docgid.ru

Острота зрения. Причины снижения темновой адаптации

К основным функциям зрительного анализатора относят различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Зрение помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

Глаз, как оптический прибор, построен следующим образом:

Рис.1. Строение глаза: 1 – роговица; 2 – передняя камера; 3 – радужная оболочка; 4 – зрачок; 5 – хрусталик; 6 – стекловидное тело; 7 – сетчатка; 8 – сосудистая оболочка; 9 – склера; 10 – желтое пятно; 11 – слепое пятно; 12 – ресничное тело; 13 – зрительный нерв.

1. Роговица – действует как светопреломляющая структура (хорошо снабжена нервными окончаниями – если дотронуться, то возникает мигательный рефлекс).

2. Передняя камера – располагается между роговицей и радужной оболочкой. Передняя камера заполнена жидкостью.

3. Радужная оболочка – содержит пигмент, определяющий цвет глаз, регулирует размер зрачка, а, следовательно, количество света, поступающего в глаз.

4. Зрачок – отверстие в радужной оболочке, через которое свет, минуя роговицу и переднюю камеру, проходит внутрь глаза.

5. Хрусталик – прозрачное эластичное двояковыпуклое образование, обеспечивающее фокусировку лучей света на сетчатке.

6. Стекловидное тело – прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.

7. Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, состоящая из следующих рецепторов: а) палочки – воспринимают форму, ответственны за сумеречное зрение, располагаются на периферии сетчатки в количестве 120*10 6 ; б) колбочки – воспринимают различные цвета, аппарат дневного зрения, количество – 6*10 6 ; в) нейроны – образуют зрительный нерв с помощью своих отростков. Сетчатка является конечной структурой, воспринимающей свет.

8. Сосудистая оболочка – пронизана кровеносными сосудами, снабжающими кровью сетчатку.

9. Склера (белочная оболочка) – наружная оболочка глаза. Защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.

10. Желтое пятно – содержит только колбочки. Зона наилучшего видения. Ночью свет падает только на желтое пятно, поэтому человек плохо различает в темноте цвета.

11. Слепое пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью. Располагается асимметрично в разных глазах.

12. Ресничное тело – мышца, регулирующая силу преломления лучей хрусталиком.

13. Зрительный нерв – воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

Вспомогательные органы глаза:

· Брови – отводят пот со лба;

· Веки – защищают глаз от световых лучей и пыли. Количество ресниц составляет приблизительно по 80 на каждом веке. Ресницы выпадают и вырастают вновь за 100 дней.

· Слезный аппарат – слезы смачивают, очищают и дезинфицируют глаз. Количество слез выделяется приблизительно 0,01 л в сутки. Слезы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40%. Мужчины обычно моргают один раз за 5 секунд, женщины чаще.

Для получения четкого изображения необходимо, чтобы фокус попал на сетчатку.

Рис.2. Реакция радужной оболочки на изменение освещенности.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами. Оно позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов левым и правым глазом.

Диоптрия – это приспособление глаза к получению отчетливого изображения на сетчатке на различных расстояниях. Процесс приспособления осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предметов сходятся на сетчатке. При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связки, прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его преломляющая сила становится наименьшей.

Ближайшая точка видения – это наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет еще отчетливо виден.

Возрастные особенности . Ребенок первые месяцы после рождения видит предметы в их перевернутом изображении. До 9-12 лет глаза у человека дальнозоркие. Ближайшая точка ясного видения отодвигается с возрастом. В 10 лет она на расстоянии менее 7 см от глаза, в 20 – 8,3 см, в 30 – 11 см, в 35 – 17 см, а к 60-70 годам она приближается к 80-100 см.

У младших школьников чаще встречается близорукость слабой степени – до 3Д. Если вовремя не начать коррекцию, то процесс может усугубиться.

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗО ВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

Директор ИК

«______» _______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Б.3 Профессиональный цикл. Б. 3. 00 Базовая часть

Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии»

^ ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 4

Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки Логопедия 050700.62

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


  1. ^ Цели изучения дисциплины (иодуля)

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения - это наука о строении, функционировании органов слуха, речи и зрения в норме и патологии, Курс является базовым для изучения многих специальных логопедических дисциплин. Учитель – логопед должен хорошо представлять себе строение, функции, регуляцию, физиологические взаимосвязи речевого аппарата и сенсорных систем. Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-педагогическую работу.

Цель: формирование систематизированных знаний о строении, функционировании и наиболее часто встречающейся патологии органов слуха, речи и зрения и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.

Задачи:


  1. Изучение строения органов слуха, речи, зрения;

  2. Изучение физиологии органов слуха, речи, зрения;

  3. Изучение возрастных особенностей этих органов у детей разного возраста;

  4. Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи и зрения;

  5. Ознакомление с методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у взрослых и детей;

  6. Ознакомление с методами коррекции и компенсации слуха и зрения для развития речи и психического развития ребенка.

  1. ^ Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» - обязательная дисциплина профессионального блока Б.3. Базовая часть, модуль «медико-биологические основы дефектологии». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса педагогического факультета. Она является основой для последующего изучения дисциплин: основы генетики, основы медицинских знаний, ранняя диагностика и коррекция развития, введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, логопсихология, методика обучения и развития детей слуха, речи, развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Данная дисциплина базируется на данных анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, логопедии, физики, психологии. Она обеспечивает подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями слуха, речи, зрения.

