновесия в сердечно-сосудистой системе, заболевание суставов, нарушение осанки, сахарный диабет. Кроме этого психологические и социальные проблемы. Толстого ребенка часто дразнят его товарищи, он становится чужаком в их окружении: обидные фразы и косые взгляды родителей и взрослых. Это может приводить к навязчивым страхам у детей, заниженной самооценке, депрессивным состояниям, нарушениям в питании психологического характера.

Практические результаты могут использоваться классными руководителями на классных часах и родительских собраниях, психологи школы и амбулатории, медицинским работником школы.

Абстракт

Бұл жұмыстың зерттеу мақсаты 2 Новоишим орта мектебінің балаларының артық салмақ мәселесін анықтау болып табылады. ол артық салмақтың пайда болу себебін анықтау.

Болжам (гипотеза) ретінде оқушылардағы артық салмақ мәселесі тікелей дұрыс тамақтанбаудан және аз қимылдайтын өмір салтын жүргізулерінен болды деген ұсыныс орын алды.

Зерттеу үрдісі келесі кезеңдерден тұрады: мектеп оқушыларының бойы мен салмағы туралы мәлімет жинау; артық дене салмағы бар балаларды анықтау; нақты балаларда артық салмақтың болуын анықтау.

Зерттеу әдістері ретінде келесі әдістер қолданылды: салыстыру, аналитикалық, математикалық, әлеуметтік.

Зерттеу жаңалығы балалардың артық салмақ мәселесі Қазақстанда масштабтық сипат алды, сонысымен орта есеппен алғанда өмір ұзақтығының 10-15 жылға қысқаруын әкелуде. Ұлттық зерттеулердің мәліметіне қарағанда, 11,4% балалардың дене салмағы артық. Салауатты өмір салтын құру мәселесі бойынша ұлттық орталық артық салмағы барлар басқа да сырқаттардың қатарын дамытуға бейім болатындығын атап өтті.

Алынған нәтижелердің негізінде автор келесі қорытындыға келді: оқушылардың артық салмаққа биім болуы дұрыс тамақтанбаулары, аз қозғалулары және тұқым қуалаушылық салдарынан болады. Оқушылардың артық салмақтары денсаулықтарына әсер етеді. Жүрек-тамырлары жүйесінде тепе теңдіктің бұзылуы, буын аурулары, омыртқаның бұзылуы, қант диабету сияқты аурулар. Бұдан басқа психологиялық және әлеуметтік мәселелер. Толық баланы жолдастары жиі күлкі қылуы себеінен, ол олардың ортасында бөтенденіп кетеді. Ең төмен нұсқаға – ата-анасы мен үлкендердің ауыр сөздері мен жатырқаған көзқарастары жатады. Бұл балаларда бас қатыратын қорқыныштар шақырып, өзін төмен бағалауға әкелуі мүмкін. Соняымен қатар үнемі депрессиялық көңіл-күйде болып, психологиялық сипаттағы тамақтануының бұзылуына әкелуі мүмкін.

Тәжірибелік нәтижелерді сынып сағаттарында және ата-аналар жиналысында сынып жетекшілері, мектеп және емхана психологтары, мектеп жұмысшылары қолдана алады.

Abstraction

Research objective of this work is to identify the presence of the problem of overweight in children Novoishimsky school №2. Establish the cause of the excess weight.

As a hypothesis supports the proposal that overweight schoolchildren depends on improper diet and sedentary lifestyle.

The procedure of the study consisted of the following stages: data collection on height and weight of pupils of the school. Identification of children with overweight. Identifying the causes of overweight children in particular.

As research methods were used: a comparative, analytical, mathematical, sociological.

The novelty of the research lies in the fact that the problem of obesity in children has far-reaching Kazakhstan, causing reduced life expectancy by an average of 10-15 years. According to national studies, 11.4% of children are overweight. National Center for Healthy Lifestyle, notes that children with excess weight, prone to the development of diseases. At the school level, such studies have been conducted.

Based on these results , the authors came to the following conclusions: Overweight schoolchildren occurs due to improper diet, sedentary, also holds a genetic predisposition. Overweight schoolchildren affects their health. This disease such as an imbalance in the cardiovascular system, diseases of the joints, incorrect posture, diabetes. Besides the psychological and social problems. Tolstoy child often teased his comrades, he becomes a stranger in their environment. Very bad option - hurtful phrases and oblique views of parents and adults. This can lead to an obsessive fear in children, low self-esteem, depressive states, eating disorders psychological nature.

Practical results can be used to headmasters class hours and parents" meetings, school psychologists and dispensaries, honey. employee of the school.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...6

1. Теоретическая часть……………………………………………………………8

1.1. Проблема лишнего веса……………………………………………………8

1.3. Причины лишнего веса…………………………………………………….9

2. Практическая часть……………………………………………………………11

2.1. Выявление детей с лишним весом……………………………………….11

2.2. Анкетирование школьников 8-11 классов………………………………13

2.3. Анкетирование родителей………………………………………………..24

2.4. Анкетирование детей с лишним весом………………………………….25

2.5. Интервьюирование педиатра Новоишимской СВА ……………….…..26

3. Заключение…………………………………………………………………...27

4. Литература……………………………………………………………………30

Рисунок 3 - диаграмма «Сколько раз в день ты питаешься?

По результатам вопроса «Любишь ли ты перекусывать» (табл.4), установлено, что 89,6% часто перекусывают (рис.4), что сказывается вредно для организма, может привести к ожирению.

Таблица 4 – Любишь ли ты перекусывать?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

Рисунок 4 диаграмма «Любишь ли ты перекусывать?»

На вопрос «Часто ли у тебя на столе свежие фрукты и овощи?» (табл.5), только 10 человек ответили, что нет (рис.5). Свежие фрукты и овощи, должны быть в рационе ребёнка ежедневно, так как они содержат множество витаминов и полезных веществ, которые необходимые для нормального роста и развития ребёнка.

Таблица 5 – Часто ли у тебя на столе свежие фрукты и овощи?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Г) Очень

Рисунок 5 - диаграмма «Часто ли у тебя на столе свежие фрукты и овощи?»

На вопрос «Закусываешь ли ты стресс едой?» (табл.6), 72,3% ответили отрицательно (рис.6). Заедать стресс с одной стороны, правильно: жевательные движения успокаивают, а чувство сытости приносит своего рода удовольствие. Но с другой – человек со скоростью света набирает лишние килограммы, а ведь избавиться от них непросто. И это становится проблемой.

Таблица 6 –Закусываешь ли ты стресс едой?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

Рисунок 6- диаграмма «Закусываешь ли ты стресс едой?»