3. Требования к уровню освоения программы.

Студент должен знать:


  • строение органов слуха, речи, зрения;

  • физиологические основы деятельности органов слуха, речи, зрения;

  • возрастные особенности строения и функционирования органов слуха, речи, зрения;

  • этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов
слуха, речи, зрения;

Студент должен уметь:


  • пользоваться анатомическими муляжами, таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;

  • анализировать различные патологии периферических отделов слуховой, зрительной и речевой систем и причины, приводящие к стойким нарушениям;

  • проводить лечебно-восстановительную и коррекционно-педагогическую работу при патологии органов слуха, речи, зрения;

Студент должен владеть:


  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) для самопознания и саморазвития;

  • простыми методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у детей;

  • методами профилактики, гигиены, коррекции и реабилитации различных расстройств зрительной, слуховой и речевой систем у взрослых и детей.

Студент должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):


  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовностью использовать методы физического воспитания самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способностью логически верно выстраивать устную речь (ОК-7);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивации к осуществлению профессиональной деятеьности (ОПК- 1);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к взаимодействию с детьми с нарушениями речи, родителями, коллегами (ОПК-6);

  • готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).
^ Студент должен обладать дополнительными профессиональными специализированными компетенциями:

  • Способностью анализировать возрастные аспекты развития сенсорных органов; значение гигиенических мероприятий для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и речи; готовностью к применению знаний об особенностях исследования слуховой и зрительной рецепции в профессиональной деятельности (ПСК-2):

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетные единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по

Семестрам (в соответсвии с учебным планом) (час)


Всего

1 2 3

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия и семинары

36

36

Семинары

Лабораторные работы

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

72

72

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Формы текущего контроля

Тесты, к/р

Тесты, к/р

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен

^ 5. Содержание учебной дисциплины(модуля).

5.1 Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

^ Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Анатомия, физиология и патология органов слуха

22


2.



26

3.

Анатомия, физиология и патология органов зрения

24


Всего часов

36

36

72

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

^ 1. Анатомия, физиология и патология органов слуха.

Общие представления о сенсорных системах (анализаторах). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития.

Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности их речевого развития. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.

^ 2. Анатомия, физиология и патология органов речи.

Речь как особое средство общения людей. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания.

Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр, диапазон. Понятие о регистрах. Возрастные особенности диапазона голоса.

Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов речевого аппарата. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей.

Патология (аномалии развития, повреждения и заболевания) органов речи у детей, клиническая характеристика и особенности течения болезни, влияние на голосо- и речеобразование.

Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.

^ 3. Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей.

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

5. 3. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

Изучение строения наружного и среднего уха.

Изучение строения внутреннего уха, строения кортиева органа.

Исследование остроты слуха шепотом и разговорной речью, камертонами..

Сравнение воздушной и костной проводимости звука у человека, просмотр видеофильма «Слуховой анализатор».

Изучение патологии органа слуха..

Тестирование, семинар в диалоговом режиме по теме: «Анатомия, физиология и патология органа слуха».


Изучения строения органов дыхания у человека, механизма дыхательных движений.

Исследование жизненной емкости легких у человека.

Проведение промежуточного контроля знаний.

Изучение строения гортани, расположения и функций мышц гортани.

Изучение строения органов артикуляции.

Изучение строения полости носа, придаточных пазух носа, их возрастных особенностей.

Контрольная работа, семинар в диалоговом режиме, тестирование по теме: «Анатомия, физиология и патология органов речи».


Исследование остроты зрения по таблице, цветового зрения у человека.

Исследование состояния бинокулярного зрения.

Определение границ бесцветного и цветового полей зрения у человека.

Семинар в диалоговом режиме по теме: «Строение и функционирование зрительной сенсорной системы».

Изучение патологии органа зрения.

Для проведения практических работ имеется практикум: Казионова Л.Ф., Низкодубова С.В., Седокова М.Л. Физиология человека и животных «Высшая нервная деятельность и сенсорные системы».

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Основная литература:


  1. 1. Казионова, Л. Ф. Физиология человека и животных. «Высшая нерная деятельность и сенсорные системы»: практикум / Л. Ф. Казионова, С. В. Низкодубова, М. Л. Седокова; под ред. С. В. Низкодубовой. - Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2005. - 76 с.

  2. 2. Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат) : учеб. для вузов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М: Просвещение, 1986. - 287 с.

  3. 3.Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учебное пособие для вузов/М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2005.-432 с.:

  4. 5. Овчинников, Ю. М, Болезни носа, глотки, гортани и уха: учеб. для мед.ин-тов / Ю. М. Овчинников, В. П. Гамов; - М. : Медицина, 2005. - 540 с.

^ 6.2 Дополнительная литература:


  1. 1. Нейман, Л. Б. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для высш. учеб. заведений / Л. Б. Нейман, М. Р. Богомильский; под редакцией В.И.Селиверстова. Коррекционная педагогика. - М. : «Владос», 2003. - 224 с.

  2. 2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма [Текст]: учебник для вузов/М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.-5-е изд., перераб.-М.:Академия,2005.-381, с.:

  3. 3.Подколзина, Елена Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст]:приложение к журналу "Обруч" : методическое пособие/Е. Н. Подколзина.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-169, с.:
^ 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

    1. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    2. Ресурсы учебно-методического кабинета «Анатомический музей» (натуральные препараты, муляжи, планшеты, таблицы).

    3. Приборы для изучения функций слуха и зрения (камертоны, спирометр, прибор для исследования функций зрения ПОЗБ-1, периметр Форстера, Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения).

    4. Видеофильмы. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    5. При изучении дисциплины полезно посетить http://window.edu.ru/ и каталог интернет-ресурсов http://www.edu.ru , педагогическую библиотеку http://www.pedlib.ru

^ 6.4. Материально - техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения


Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Анатомия, физиология и патология органа слуха

Набор таблиц по анатомии и физиологии слухового анализатора, макеты и муляжи органа слуха, камертоны.

Видеофильм «Слуховой анализатор»


2.

Анатомия, физиология и патология органов речи

Набор таблиц, муляжи, рисунки различных видов патологии, спирометр

Компьютерное тестирование по теме.

3.

Анатомия, физиология и патология органа зрения

Набор таблиц по анатомии и физиологии органа слуха, муляжи, макеты. Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения, прибор для исследования функций зрения, периметр Форстера

Видеофильм «Зрительный анализатор», компьютерное тестирование.

^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.


  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.

  5. Проводить на практических занятиях семинары в диалоговом режиме.

7.2. Методические указания для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:


  1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

  2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

  3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях.

  4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

  5. Решать ситуационные задачи по теме.

^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1 Тематика рефератов (докладов, эссе );


  1. Строение, функции и патология наружного уха.

  2. Строение, функции и патология среднего уха.

  3. Строение, функции и патология внутреннего уха.

  4. Характеристика и обучение глухих и тугоухих детей

  5. Строение, функции и патология артикуляционного отдела периферического речевого аппарата

  6. Строение и функции гортани, механизм голосообразования, механизм шепота.

  7. Патология голосового отдела речевого аппарата.

  8. Строение, функции и патология резонаторного отдела речевого аппарата.

  9. Возрастные и половые особенности гортани.

  10. Строение глаза. Оптическая система глаза.

  11. Аккомодация, ее механизм, особенности аккомодации у детей.

  12. Строение, функции сетчатки глаза, патология сетчатки.

  13. Близорукость (миопия), причины ее возникновения, профилактика, близорукости у детей.

  14. Цветовое зрение, его нарушения.

  15. Болезни глазницы и век. Косоглазие.

  16. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха и речи у детей.

8.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

1.Кратко охарактеризуйте строение слухового анализатора.
2. Опишите строение наружного уха. Какие функции выполняют части наружного уха?
3. В чем особенности строения среднего уха? Какую функцию выполняют слуховые косточки?
4. Периферические отделы каких анализаторов расположены во внутреннем ухе? Расскажите о периферическом отделе слухового анализатора.
5. Характеристика основных свойств звука.
6 Звуки речи и их основные акустические характеристики.
7. Какие виды звукопроведения вам известны? Расскажите о них.
8. В чем физиологический смысл звуковосприятия?
9. Какими основными показателями характеризуется чувствительность органа слуха?
10. Выделите основные этапы становления слуховой функции у детей.
11. Какие заболевания наружного уха вам известны? Как они отражаются на слуховой функции?
12. Кратко охарактеризуйте основные заболевания среднего уха, приводящие к стойким нарушениям слуха.
13. Какие заболевания внутреннего уха вам известны? Какова их роль в нарушении слуховой функции?
14. На какие группы и по какому признаку можно разделить детей со стойкими нарушениями слуха?

15. Особенности строения наружного носа и носовой полости.
16. Какие мышцы образуют губы, щеки, обеспечивают изменение формы ротового отверстия, движение нижней челюсти?
17. Как размещаются зубы в верхней и нижней челюстях? Что такое зубная формула? Что такое прикус?
18. Что такое твердое небо и чем оно образовано?
19. Каковы функции мягкого неба?
20. Какие мышцы формируют язык? Какие движения они обеспечивают?
21. В чем особенности анатомического строения глотки?
22. Какие хрящи образуют гортань?
23. Мышечной аппарат гортани (наружные и внутренние мышцы).
24. Отличительные особенности дыхания при речи.
25. Жизненная емкость легких, типы дыхания. Какой тип дыхания чаще встречается у женщин, мужчин, детей?
26. Опишите механизм голосообразования.
27. В чем заключается механизм шепота, фальцета?
28. Расскажите об основных свойствах голоса: сила, высота, тембр. От чего они зависят?
29. Какие режимы работы гортани вы знаете? В чем их отличия?
30. Что такое атака звука? Какие виды атак вы знаете? Какая атака в гигиеническом отношении наиболее предпочтительна?
31. Что такое мутация голоса? Каковы особенности мутации у мальчиков и девочек?
32. Как производят исследование органов речи у детей с дефектами речи?
33. Расскажите об основных заболеваниях носа и носовой полости. Как они отражаются на нарушениях голоса и речи?
34. Что такое гнусавость? Какие виды гнусавости вы знаете? В чем их отличие?
35. Расскажите о щелевых дефектах верхней губы и неба, их влияние на речевую функцию.
36. Что такое аномалии прикуса? Какие аномалии прикуса вы знаете, нарушения произнесения звуков?
37. Какие заболевания глотки вы знаете?
38. Расскажите о заболеваниях гортани, приводящих к нарушению голосовой функции.
39. Расскажите об устройстве зрительного анализатора.
40. Расскажите о строении и функциях фиброзной оболочки глаза.
41. Расскажите о строении и функциях сосудистой оболочки глаза.
42. Каковы особенности строения сетчатой оболочки?
43. Что такое аккомодация? Какие структуры глаза принимают участие в аккомодации? Особенности аккомодации у детей.
44. Какие виды фотопигментов вы знаете? Расскажите о механизме фоторецепции.
45. Что такое острота зрения? Что такое угол зрения?
46. Какие методы определения остроты зрения вы знаете?
47. Что такое цветоощущение?
48. Оптическая система глаза
49. В чем отличие физической рефракции от клинической?
50. Какие аномалии рефракции вы знаете?
51. Расскажите о возрастных изменениях зрительного анализатора.
52. Что такое катаракта? Какие изменения структур глаза вызывают это заболевание?
53. Что относится к нарушениям цветового зрения? Чем они обусловлены?
54. Что такое глаукома? Первые признаки глаукомы? Нарушение какого процесса внутри глаза приводит к этому заболеванию?
55. Расскажите о заболеваниях вспомогательных органов глаза, приводящих к нарушению зрения.
56. Дайте классификацию нарушений зрения.
57. Какие методы коррекции зрения вы знаете?