На вопрос «Какие из продуктов ты предпочтешь?» (табл.7) было предложено выбрать 3 из 6. Условно, продукты разделены на две группы: «вредные» и «полезные». Анализ результатов показал, что большинство ребят предпочитают «полезные» продукты, к которым относятся фрукты. «Полезным» продуктам отдали своё предпочтение 147 голосов, а «вредным» - 82 (рис7). К «вредным» продуктам отнесли – колбасу, кириешки, чипсы и колу. Детей, которые любят «вредные» продукты, можно назвать «вредноежками». Частое употребление таких продуктов приводит к аллергии, сахарному диабету, истощению нервной системы, но на первом месте стоит избыточная масса тела и ожирение. Следовательно, школьники, которые употребляют «вредные продукты», подвержены в будущем иметь избыточную массу тела.

Таблица 7 – Какие ты из продуктов предпочтёшь?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) колбасу

Б) кириешки, чипсы

В) яблоки

Г) бананы

Д) апельсины

Е) колу

Рисунок 7 - диаграмма « Какие из продуктов ты предпочтешь?»

Анализ результатов на вопрос «Как часто ты ешь сладкое?» (табл.8) показал, что из 83 учеников 48 сладкое едят часто, 34 иногда, и 1ученик совсем не ест сладкого (рис.8). На самом деле сладкое – это источник легкоусвояемых углеводов высокой калорийности. Поэтому естественно желание детского организма получать калорийную пищу, которое имеет приятный вкус. Именно поэтому, когда доступно сладкое, ребенку так трудно от него отказаться. Но чрезмерное употребление сладкого может привести к развитию кариеса, сахарного диабета, диатеза, сердечно-сосудистых заболеваний и опять на первом месте это ожирение.

Таблица 8 – Как часто ты ешь сладкое?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) часто

Б) совсем не ем

В) иногда

Рисунок 8 - диаграмма «Как часто ты ешь сладкое?»

На первый вопрос (табл.9) анкеты «Исследование образа жизни школьников 8-11 классов» [приложение 3] делают ли они зарядку положительно ответили 15, и 48 учеников не делают утреннюю зарядку (рис.9).

Таблица 9 – Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

Рисунок 9 - диаграмма «Делаешь ли ты зарядку?»

На вопрос занимаешься, ли ты спортом (табл 10): 25 человек спортом занимаются регулярно, 41 - иногда, 17 учеников совсем не занимаются спортом (рис.10).

Таблица 10 – Занимаешься ли ты спортом?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Рисунок 10 диаграмма «Занимаешься ли ты спортом?»

Анализируя вопрос «Посещаешь ли ты секции» (табл.11), видно,что 70 из 83 не посещают спортивные секции (рис.11).

Таблица 11 – Посещаешь ли ты спортивные секции?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

Рисунок 11 - диаграмма «Посещаешь ли ты спортивные секции?»

Опираясь на медицинские исследования, которые показывают, что школьникам рекомендуется смотреть телевизор и работать с компьютером не больше 2 часов в день, сделан анализ на 4 вопрос (табл.12). 34 ученика проводят за компьютером и телевизором не более 2 часов, 49 учеников более 2 часов (рис.12). У последней группы детей, могут возникнуть проблемы с осанкой, зрением и конечно с избыточным весом, как следствие малоподвижности.

Таблица 12 – Сколько времени ты проводишь перед компьютером и телевизором?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Меньше 2 часов в день

Б) 2 часа в день

В) Более двух часов в день

Рисунок 12 - диаграмма «Сколько времени ты проводишь перед телевизором и компьютером?»

На вопрос «Играешь ли ты в подвижные игры?» (табл.13), 44 ученика ответили – да, 32 –иногда, 6 человек из 83 не играют совсем (рис.13).

Таблица 13 – Играешь ли ты в подвижные игры?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Рисунок 13 диаграмма «Играешь ли ты вподвижные игры?»

Оказалось, что в зимнее время года ученики ведут активный образ жизни, катаясь на лыжах и коньках. Так показал анализ результатов на вопрос «Катаешься ли ты зимой на коньках и лыжах?» (табл.14,рис.14)

Таблица 14 - Катаешься ли ты зимой на коньках и лыжах?

8-е классы

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Рисунок 14 - диаграмма «Катаешься ли ты зимой на коньках и лыжах?»

Анализируя анкеты №1 и №2 [приложение 2, 3] в идно, что у многих ребят, которые вошли в группу исследования, в будущем могут быть проблемы с избыточным весом

Для исследования причин лишнего веса, проведено анкетирование детей [приложение 4] , у которых наблюдается лишний вес и их родителей [ приложение 5 ] Анализ результатов показал, что

    В большинстве случаев наблюдается генетическая предрасположенность, т.к. у таких детей есть родители или близкие родственники, которые имеют избыточную массу тела.

    50% детей не соблюдают режим питания.

    Дети и их родители осазнают, что у них есть избыточный вес.

    90% детей ответили, что любят кириешки и чипсы, которые стоят на первом месте из причин ожирения.

    Дети с лишним весом много употребляют сладкого.

    Не смотря на лишний вес дети подвижные.

Таблица 15 – Анкетирование родителей, дети которых имеют лишний вес.

А)Да

Б)Нет

Есть ли у вас родственники с избыточной массой тела?

Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

Считаете ли вы что у вашего ребенка избыточная масса тела?

Поощряете ли вы ребенка сладким?

Помогает ли вам ребенок по дому?

Занимается ли ваш ребенок спортом?

Часто ли на вашем столе фрукты, овощи?

Часто ли на вашем столе полуфабрикаты?

В одно и то же ли время ваш ребенок питается?

А) Да

Б) Нет, это наше дело

Должны ли медицинские работники контролировать вес вашего ребенка и инструктировать вас об этом?

А)Достаточно подвижен

Б)Малоподвижен

Таблица 16 «Анкетирование детей»

Вопрос

А) Да

Б) Нет

Есть ли лишний вес у ваших родителей?

Просишь ли ты добавки?

Считаешь ли ты, что у тебя есть лишний вес?

Любишь ли ты чипсы, кириешки?

А) 1 раз

Б) 2 раза

В) Более 2 раз

Сколько раз в день ты ешь сладкое?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Занимаешься ли ты спортом?

В процессе исследования было взято интервью у педиатра Новоишимской СВА Мухамедиевой [приложение 6]

По её словам проблема лишнего веса наблюдается и у нас в посёлке. Статистических данных конкретно не ведётся. На вопрос «Как выявляют детей с такими проблемами?», она ответила, что только визуально, когда дети приходят на приём по болезни. С такими детьми ведётся тщательная индивидуальная работа, так как у них наблюдаются проблемы со здоровьем, в большей степени по причине лишнего веса. Чаще всего встречаются отдышка, проблемы с сердцем, суставами.