8.3 Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

1. В чем отличие слухового анализатора от органа слуха?
2. Раскройте роль слухового восприятия в развитии речи.
3. Что является главными причинами стойких нарушений слуха?
4. Расскажите об основных объективных методах исследования слуховой функции.
5. Расскажите о субъективных методах исследования слуха в детском возрасте. Сформулируйте их практическую значимость.
6. В чем заключается значение остатков слуха для глухих детей?
7. Расскажите об основных мерах профилактики стойких нарушений слуха у детей.

8. В чем отличие дыхания при голосообразовании?
9. Охарактеризуйте основные этапы развития произносительной стороны речи у детей. В чем отличие становления речи у слабослышащих детей?
10. Какие меры профилактики нарушений голоса и речи у детей вы знаете?
11. Какие нервно-мышечные нарушения могут привести к нарушению речи?
12. Раскройте роль трех функциональных блоков мозга в речеобразовании.
13. Охарактеризуйте состояние устной речи при минимальном снижении остроты слуха в детском возрасте.

14. В чем отличие органа зрения от зрительного анализатора?
15. Чем обусловлены аномалии рефракции?
16. Какие негативные воздействия могут оказать влияние на формирование

Зрительного анализатора у плода?
17. Какие врожденные нарушения зрения вам известны?
18. Как нарушение зрения может повлиять на становление речи и высших

Психических функций у детей?
19. Расскажите о профилактике нарушений зрения у детей

8.4. Примеры тестов

^ 1. Местом наилучшего видения в глазу у детей и взрослых является …

1. желтое пятно 2. слепое пятно

3. стекловидное тело 4. роговица

2. Периферический отдел слуховой сенсорной системы расположен в …

1. наружном ухе 2. внутреннем ухе

3. среднем ухе 4. височной коре

^ 3. В барабанной полости расположены …

1. преддверие и улитка 2. костные ячейки

3. слуховые косточки 4. слуховой и вестибулярный нервы

4. Атрезия наружного слухового прохода – это …

1. травма наружного слухового прохода

2. воспаление наружного слухового прохода

3. искривление наружного слухового прохода

4. заращение наружного слухового прохода

^ 5. К полной глухоте приводит заболевание…

1. диффузный гнойный лабиринтит

2. ограниченный лабиринтит

3. катаральный средний отит (тубоотит)

4. оставшееся прободение в барабанной перепонке

^ 6. Слуховая (евстахиева) труба обеспечивает...

1. восприятие звуковых колебаний 2. возможность различения высоты звука

3. выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки

4. определение направления звука

^ 7. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 1 цифрой 2 ...

8. У детей до 8 - 10 лет глаз является...


  1. естественно близоруким

  2. нормальным

  3. астигматическим

  4. естественно дальнозорким
^ 9. При разрастании эта миндалина образует аденоиды у детей …

1. небная 2. носоглоточная

2. язычная 4. Трубная

1. черпаловидному и перстневидному

2. клиновидному и щитовидному

3. надгортаннику и клиновидному

4. щитовидному и черпаловидному

^ 11. Поперечная черпаловидная мышца при сокращении вызывает…

^ 12. Подбородочно=язычная мышца языка при сокращении …

1. осаживает язык книзу 2. выдвигает язык вперед

2. втягивает язык в полость рта

4. укорачивает язык, загибает его кончик книзу

^ 13. При параличе мягкого неба …

1. воздух при произнесении звуков речи проходит только через нос

2. воздух при произнесении звуков речи проходит только через рот

3. воздух при произнесении звуков речи проходит через рот и нос

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к экзамену

1. Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов).

2. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.

3. Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы.

4. Звук, его характеристики, Распространение звука в среде. Понятие о резонансе.

5. Механизм возникновения слуховых ощущений.

6. еханизм восприятия звуков разной высоты.

7. Костная проводимость звука

8. Чувствительность слуховой сенсорной системы. Слуховая адаптация, слуховое утомление.

9. Бинауральный слух, его значение.

10. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

11. Исследование слуха у детей (шепотной и громкой речью, камертонами, аудиометром).