Заключение

По результатам проведённого исследования, можно сделать вывод, что в Новоишимской СШ №2 есть проблема лишнего веса у детей, но нет детей, страдающих ожирпением 1, 2, 3 и 4 степени. Выяснилось, что причиной избыточной массы тела является неправильное питание (чрезмерное употребление сладкого, употребление вредных продуктов, несоблюдение режима питания), малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность. У детей с лишним весом наблюдаются проблемы со здоровьем, такие как отдышка, сердечно – сосудистые заболевания, заболевания суставов. У многих из них есть трудности вхождения в социум: заниженная самооценка, проблемы в общении с другими детьми, так как являются обьектом насмешек из-за лишнего веса.

Также установлено, что есть дети у которых наблюдается предрасположенность к избыточной массе тела, опять же причинами являются неправильное питание и малоподвижный образ жизни.

В ходе исследования обнаружено, что наряду с проблемой лишнего веса в школе есть проблема недовеса – дистрофии учеников.

По результатам анкетирования родителей, выяснилось, что многие из родителей не знают каковы нормы массы тела для детей. Поэтому работникам амбулатории и медицинскому работнику школы предложено вести работу по выявлению детей с лишним весом, для дальнейшей работы по корректировке веса.

В 80% случаев возникшая в детстве полнота не покидает человека уже никогда. Как бы ни старался взрослый человек похудеть без отрицательных побочных эффектов и надолго – это очень трудно.
Поэтому если худеть, то худеть в детстве, еще до того, как ребенок станет подростком. А еще лучше просто не позволять ему толстеть.
Результат лечения толстых детей зависит от готовности родителей поменять свой образ жизни и привычки питания.
В лечении лишнего веса у детей есть свои особенности. Если у детей нет других проблем со здоровьем, целью лечения должно стать поддержание веса на существующем уровне, чтобы со временем лишние килограммы просто перешли в сантиметры роста. Детям не рекомендуется голодать или чрезмерно ограничивать потребление продуктов.


1 .Вместо полуфабрикатов покупайте больше овощей и фруктов.

2. Ограничьте потребление сладостей с высоким содержанием жиров, а также подслащенных газированных напитков. Пейте больше воды, нежирного молока, соков. жидкость должна потребляться до еды, а не во время или сразу после нее.

3. Вместо того, чтобы жарить пищу, запекайте, варите или готовьте на пару. При этом используется меньше жира.

4. Включить в рацион морепродукты. Их белок имеет более волокнистую структуру и поэтому усваивается труднее, зато быстрее дает ощущение сытости. Так они ценны из-за высокого содержания йода.

5. Уменьшите размер порций. Никогда не пропускайте регулярный прием пищи. Питание должно быть 4-5- разовым. Есть надо не досыта, чтобы не растягивать желудок и не возбуждать пищевой центр.

6. Следите, чтобы дети не уходили в школу без завтрака, иначе в обед они съедят больше, чем потребуется. Старайтесь, чтобы дети не перекусывали между основными приемами пищи.


7. Ставьте красочную пищу на стол: зеленые, желтые и красные овощи и фрукты, хлеб коричневого цвета (из цельного зерна). Больше используйте такие зерновые как: гречиху, ячмень, просо, овес, овсяные хлопья, пшеницу, пшеничные хлопья, нешлифованный рис. Старайтесь, чтобы дети не переедали в конце дня.

8. Приучайте их есть за столом. Уделять еде достаточно времени. Принимать пищу с удовольствием, не спеша и в приятной обстановке. Сидя за компьютером или телевизором, вы едите машинально, и чувство насыщения приходит гораздо позже.

9. Не используйте еду в качестве наказания или поощрения. Выражать свою любовь в калориях – опасно!

10. Пусть они больше двигаются: ездят на велосипеде, играют в мяч, прыгают через скакалку. Занятия физкультурой повышает обмен веществ и увеличивает «расход» энергии. Поручайте детям домашние дела, чтобы они больше двигались.

11. Не разрешайте им долго сидеть за компьютером, телевизором, играть в видеоигры.

12. Не забывать про отдых и не поддаваться депрессии! В борьбе со стрессом лучше помогает спорт и массаж. Движение снижает уровень гормона стресса - кортизола и тормозит атаки голода. При массаже производится гормон окситоцин – главный враг гормона стресса. Выше нормы

4

15

--

15

--

5

47

5

40

2

6

44

6

38

--

7

21

2

16

3

8

35

5

23

7

9

47

5

39

3

10

30

6

19

6

11

24

12

6

6

Рисунок 1 Лишний вес по классам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета 1 Питание

1 Сколько раз в день ты питаешься?

А) меньше 3 раз

Б) 3

В) 4

Г) 5

Д) больше 5 раз

2. Любишь ли ты перекусывать?

А) Да

Б) Нет

3. Часто ли на столе у тебя натуральные соки, фрукты, овощи?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

Д) Очень редко

4. Закусываешь ли ты стресс едой?

А) Да

Б) Нет

5. Какие из продуктов ты предпочтёшь?

А) колбасу

Б) кириешки, чипсы

В) яблоки

Г) бананы

Д) апельсины

Е) Колу

6. Как часто ты ешь сладкое?

А) часто

Б) Совсем не ем

В) Иногда

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета 2

Спорт

1. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

А) Да

Б) Нет

2. Занимаешься ли ты спортом?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

3. Посещаешь ли ты спортивные секции?

А) Да

Б) Нет

4. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

А) Меньше 2 часов в день

Б) 2 часа в день

В) Более 2 часов в день

5. Играешь ли ты в подвижные игры?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

6. Катаешься ли ты зимой на коньках и лыжах?

А) Да

Б) нет

В) Иногда

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА 4 Для детей с лишним весом.

    Есть лишний вес у Ваших родителей?

А) Да

Б) Нет

2. Просишь ли ты добавки?

А) Да

Б) Нет

3. Сколько раз в день ты ешь сладкое?

А) 1

Б) 2

В) более 2 раз

4. Считаешь ли ты, что у тебя лишний вес?

А) Да

Б) Нет

5. Занимаешься ли ты спортом?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

6. Любишь ли ты чипсы и кириешки?

А) Да

Б) Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета 3 Для родителей

1. Есть ли у вас родственники с избыточной массой тела?

А) Да

Б) Нет

2. Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?

А) Да

Б) Нет

3. Считаете ли Вы, что у вашего ребёнка избыточная масса тела?

А) Да

Б) Нет

4. Поощряете ли Вы ребёнка сладким?

А) Да

Б) Нет

5. Помогает ли Вам ребёнок по дому?

А) Да

Б) Нет

6. Занимается ли Ваш ребёнок спортом?

А) Да

Б) Нет

7. Часто ли на Вашем столе фрукты, овощи?

А) Да

Б) Нет

8. Часто ли на Вашем столе полуфабрикаты?

А) Да

Б) Нет

9. В одно и то же ли время Ваш ребёнок питается?

А) Да

Б) Нет

10. Должны ли мед. работники контролировать вес Вашего ребёнка и инструктировать Вас об этом?

А) Да

Б) Нет, это наше дело

11. Как вы оцените деятельность Вашего ребёнка?

А) Достаточно подвижен

Б) Малоподвижен

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

Шачнев Родион Михайлович

студент I курса педиатрического факультета СтГМУ, РФ, г. Ставрополь

Email : elena _ shachneva @ mail . ru

Кучерко Надежда Ивановна

научный руководитель, старший преподаватель кафедры гигиены СтГМУ, РФ, г. Ставрополь

В настоящее время одной из актуальных проблем здоровья школьников является проблема избыточного веса. Некоторые факторы риска избыточного веса являются управляемыми: стрессы, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Решить любую медицинскую проблему на социальном уровне означает понять характер и природу распространения заболевания в тех или иных группах населения. Определить его связь со множеством физических, химических, биологических, психосоциальных факторов, пути его массовой профилактики.

Новизна моей работы заключается в превращении школьников из объекта исследования здоровья и заботы в субъект профилактической и экологической работы, активации ответственности учеников за свое настоящее и будущее здоровье.

Участники научно-исследовательской работы:

· школьное объединение «Санпост»;

· НОУ школы;

· медперсонал Центра здоровья Советского района;

· педагогический коллектив школы;

· родительская общественность.

Цель работы: Изучение причин избыточной массы тела и коррекция массы тела учащихся.

Объект исследования: Масса тела учащихся.

Гипотеза: Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Исследовать массу тела учащихся.

3. Выявить причины избыточной массы тела учащихся.

4. Определить методы коррекции избыточной массы тела учащихся.

Проблема: Причины и коррекция избыточной массы тела учащихся.

Методы:

1. Аналитический отбор материала .

2. Измерение массы тела аппаратом.

3. Вычисление массы тела.

4. Опрос учащихся.

5. Метод статистического анализа.

II . Теоретическая часть .

1. Проблемы избыточного веса учащихся.

Более четверти российских детей страдают от лишнего веса. Специалисты НИИ питания РАМН озвучили результаты исследования, касающегося распространенности ожирения и избыточной массы тела среди российских школьников. Выяснилось, что около 20 % детей имеют избыточный вес, а более 5 % страдают ожирением различной степени. Общая численность детей с избыточным весом в США превышает 12 миллионов человек. По сравнению с 1970-ми гг. уровень заболеваемости ожирением среди детей 10-12 лет утроился.

В нашей стране проблема ожирения детей еще не достигла таких масштабов, как в США и странах Западной Европы, полагают в НИИ питания. Однако тревожные тенденции уже прослеживаются.

Проблема избыточного веса у детей с каждым годом углубляется, приобретая катастрофические размеры в развитых странах во всём мире! Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы!

2. Чем опасен избыточный вес?

Избыточный вес - это первый шаг к ожирению - серьезному, хроническому, многофакторному заболеванию. Это не только избыточное накопление жировой ткани в организме и не только косметический дефект. Ожирение сопряжено с нарушениями, затрагивающими: опорно-двигательную систему (артрозы), желудочно-кишечный тракт (панкреатит, холецистит, желчекаменная болезнь), сердце (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), сосуды (варикозная болезнь), половую систему (бесплодие).

Избыточный вес ускоряет старение организма, ухудшает качество жизни. Избыточный вес составляет основу эмоциональной неудовлетворенности, заниженной самооценки. Это дополнительная нагрузка на сердце, поскольку каждый килограмм жировой ткани содержит 300 километров капилляров, через которые сердцу надо прокачать кровь. Это нагрузка на позвоночник, которая провоцирует развитие остеохондроза и остеопороза позвоночника, что нарушает иннервацию различных органов и со временем приводит к разнообразной патологии.

3. Причины избыточного веса учащихся.

Причину ожирения можно сформулировать одной фразой, это нарушение (ослабление или замедление) обмена веществ, когда энергии, в виде калорий, поступает в организм больше, чем тратится (сгорает). Но это уже вторичная причина. Традиционная медицина считает, что первичных причин вызывающие ожирение четыре:

Нерегулярное, гиперкалорийное питание с высоким содержанием жиров и легкоусвояемых углеводов. Питание вне дома (фаст-фуд), переедание.

Недостаточная подвижность и малая физическая активность (недостаточные физические нагрузки).

Нарушение режима сна, труда и отдыха.

Малоподвижный образ жизни, занятия на компьютере, отсутствие спортивных нагрузок.

4. Здоровое питание

Школьные годы - это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста, поэтому для нормального развития ребенка необходимо следовать нескольким правилам.

Первый закон здорового питания: соответствие между калорийностью пищи и энергией, которую организм расходует. Энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов. Жиры являются строительным материалом организма. Жирные кислоты участвуют в синтезе соединений регулирующих механизмы иммунитета, аллергии. Однако употребление жиров животного происхождения (насыщенных) приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому их следует ограничивать. Растительные жиры (ненасыщенные) богаты жирными кислотами омега-3 и омега-6, их потребление способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, благотворно действует на ткани организма. Потребность организма в жирах могут удовлетворить 2 столовые ложки растительного масла в день и 3 порции рыбы в неделю.

Белки - важнейшие компоненты пищи. В организме человека белки расщепляются на аминокислоты, из которых организм синтезирует необходимые ему белки. Но по содержанию аминокислот животные белки (мясо, рыба, яйца) более цены чем растительные, так как содержат незаменимые аминокислоты. Полноценные белки присутствуют и в растительной пище - бобовых, орехах, семечках.

Углеводы. Функции углеводов в организме в основном сводится к снабжению энергией. Они находятся в растительной пище - крахмал, глюкоза, фруктоза. Мука, крупы, макароны, - содержат в основном крахмал, а фрукты и овощи - простые сахара. Рафинированный сахар приводит к диабету, ожирению, кариесу, сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому необходимо ограничивать продукты с его содержанием. Норма потребления простых углеводов в день - 50 г.

Клетчатка или пищевые волокна, в организме практически не перевариваются, но существенно влияют на процессы: переваривания, усвоения и эвакуации пищи и поддержания микрофлоры кишечника. Содержатся в овощах, фруктах, «неочищенных» зерновых.

Второй закон здорового питания. Организму необходимы витамины и микроэлементы, которые участвуют в различных процессах метаболизма. Они содержатся в различных продуктах: мясо, молоко, зерновые, овощи и фрукты.

Принципы рационального питания:

1. Энергетическое равновесие.

2. Сбалансированность питания по воздержанию основных пищевых веществ.

4. Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).

5. Повышенное потребление овощей и фруктов

6. Использование цельнозерновых продуктов.

7. Снижение потребления поваренной соли.

5. Определение индекса массы тела (ИМТ или индекс Кетля).

Оценка наличия избыточного веса и определения степени ожирения проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) на основании определения нескольких показателей:

Индекс массы тела (ИМТ или индекс Кетля) рассчитывается по формуле:

ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Например: масса тела человека = 80 кг, рост - 1,8 м.