12. Значение слуха для развития речи у детей.


  1. Аномалии развития и заболевания наружного уха (атрезия, серные пробки, инородные тела), причины возникновения, лечение.

  2. Аномалии развития барабанной перепонки. Повреждения барабанной перепонки, профилактика, лечение.

  3. Катар среднего уха, причины, особенности течения болезни, изменение слуха, лечение
Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит), причины возникновения, особенности течения заболевания у детей разного возраста, лечение, осложнения после болезни.

  1. Хроническое гнойное воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит), причины, особенности течения при первой и второй форме заболевания, лечение, осложнения после болезни.

  2. Дефекты и повреждения внутреннего уха. Воспаление внутреннего уха (лабиринтит), пути распространения инфекции, диффузный (разлитой) и ограниченный лабиринтит, осложнения.

  3. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге.

  4. Классификация стойких нарушений слуха у детей.

  5. Характеристика глухих детей (глухонемых и позднооглохших).

  6. Характеристика слабослышащих (тугоухих) детей. значение слухового восприятия для слабослышащих детей.

  7. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей.

  8. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.

  1. 24. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата.

  2. 25. Особенности дыхания при речи.

  3. 26. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Преддверие рта, полость рта, губы, десны, зубы (молочные и постоянные), их смена, прикус.

  4. 27. Строение и функции языка. Мышцы языка, их значение. Роль языка в образовании звуков речи.

  5. 28. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, функции, хрящи гортани, эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные) гортани. Наружные и внутренние мышцы гортани, их функции. Возрастные особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота. Механизм фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр.

  6. 29 Понятие о надставной трубе. Строение носа, полости носа, функции. Придаточные пазухи носа, их значение. Строение глотки, ее отделы, глоточное лимфоидное кольцо.
30. Аномалии развития носа, повреждения носа, инородные тела носа.

31. Заболевания носа: острый насморк, причины, течение. Хронический насморк, причины, формы (простой, гипертрофический, атрофический, аллергический), лечение. Влияние насморка на голосо –и речеобразование.


  1. Открытая и закрытая гнусавость, причины, нарушение произношения звуков.

  2. Дефекты губ и неба, лечение,

  3. Дефекты языка, челюстей, зубов, последствия, лечение.

  4. Рубцовые деформации глотки, причины, последствия. Инородные тела глотки.

  5. Ангина, причины возникновения, симптомы, течение болезни, лечение, осложнения. Хронический тонзиллит, причины, течение, влияние на речевую функцию, лечение.

  6. Гипертрофия небных миндалин, носоглоточной миндалины, изменение голоса, причины, течение болезни, лечение.

  7. Нервно-мышечные нарушения: паралич лицевого, подъязычного нервов, паралич мягкого неба, паралич возвратного нерва (односторонний и двусторонний). Нарушения фонации при поражении отдельных ветвей возвратного нерва, лечение.

  8. Профилактика нарушений голоса и речи у детей.

  1. Строение глаза, и вспомогательного аппарата глаза.

  2. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза.

  3. Аккомодация глаза, ее механизм.

  4. Строение и функции сетчатки глаза. Роль палочек и колбочек.

  5. Цветовое зрения. Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение.

  6. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора.

  7. Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.

  8. Роль зрительного восприятия в формировании речи у детей

  9. Нарушения цветового зрения
49. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

  1. 50. Косоглазие, его виды, нарушение бинокулярного зрения, причины, лечение.

  2. 51. Патология век: блефариты, ячмень, причины, течение болезни, лечение.

  3. 52. Конъюнктивит, его виды, лечение.
53. Заболевания зрительного нерва, атрофия зрительного нерва.

8.7 Формы контроля самостоятельной работы

Плановые консультации, контрольные работы, тестирование, экзамен.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия».

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Доцентом кафедры МБД Казионовой Л.Ф.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры

протокол № __ от ________________20 года

Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией ___________________ института культуры

Протокол № ___от _______________20 года

Председатель методической комиссии ИК ____________ Батурина О.А.

Согласовано:

Декан ИК _____________ Каюмова Е.А.

ГЛАЗ
орган зрения, воспринимающий свет. Глаз человека имеет сферическую форму, диаметр его ок. 25 мм. Стенка этой сферы (глазного яблока) состоит из трех основных оболочек: наружной, представленной склерой и роговицей; средней, сосудистого тракта, - собственно сосудистой оболочки и радужки; и внутренней - сетчатки. Глаз имеет вспомогательные структуры (придатки) - веки, слезные железы, а также мышцы, обеспечивающие его движения.