ИМТ = 80 кг / (1,8 ´ 1,8) м2 = 80 кг / 3,24 м2 = 24,69 кг/

Таблица 1.

Классификация степени ожирения (ВОЗ):

III . Практическая часть.

1. Обследование учащихся на предмет избыточной массы тела.

Работу по изучению проблемы избыточного веса учащихся я проводил на базе Центра здоровья ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» детская поликлиника с 1 декабря 2013 года по 5 сентября 2014 года, который проводит скрининг детского населения по выявлению нарушений здоровья, тщательное обследование и проведение мероприятий направленных на снижение риска возникновения ССЗ и коррекции избыточного веса. В Центре здоровья имеется зал ЛФК и кабинеты инструментального обследования, бассейн.

В выполнении работы мне оказывала помощь заведующая Центром здоровья Цховребова Вера Петровна врач высшей категории.

Свою работу я начал с исследования массы тела учащихся 10х классов нашей школы.

Исследования массы тела производилось на аппарате АБС-01 «Медас», который осуществляет исследование состава тела.

Результаты исследования массы тела представлены в виде таблицы.

Таблица 2.

Индекс массы тела обследованных школьников

Исходя из результатов исследования, я определил, что среди учащихся 10х классов избыточный вес наблюдается у 6 учащихся, что соответствует 13,9 % ,ожирение у 3 учащихся, что соответствует 9,3 % от числа обследованных учащихся, таким образом, проблема избыточного веса среди учеников нашей школы существует и нуждается в профилактических мероприятиях.

Мы провели круглый стол и анонимное анкетирование.

2. Анкетирование учащихся исследуемой группы.

Я провел анкетирование учащихся с избыточным весом.

Таблица 3.

Анкета

Вопрос анкеты

Ответ

Сколько приемов пищи в день?

Соблюдаешь ли ты режим питания?

Состав пищи: супы, мясо, рыба, сыр, колбаса, сосиски, каши, макароны, овощные салаты, молочные продуктыи др?

$11. часто:

$12. иногда

Как часто ты употребляешь бутерброды, фаст-фуды, газированные сладкие напитки, сладости, мучные изделия?

А) один раз в день

Б) несколько раз в день

В) 1-2 раза в неделю

В какое время бывает последний прием пищи?

Занимаешься ли ты спортом?

Сколько времени проводишь в день за просмотром телевизора и компьютером?

Что ты знаешь о рациональном питании?

Доволен ли ты своей внешностью, хотел бы ты похудеть?

Испытываешь ли ты эмоциональный дискомфорт из за лишнего веса?

Готов ли ты для снижения веса

А) пересмотреть свое питание;

Б) заняться физическими упражнениями?

По результатам анкетирования, я определил основные причины развития избыточной массы тела у учащихся (все учащиеся соматически здоровы, т.к. на диспансерном учете не состоят).

Причины развития избыточной массы тела у исследуемой группы учащихся:

· нерациональное питание;

· избыточное употребление углеводов;

· малоподвижный образ жизни;

· слабая информированность о здоровом питании.

Из 9 учащихся осознают наличие избыточной массы тела и хотели бы похудеть все 9, пересмотреть питание и заняться физическими упражнениями готовы 9 учащихся.

3. Самостоятельное определение массы тела группой испытуемых учащихся.

Работу с испытуемой группой учащихся я начал с объяснения расчета индекса массы тела (ИМТ или индекса Кетля). Каждый ученик самостоятельно вычислил для себя ИМТ по формуле: ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Таблица 4.

Расчет ИМТ и оценка массы тела

Участник эксперимента

рост

Индекс массы тела

Оценка массы

тела

Испытуемый «А»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «Б»

Избыточный вес

Испытуемый «В»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «Г»

Избыточный вес

Испытуемый «Д»

Избыточный вес

Испытуемый «Е»

Избыточный вес

Испытуемый «Ж»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «З»

Избыточный вес

Испытуемый «И»

Избыточный вес

Так же мы изучили калорийность продуктов питания, сбалансированность питания, правильный режим питания.

4. Определение правил для желающих снизить свою массу тела.

Изучив литературу, я предложил испытуемым несколько правил, которых следует придерживаться для уменьшения массы тела:

1. Питание должно быть сбалансированным: 55-70 % углеводов (предпочтение цельнозерновым продуктам), 10-15 % белков, 20-30 % жиров.

2. Снизить калорийность пищи: исключить жареные и жирные блюда.

3. Исключить из рациона продукты, богатые углеводами: конфеты, сдобную выпечку, чипсы, сухарики, газированные напитки.

4. В рационе питания должно быть много овощей и фруктов.

5. Необходимо употреблять продукты с высоким содержанием белка нежирные сорта рыбы, мяса, курицу, яйца, творог.

6. Соблюдать режим питания: 6.00-9.00 - завтрак, 11.00-14.00 - обед, до 19.00 - ужин, вечером можно выпить кефир или молоко.

7. Правильно распределять калорийность рациона: завтрак - 30 %, обед - 45 %, ужин - 25 %.

8. Перекус может иметь место, но должен быть здоровым: фрукты, сок, зерновой батончик, салат, кисломолочные продукты, орехи.

9. Исключить употребление шоколадных батончиков, чипсов, сухариков, газированных напитков.

10.Увеличить физическую нагрузку: заняться спортом, отказаться от поездок на транспорте, использовать пешие прогулки.

11.Ведение дневника питания.

Все правила активно обсуждались, в их пользу были приведены неоспоримые доказательства, в результате чего был сделан вывод: данным правилам необходимо следовать не только для уменьшения массы тела, но и для сохранения здоровья в целом!

5. Физические нагрузки, способствующие расщеплению жира и сохранению мышечной массы.

Физические нагрузки за счет увеличенного расхода энергии приведут к расщеплению жировой составляющей массы тела, что приведет к ее уменьшению.

График физических нагрузок для участников.

Бассейн (плавание) - 3 раза в неделю

Велотренажер - 2 раза в неделю.

Аэробика - 2 раза в неделю.

Прогулки - ежедневно.

Таблица 5.

Таблица расхода калорий при различных видах физической активности

6. Мониторинг.

В процессе мониторинга производилось:

1. Анализ дневников питания участников.

2. Отслеживалась регулярность посещений бассейна, занятий на тренажерах.

3. Питание в школьной столовой и буфете.

4. Контрольное взвешивание.

5. Беседы по питанию и уровню физической активности.

Мониторинг осуществлялся каждые 2 недели в течение первых 3 месяцев, а последующие 6 месяцев 1 раз в месяц.

Участники «Д» и «И» выбыли из группы исследования, по причине нарушения в питании, нерегулярного посещения тренажерного зала и бассейна и отсутствии мотивации. Дальнейшие наблюдения мною проводились по оставшимся участникам (3 мальчика и 4 девочки).