Склера и роговица. Наружная оболочка глаза обладает главным образом защитной функцией. Большую часть этой оболочки составляет склера (от греч. sclrs - твердый). Она непрозрачна, белок глаза - ее видимая часть. В передней части глаза склера переходит в роговицу. Склера и роговица образованы соединительной тканью и содержат клетки и волокна. Роговица очень упруга и прозрачна, кровеносных сосудов в ней нет. Спереди ее покрывает плотно прилегающий гладкий эпителий, который является продолжением эпителия конъюнктивы, покрывающего белок глаза. Предполагают, что прозрачность роговицы связана с правильным расположением волокон, из которых она по большей части состоит. Эти волокна очень тонки, имеют практически одинаковый диаметр и расположены параллельно друг другу, образуя трехмерные решетчатые структуры. Прозрачность роговицы зависит также от степени ее увлажненности и присутствия слизи. Кривизна роговицы - основной фокусирующей ткани - влияет на остроту зрения: оно ухудшается, если радиус кривизны не везде одинаков. Такое состояние называется астигматизмом; слабая форма его встречается так часто, что может рассматриваться как норма.
Сосудистый (увеальный) тракт. Это средняя оболочка глазного яблока; она насыщена кровеносными сосудами, и ее главная функция питательная. В собственно сосудистой оболочке, в самом внутреннем ее слое, называемом хориокапиллярной пластинкой и расположенном вплотную к стекловидному слою (мембранам Бруха), находятся очень мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие питание зрительных клеток. Мембраны Бруха отделяют сосудистую оболочку от пигментного эпителия сетчатки. Сосудистая оболочка сильно пигментирована у всех людей, кроме альбиносов. Пигментация создает светонепроницаемость стенки глазного яблока и снижает отражение падающего света. Спереди сосудистая оболочка составляет одно целое с радужкой, которая образует своего рода диафрагму, или шторку, и частично отделяет переднюю часть глазного яблока от значительно большей задней его части. Обе части соединяются через зрачок (отверстие в середине радужки), который выглядит как черное пятно.
Радужка (радужная оболочка). Она придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределения пигмента в радужке и строения ее поверхности. Голубой цвет глаз обусловлен черным пигментом, упакованным в гранулы. В очень темных глазах пигмент распределен по всему веществу радужки. Разное количество и распределение пигмента, а не его цвет определяют карий, серый или зеленый цвет глаз. Кроме пигмента радужка содержит много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при аккомодации глаза к различной освещенности. Передний край сосудистой оболочки в том месте, где он прикрепляется к радужке, образует от 60 до 80 складок, расположенных радиально; их называют ресничными (цилиарными) отростками. Вместе с расположенными под ними ресничными (цилиарными) мышцами они составляют ресничное (цилиарное) тело. При сокращении ресничных мышц изменяется кривизна хрусталика (он делается более круглым), что улучшает фокусировку изображений близких предметов на светочувствительной сетчатке.
Хрусталик. Позади зрачка и радужки находится хрусталик, который представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, поддерживаемую многочисленными тонкими волокнами, прикрепленными близко к его экватору и к краям упомянутых выше ресничных отростков. Вещество хрусталика состоит из плотно сгруппированных прозрачных волокон. Кривизна поверхности хрусталика такова, что проходящий через него свет фокусируется на поверхности сетчатки. Хрусталик помещен в эластичную капсулу (сумку), которая позволяет ему при ослаблении напряжения поддерживающих волокон восстанавливать свою первоначальную форму. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, что снижает способность ясно видеть близкие объекты и, в частности, затрудняет чтение.
Передняя и задняя камеры. Пространство перед хрусталиком и местом его прикрепления к ресничному телу за радужкой называется задней камерой. Она соединяется с передней камерой, располагающейся между радужкой и роговицей. Оба этих пространства заполнены водянистой влагой - жидкостью, сходной по составу с плазмой крови, но содержащей очень мало белков и отличающейся более низкой и вариабельной концентрацией органических и минеральных веществ. Водянистая влага постоянно сменяется, но механизм ее образования и замены до сих пор точно неизвестен. Количество ее определяет внутриглазное давление и в норме постоянно. Местом образования водянистой влаги служат ресничные отростки, покрытые двойным слоем эпителиальных клеток. Проходя через зрачок, жидкость омывает хрусталик и радужку и меняет свой состав в ходе происходящего между ними обмена. Из передней камеры она проходит сквозь ячеистую ткань в месте соединения роговицы и радужки (называемом радужно-роговичным углом) и попадает в шлеммов канал - круговой сосуд в этой части глаза. Далее по сосудам, называемым водными венами, водянистая влага из этого канала попадает в вены наружной поверхности глаза. За хрусталиком, заполняя 4/5 объема глазного яблока, находится прозрачная масса - стекловидное тело. Оно образовано прозрачным коллоидным веществом, которое представляет собой сильно измененную соединительную ткань. Сетчатка - внутренняя оболочка глаза, прилегающая к стекловидному телу. В ходе эмбрионального развития она формируется из отростка головного мозга и по существу является специализированной частью последнего. Это самая главная в функциональном отношении часть глаза, так как именно она воспринимает свет. Сетчатка состоит из двух основных слоев: тонкого пигментного слоя, обращенного к сосудистой оболочке, и высокочувствительного слоя нервной ткани, который, подобно чаше, окружает большую часть стекловидного тела. Этот второй слой сложно организован (в виде нескольких слоев, или зон) и содержит фоторецепторные (зрительные) клетки (палочки и колбочки) и несколько типов нейронов с многочисленными отростками, связывающими их с фоторецепторными клетками и между собой; аксоны т.н. ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв. Место выхода нерва представляет собой слепую часть сетчатки - т.н. слепое пятно. На расстоянии ок. 4 мм от слепого пятна, т.е. очень близко к заднему полюсу глаза, имеется вдавление, называемое желтым пятном. Наиболее вдавленная центральная часть этого пятна - центральная ямка - является местом наиболее точной фокусировки световых лучей и наилучшего восприятия световых раздражений, т.е. это участок наилучшего видения. Палочки и колбочки, названные так по их характерной форме, расположены в слое, наиболее удаленном от хрусталика; их светочувствительные свободные концы вдаются в пигментный слой (т.е. направлены от света). У человека в сетчатке имеется ок. 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Эти фоторецепторные клетки распределены неравномерно. Центральная ямка и желтое пятно содержат только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а палочек - возрастает. Периферическая часть сетчатки содержит исключительно палочки. Слепое пятно не содержит фоторецепторов. Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета; палочки - сумеречное, ночное зрение. Пигментный слой состоит из эпителиальных клеток с длинными отростками, заполненных черным пигментом - меланином. Эти отростки отделяют палочки и колбочки друг от друга, а содержащийся в них пигмент препятствует отражению света. Пигментный эпителий насыщен также витамином А и играет значительную роль в питании и поддержании активности фоторецепторов.