Таблица 6.

Итоговая таблица мониторинга

Участник эксперимента

Оценка ведения дневника питания

Посещение занятий в бассейне

Посещение тренажерного зала

Питаний в школьной столовой

Масса

тела

Испытуемый «А»

Испытуемый «Б»

Испытуемый «В»

Испытуемый «Г»

Испытуемый «Е»

Испытуемый «Ж»

Испытуемый «З»

Таблица 7.

Сравнительная итоговая таблица индекса массы тела

Участник эксперимента

ИМТ начальный

ИМТ итоговый

Испытуемый «А»

30,5 (ожирение)

28,6 (избыточный вес)

Испытуемый «Б»

26,1 (избыточный вес)

22,8 (нормальный вес)

Испытуемый «В»

30 (ожирение)

28,7 (избыточный вес)

Испытуемый «Г»

26,3 (избыточный вес)

23,85 (нормальный вес)

Испытуемый «Е»

27,7 (избыточный вес)

26,7 (избыточный вес)

Испытуемый «Ж»

30,5 (ожирение)

29,13 (избыточный вес)

Испытуемый «З»

26,3 (избыточный вес)

24,2 (избыточный вес)

В результате проведенной работы, за 6 месяцев, 2 учащихся «Б» и «Г» достигли ИМТ нормальный вес. У учащихся «А» и «Ж» показатель ИМТ «ожирение» изменился до ИМТ «избыточный вес». Учащиеся: «В», «Д», «Е» и «З» остались в показателях ИМТ «избыточный вес», но ИМТ снизился. Улучшилось физическое и психологическое состояние учащихся.

IV . Выводы.

Выдвинутая гипотеза: «Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции» подтвердилась. Доказана актуальность проблемы лишнего веса среди учеников 10 класса МОУ СОШ № 2. В ходе анонимного вопроса учащихся выявлены проблемы избыточного веса, которые наблюдаются у 23,2 % учащихся 10 классов школы.

1. Причинами избыточного веса являются: избыточное питание и недостаточная двигательная активность.

2. Избыточная масса тела поддается коррекции за счет рационального питания и увеличения двигательной активности.

Практическое значение моей работы:

1. Повышение информированности учащихся о проблеме лишнего веса и риска развития заболеваний: атеросклероза, гипертонической болезни, почечно-каменной болезни, сахарного диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний ЖКТ.

2. Активизация личного участия в формировании здорового образа жизни.

3. Обучение самодиагностики и профилактики малоподвижности, неправильного питания.

4. Формирование нового взгляда на мир, заключающегося в бережном отношении к своему здоровью и формированию нового экологического мышления.

5. Материалы работы использованы в школьном курсе изучения ЗОЖ, для привлечения внимания учеников к проблеме возникновения избыточного веса у школьников и способов ее решения.

В процессе изучения данной проблемы были подготовлены: беседа «Здоровое питание», презентация «Движение это жизнь», заседание НОУ по теме: «Углеводы насыщают, белок дает силы, жир производит жир».

Список литературы:

  1. Байтимирова Э. «Здоровый образ жизни. Вопросы теоретической и практической медицины» Уфа, 2010 г.
  2. Гаджиев Р.С. «Образ жизни подростка в условиях крупного города», Здравоохранение РФ, 2008 г.
  3. Дитриев А.Н. «Ожирение и метаболический синдром», Екатеринбург, 2001 г.
  4. Жеребик В.М. «Уровень жизни населения», М. ЮНИТИ, 2002 г.
  5. Ладнова Г.Г., Истомина А.В. «Фактическое питание и витаминный статус школьника Орловской области», «Гигиена и санитария» 2001 г. № 3.
  6. «Политика в области здорового питания в России» «Международная конференция. Вопросы питания» - 1997 г. - № 2, - с. 44-47.

Уже несколько десятилетий ученые наблюдают увеличение числа детей, страдающих лишним весом. Этой серьезной проблеме медики и диетологи уделяют особую важность, так как ожирение приводит к тяжелым последствиям. И почти во всех случаях это борьба с лишним весом на протяжении всей зрелой жизни.

Ожирение – это заболевание хронического характера, которое вызвано дисбалансом обмена веществ и сопровождается накоплением излишнего жира в организме.

Жировая ткань в организме человека не всегда образуется интенсивно. Первое наращивание происходит с дня рождения малыша и до 9 месяцев. До 5 лет рост жира стабилизируется. Следующий период роста это 5-7 лет. Заключительный – в возрасте полового созревания организма и его полной перестройки – от 12 до 17 лет.

Поэтому медики выделяют три критических периода заболевания:

  1. до 3 лет – ранний детский возраст;
  2. 5-7 лет – младший школьный возраст;
  3. 12-17 лет – подростковый возраст.

Классификация

Единой и общепринятой систематики этой болезни нет. Медики используют несколько видов классификаций. По одному из них ожирение классифицируют следующим образом.

  • Первичное

— идиопатическое, экзогенно-конституциональное – связанное с наследственной предрасположенностью;
— алиментарное – связанное с нерациональным питанием.

  • Вторичное (симптоматическое)

— связанное с дефектом генов;
— церебральное;
— эндокринное;
— медикаментозное.

  • Смешанное

Включает в себя элементы из первой и второй групп.

По излишку массы тела относительно нормы веса можно выделить три степени ожирения:

  • 1 степени – избыточный вес выше показателей нормы на 10-29%;
  • 2 степени – избыточный вес выше показателей нормы на 30-49%;
  • 3 степени – избыточный вес выше нормы более чем на 50%.

Причины ожирения в раннем возрасте

Правильно выявить причины заболевания может только врач-эндокринолог. Существует два основных фактора, которые влияют на развитие патологии у детей:

  1. Алиментарный (проблемы вызваны несбалансированным питанием и малой подвижностью).
  2. Эндокринный (проблемы вызваны нарушенной деятельностью эндокринной системы).

Распространенность ожирения у детей и подростков обусловлена нарушением обмена веществ и малой активностью. Нарушение энергетического баланса связано с неконтролируемым потреблением высококалорийных продуктов и чрезмерно малым расходом энергии.

Не осознавая всего вреда, дети неограниченно едят хлебобулочные продукты, сладкое, фаст-фуд, запивая газированными напитками.

Это важно! Гиподинамия – одна из причин увеличения количества детей страдающих от лишнего веса. Современные дети играм на свежем воздухе предпочитают сидение перед компьютером, телевизором и с гаджетами.

«Семейный синдром», как причина болезни, встречается не реже. Ожирение у обоих родителей дает 80%-ю гарантию того, что такая же болезнь появится и у ребенка.

Большая вероятность развития ожирения у новорожденных малышей с весом свыше 4 кг, а также у малышей, которые быстро набирают в весе первые два года жизни. Раннее введение прикорма (до 6 месяцев) и прекращение грудного вскармливания также являются возможными причинами заболевания.

Существует ряд причин чрезмерного повышения веса у детей, связанных с патологией развития:

  • врожденный гипотиреоз (нехватка гормонов щитовидной железы);
  • патология надпочечников (синдром Иценко-Кушинга);
  • воспалительные заболевания мозга, черепно-мозговые травмы, опухоли, которые приводят к нарушению деятельности гипофиза;
  • адипозо-генитальная дистрофия.

Нередко нарушению обмена веществ способствуют психоэмоциональные причины. Это может быть постоянная недоброжелательная атмосфера в школе, резкий стресс, вызванный потерей родных или шок от того, что ребенок стал очевидцем преступления.

Возможные последствия и осложнения

Ожирение в детском возрасте всегда провоцирует частое развитие множества сопутствующих заболеваний. От этого увеличивается риск инвалидности и преждевременной смерти.

К чему приводит ожирение в детском и подростковом периоде:

  • к заболеваниям сердечно-сосудистой системы (гипертонии, инсульту, стенокардии, ишемии сердца);
  • к заболеваниям желудочно-кишечного тракта (воспалению поджелудочной железы, 12-перстной кишки, гастриту, печеночной недостаточности, геморрою, запорам);
  • к заболеваниям эндокринной системы (нарушению работы поджелудочной железы, надпочечных желез и щитовидки);
  • к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (деформации костей и суставов, появлению плоскостопия, варикозу вен на ногах);
  • к психическим заболеваниям (синдрому ночного апноэ, нарушению сна, психосоциальным расстройствам);
  • к снижению мужской репродуктивной функции и женскому бесплодию в будущем.

Симптомы

Определить ожирение у ребенка могут только врачи, но родители первыми должны заметить тревожные признаки болезни. Для этого важно наблюдать за образом жизни ребенка, его подвижностью и физической активностью, изменениями в фигуре.

Симптомы ожирения у грудного ребенка:

  • избыточный вес;
  • частые аллергические реакции;
  • запоры.

Симптомы ожирения у ребенка младшего школьного возраста (5-7 лет):

  • избыточный вес;
  • чрезмерное потоотделение;
  • появление одышки при ходьбе и нагрузках;
  • деформация фигуры в области живота, бедер, рук и плечей (наращивание жировой ткани);
  • частое повышение давления.

Симптомы ожирения у подростков 12-17 лет:

  • более выраженные, все вышеописанные, симптомы;
  • утомляемость;
  • у девушек – нарушение менструального цикла;
  • головокружение и головные боли;
  • повышенное потоотделение;
  • частые отеки рук и ног, ноющие боли в суставах;
  • депрессивные состояния.

Как диагностировать заболевание?

Поводом обратиться к врачу послужат наблюдения внимательных родителей, которые могут обнаружить первые тревожные симптомы ожирения у ребенка. Врач начинает диагностику со сбора информации о ребенке (методы вскармливания до года, особенности питания в настоящее время, образ жизни, уровень физподготовки, хронические заболевания).

Следующим шагом объективной диагностики служит сбор антропометрических данных: окружность талии, бедер, масса тела. На основе этих показателей врач вычисляет индекс массы тела ребенка (ИМТ) и сравнивает его по специальным центильным таблицам, которые разработала ВОЗ.

Посчитаем? ИМТ позволяет легко определить степень сложности заболевания и рассчитывается по следующей формуле: ИМТ = масса тела (кг) / рост (м²).

По полученному значению индекса можно определить степень ожирения. В этом поможет нижеследующая таблица.

Для определения причин болезни педиатр может назначить следующие анализы:

  • Биохимический анализ крови. Он позволяет определить количество глюкозы в крови, холестерина, мочевой кислоты. Уровень белков АЛТ и АСТ (трансаминазы в крови) определит состояние печени.
  • Анализ на уровень гормонов разного типа в крови и моче. Назначается, если врач подозревает развитие ожирения на гормональном фоне. Определяется уровень инсулина, кортизола, ТТГ, эстрадиола и других гормонов.

Так же для уточнения диагноза могут направить на дополнительные обследования:

  • УЗИ щитовидной железы;
  • КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга (если подозревается патология гипофиза).

Лечение

Определив причину развития ожирения врач назначает комплексное лечение, которое обязательно включает в себя следующее:

  1. Коррекция питания и индивидуальная диета.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Лекарственная терапия.
  4. Хирургическое лечение (при необходимости).

Коррекция питания

Правильно скорректировать питание поможет детский врач-диетолог. Его целью будет притормозить процесс образования подкожного жира и стимулировать вывод уже накопившихся запасов. Диета для ребенка при ожирении должна быть максимально разнообразна и сбалансирована. Также нужно помнить, что детям до 3 лет диеты противопоказаны.

Питание детей при ожирении подразумевает дробные приемы еды 6-7 раз в сутки малыми порциями. Перерывы между едой лучше делать не дольше 3 часов. Основные калорийные блюда составляют рацион первой половины дня, в период наибольшей активности. На завтрак и обед готовят мясные и рыбные блюда обязательно из нежирных сортов.

Из молочных продуктов предпочтительнее кисломолочные с малым процентом жирности. Каждый день в рацион включается кальций в виде творога.

Так как основным источником жировых отложений являются углеводы, то рекомендуется исключить из рациона белый хлеб, сахар, соки, газированные напитки, макаронные изделия, варенье и конфеты.

Важно! В приготовлении еды необходимо свести к минимуму процесс жарки на масле. Продукты можно варить, парить, тушить и употреблять в свежем виде.

Эффективное диетическое питание было разработано еще советским диетологом М. Певзнером. С целью лечения ожирения у детей и подростков им была создана диета номер 8, которую и сегодня успешно практикуют врачи. Рацион разработан в нескольких вариантах меню, чередование которых позволит полностью сбалансировать потребление организмом необходимых веществ.

Стол номер 8 складывается из следующих основных продуктов:

  • хлеб с отрубями или грубого помола – 100-170 г в день;
  • кисломолочные продукты низкой жирности – 180-200 г в день;
  • нежирное мясо, мясо птицы, нежирные сорта рыбы – 150-180 г в день;
  • супы с малым количеством картофеля – до 220 г порция;
  • из круп только пшено, гречка и ячмень – до 200 г каши в день;
  • все овощи в неограниченном количестве разного способа приготовления;
  • фрукты, предпочтительно несладкие – до 400 г в день.
  • чай, узвары и соки без сахара.

Вот один из вариантов меню при диете №8, призванной помочь ребенку при ожирении:

  • 1-й завтрак – 8.00

Приготовленная на воде, чай без сахара, яблоко.

  • 2-й завтрак – 11.00

Салат из яблока и свежей капусты, отварное яйцо, отвар шиповника.

  • Обед – 13.00

Овощной суп или щи, тушеная капуста с отварным мясом или рыбой, компот из сухофруктов.