Нервные связи. Свет, падающий на глаз, проходит через роговицу, водянистую влагу, зрачок, хрусталик, стекловидное тело и несколько слоев сетчатки, где он воздействует на колбочки и палочки. Зрительные клетки реагируют на этот стимул, генерируя сигнал, поступающий на нейроны сетчатки (т.е. в направлении, противоположном ходу светового луча). Передача сигнала от рецепторов происходит через синапсы, расположенные в т.н. наружном сетчатом слое; затем нервный импульс попадает в промежуточный сетчатый слой. Часть нейронов этого слоя передает импульс дальше в третий, ганглиозный, слой, а часть использует его для регуляции активности различных частей сетчатки. Ганглиозные волокна (они составляют самый близкий к стекловидному телу слой сетчатки, отделенный от него лишь тонкой мембраной) направляются к слепому пятну и здесь сливаются, образуя зрительный нерв, идущий от глаза к мозгу. Нервные импульсы по волокнам зрительного нерва поступают в симметричные области зрительной коры больших полушарий, где формируется зрительный образ.



ЗРЕНИЕ
Зрение - процесс, обеспечивающий восприятие света. Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую часть видимого спектра отражает или поглощает предмет. Когда клетки сетчатки, колбочки и палочки, подвергаются воздействию света с длиной волны от 400 нм (фиолетового) до 750 нм (красного), в них происходит химическая реакция, вследствие которой возникает нервный сигнал. Этот сигнал достигает мозга и порождает в бодрствующем сознании ощущение света.
Зрительные системы. В глазу человека (и многих животных) есть две световоспринимающие системы: колбочки и палочки. Зрительный процесс лучше изучен на примере палочек, но есть основания полагать, что в колбочках он протекает сходным образом. Чтобы прошла химическая реакция, инициирующая нервный сигнал, фоторецепторная клетка должна поглотить энергию света. Для этого используется светопоглощающий пигмент родопсин (называемый также зрительный пурпур) - сложное соединение, образующееся в результате обратимого связывания липопротеина скотопсина с небольшой молекулой поглощающего свет каротиноида - ретиналя, который представляет собой альдегидную форму витамина А. Под действием света происходит расщепление родопсина на ретиналь и скотопсин. После прекращения воздействия света родопсин тотчас же ресинтезируется, но часть ретиналя может подвергнуться дальнейшим превращениям, и для восполнения его запаса в сетчатке необходим витамин А. Описанный процесс можно считать доказанным, и не остается сомнений в том, что родопсин в качестве светочувствительного соединения палочек обеспечивает зрение по крайней мере при слабой освещенности. Если перейти из места с ярким освещением в слабо освещенное, как это бывает при посещении театра в полдень, то интерьер покажется вначале очень темным. Но через несколько минут это впечатление проходит, и предметы становятся хорошо различимыми. Во время адаптации к темноте зрение почти полностью зависит от палочек, так как они лучше работают при слабой освещенности. Ввиду того что палочки не различают цвета, зрение при низкой освещенности практически бесцветно (ахроматическое зрение). Если глаз внезапно подвергается воздействию яркого света, мы плохо видим в течение короткого периода адаптации, когда основная роль переходит к колбочкам. При хорошем освещении мы вполне различаем цвета, поскольку цветовосприятие является функцией именно колбочек.