  • Полдник – 16.00

Творог с кефиром.

  • Ужин – 19.00

Рыба отварная, салат из овощей с растительным маслом. Перед сном – стакан обезжиренного кефира.

Все рецепты приготовления блюд для детей с ожирением учитывают почти полное отсутствие соли, сладкого и масла, поэтому детям она кажется слишком строгой, пресной и невкусной.

Чтобы улучшить психологический настрой ребенка при приеме пищи, родителям рекомендуется применить всю свою фантазию и творчески преображать поданные блюда. Это могут быть мультяшные фигурки, узоры и прочие детали из продуктов. Яркие и сочные овощи всегда придут на помощь.

Лечебная физкультура

Обязательной частью комплексного лечения ожирения в детском возрасте являются физические нагрузки. Лечащий врач назначит необходимый комплекс ЛФК, который будет способствовать снижению веса.

Кроме того, в рекомендации для детей с ожирением включены спортивные секции, пешие прогулки в любую погоду на свежем воздухе, плавание, езда на велосипеде, массаж. Занятия спортом должны быть регулярными. Находчивые родители даже наказания придумывают в виде зарядки (10 отжиманий, 30 приседаний и т. д.), чтобы нагрузки были ежедневными.

Интересно! Рисование мелом на асфальте – незамысловатое, но очень полезное занятие. Ведь рисуя, ребенок приседает и передвигается на корточках.

Лекарственная терапия

Медикаментозное лечение врачи, как правило, назначают лишь при 3-й степени ожирения. Это связано с тем, что все препараты, подавляющие аппетит и снижающие вес, противопоказаны детям до 15 лет.

Современные методы лечения ожирения у детей базируются на немедикаментозной терапии. Часто в комплекс лечения включают менее опасные для детского организма гомеопатические препараты.

Хирургическое лечение

Бывают особо тяжелые случаи течения болезни, когда появляется необходимость оперативного вмешательства (ожирение крайней степени или состояния, вызванные его осложнениями, угрожающие жизни). Тогда врачи могут применить хирургическое вмешательство.

Лечение ожирения при помощи хирургии (бариатрия) еще совершенствуется, но уже сейчас врачи практикуют более 40 видов бариатрических операций, помогающих устранить последствия ожирения у детей.

Профилактика ожирения

Проблема ожирения у детей может дать знать о себе еще в период вынашивания малыша, поэтому специалисты рекомендуют начинать профилактику еще до его рождения. Будущая мама должна заботиться о полноценном сбалансированном питании и помнить о вреде переедания.

Основные профилактические меры, призванные не допустить ожирение у детей и подростков, сводятся к следующим шагам.

  • Правильный режим питания

В него входят сбалансированный рацион, соблюдение часового режима питания и исключение из меню продуктов и напитков, приносящих вред.

  • Активный образ жизни

Предусматривает ведение здорового образа жизни, занятия физкультурой, спорт и игры на свежем воздухе, ограничение сидения перед компьютером или телевизором.

  • Психоэмоциональный фон

Когда у ребенка ожирение, очень важна психологическая обстановка в кругу его близких. Страдающий избыточным весом подросток может часто впадать в депрессию, что лишь усугубит течение болезни. Поэтому важна всяческая поддержка и положительный настрой родителей. Не просто советы о том, что делать и как, а мотивация личными примерами.

Ожирение в детском возрасте является очень серьезной проблемой. Это болезнь, которая обязательно даст о себе знать в молодом и зрелом возрасте. Родители должны быть очень внимательны к ребенку и обязаны приучить его к ведению правильного образа жизни. Ну а это будет залогом его безопасности и крепкого здоровья.

Большинство родителей придерживается ошибочного мнения о том, что лишний вес у ребенка сам «уйдет» к старшим классам. Взрослые одобрительно реагируют на повышенный аппетит своего чада, однако, через некоторое время с удивлением отмечают, что ребенка имеется избыточный все.

Диетологи настоятельно рекомендуют обращать внимание на тревожные симптомы ожирения, так как они вполне могут свидетельствовать о более серьезных заболеваниях. Своевременное избавление от лишних килограммов в школьном возрасте значительно упростит будущее ребенка.

Почему школьник набирает вес?

В том случае, когда было обнаружено, что ребенок резко начал набирать вес, поступив в школу, необходимо срочно выяснить причину и принимать определенные меры для решения этой проблемы. С медицинской точки зрения существует четыре причины, по которым школьник начинает набирать вес.

1. Наследственный фактор. Наука доказала, что ребенок с 40% вероятностью унаследует ожирение, если один из родителей страдал этим недугом. Риск иметь избыточный вес увеличивается до 80%, когда ожирение страдали оба родителя.

2. Нарушение работы гормонов надпочечников и щитовидной железы.

3. Неправильное питание. При поступлении в школу ребенок может начинать употреблять в большом количестве вредные продукты - гамбургеры, пирожки, пирожные, чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки и прочее.

4. Гиподинамия - малоподвижный образ жизни. Он характерен для большинства современных детей, которые много времени проводят за компьютером и телевизором. Именно поэтому его организм не успевает израсходовать все калории, которые им съедаются.

Методы лечения

1. Правильное питание. В рационе ребенка необходимо заменить все «быстрые» углеводы на продукты с нормальной калорийностью, которые содержат большее количество витаминов и полезных микроэлементов. Ребенок больше есть овощей, фруктов, постного мяса, нежирной рыбы и кисломолочных продуктов. Рекомендуется готовить для него блюда в вареном или тушеном виде.

2. Физические нагрузки. Следует обязательно увеличить физическую нагрузку для ребенка - он не должен много времени сидеть за компьютером или спать. Физическая активность подразумевает частые и долгие пешие прогулки, пробежки, утреннюю зарядку и плавание.

Начинать заниматься спортом можно вместе с ребенком, таким образом контролируя его. Главное, делать это постепенно, чтобы не отбить желание и не навредить сердечно-сосудистой системе, которая у него еще не достаточно крепкая. Спортивные секции и танцевальные кружки не только поспособствуют похудению, но и укрепят иммунитет, повысят самооценку у школьника.

3. Психологическая поддержка. Многие психологи сходятся во мнении, что причиной ожирения являются проблемы эмоционального характера. Постоянные стрессы, вызванные трудностями в школе либо взаимоотношениями с одноклассниками, побуждают ребенка есть больше, чем необходимо.

В таком случае, справиться с проблемой школьнику поможет психолог, он может обратиться к школьному специалисту, либо сходить вместе с родителями на прием в поликлинику.

В любом случае, когда у ребенка имеются серьезные проблемы с весом, необходимо обратиться к эндокринологу, который проведет анализы и обследования. У него могут иметься нарушения эндокринного характера, поэтому диета и физические нагрузки окажутся малополезными.

Загрузка...