Теории цветового зрения. Основу изучения цветового зрения заложил Ньютон, показавший, что с помощью призмы белый свет можно разложить на непрерывный спектр, а путем воссоединения компонентов спектра вновь получить белый свет. В дальнейшем было предложено много теорий для объяснения цветового зрения. Классической стала теория цветового зрения Г.Гельмгольца, модифицирующая теорию Т.Юнга. Она утверждает, что все цвета могут быть получены смешением трех основных цветов: красного, зеленого и синего, а восприятие цвета определяется на сетчатке тремя разными светочувствительными веществами, локализованными в колбочках. Эта теория получила подтверждение в 1959, когда было обнаружено, что в сетчатке имеется три типа колбочек: одни содержат пигмент с максимумом поглощения в синей части спектра (430 нм), другие - в зеленой (530 нм), третьи - в красной (560 нм). Спектры их чувствительности частично перекрываются. Возбуждение колбочек всех трех типов создает ощущение белого цвета, "зеленых" и "красных" - желтого, "синих" и "красных" - пурпурного. Однако теория Гельмгольца не давала объяснения целого ряда феноменов цветового восприятия (например, ощущения коричневого или появления цветных остаточных изображений - т.н. послеобразов), что стимулировало создание альтернативных теорий. В 19 в. немецкий физиолог Э.Геринг выдвинул теорию оппонентных цветов, согласно которой цветовое восприятие основано на антагонизме некоторых цветов: как белое (состоящее из всех цветов) противоположно черному (отсутствию цвета), так желтое - синему, а красное - зеленому. В последние десятилетия, когда появилась возможность регистрировать активность отдельных нейронов и удалось выявить тормозные механизмы в деятельности нейросенсорных систем, стало ясно, что эта теория в целом адекватно описывает функцию ганглиозных клеток и более высоких уровней зрительной системы. Таким образом, теории Гельмгольца и Геринга, которые долгое время считались взаимоисключающими, обе оказались в основном справедливы и дополняют друг друга, если рассматривать их как описание разных уровней цветового восприятия. Цветовая слепота чаще всего бывает наследственной и передается обычно как рецессивный сцепленный с X-хромосомой признак. Это весьма распространенный дефект зрения: им страдают 4-8% мужчин и 0,4% женщин в европейских популяциях. Во многих случаях цветовая слепота выражается лишь небольшими отклонениями в восприятии красного и зеленого; способность же подбирать все цвета соответствующим смешением трех основных цветов при этом сохраняется. Эту форму цветовой слепоты определяют как аномальное трихроматическое зрение. Другая ее форма - дихроматическое зрение: люди с этой аномалией подбирают все цвета путем смешения только двух основных цветов. Чаще всего встречается нарушение восприятия красного и зеленого цветов (т.н. дальтонизм), но иногда - желтого и синего. Третья форма, крайне редкая, - это монохроматическое зрение, т.е. полная неспособность различать цвета. У многих животных цветового зрения нет либо оно слабо выражено, в то же время некоторые пресмыкающиеся, птицы, рыбы и млекопитающие обладают более или менее хорошим цветовым зрением. Острота зрения и практическая слепота. Для оценки состояния зрения используют три показателя: остроту зрения, поле зрения и качество цветового зрения. Острота зрения - это способность различать детали и форму. Один из способов ее оценки заключается в следующем: испытуемый должен с установленного расстояния определить минимально необходимый промежуток между двумя параллельными линиями, при котором они зрительно не сливаются. На практике этот промежуток измеряют не в дюймах или миллиметрах, а по величине "угла зрения", который образуют лучи от двух параллельных линий, сходящиеся в точке внутри глаза. Чем меньше угол, тем острее зрение. При нормальном зрении минимальный угол равен 1 дуговой минуте, или 1/60 градуса. Эта величина положена в основу хорошо известной буквенной таблицы для проверки остроты зрения. Каждая буква таблицы соответствует 5 дуговым минутам при определении с установленного расстояния, в то время как толщина буквенных линий составляет 1/5 величины буквы, т.е. 1 дуговую минуту. Буква в строке таблицы, отмеченной как 60 метров, имеет размеры, которые позволяют человеку с нормальным зрением идентифицировать ее с расстояния 60 метров; аналогично букву в 6-метровой строке можно при нормальном зрении определить с расстояния 6 метров. Степень остроты зрения рассчитывают путем соотнесения расстояния, с которого проводится тест (цифра в числителе), с расстоянием, которое указано для самых маленьких правильно читаемых букв (цифра в знаменателе). Стандартное расстояние для теста - 6 метров. Если с этого расстояния испытуемый правильно читает буквы 6-метровой строки, у него нормальная острота зрения. Если с расстояния 6 метров он читает только буквы в норме различимые с 24 метров, его острота зрения равна 6/24. Поле зрения - это способность каждого глаза воспринимать объекты по краям видимого ареала. При оценке этого показателя учитывают размеры, цвет и положение объектов как в градусах, так и в направлении от центральной точки зрения. Цветовое зрение обычно проверяют по способности различать красный, зеленый и синий цвета. Понятие практической слепоты служит для определения нетрудоспособности, при этом оценивают остроту зрения и поле зрения; иногда учитывается сочетание недостаточной остроты зрения и узости поля зрения.





Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Природа дала человеку не только способность четко видеть днем и хорошо различать цвета. Человеческий глаз приспособлен и к сумеречному зрению. Это хорошо знают любители ночной охоты, опытные туристы, военные, сотрудники спецслужб. Существуют специальные приемы, позволяющие улучшить зрение в темноте даже без приборов ночного видения. Однако при некоторых глазных болезнях в темноте не видно ничего. Особенности ночного зрения и их аномалии рассмотрит MedAboutMe.

Строение сетчатки

Сетчатка состоит из десяти слоев клеток. Почти в самом наружном из них расположены особые клетки, способные воспринимать цвет и свет. Это фоторецепторы: колбочки и палочки. Они отличаются строением и функциями.

Первые отвечают за зрение при дневном освещении и восприятие цветов. Большинство колбочек расположено в центральной части глазного дна. А место наилучшего видения - центральная ямка сетчатки - состоит только из них. Когда требуется рассмотреть все детали, человек помещает предмет прямо перед глазом. При этом мозг получает четкое цветное изображение, сформированное в центральной ямке сетчатки.

Палочки отвечают за зрение в темноте и хорошо воспринимают движение. Эти фоторецепторы сгруппированы на периферии глазного дна. Палочки расположены менее плотно, чем колбочки. Это ведет к меньшей разрешающей способности сетчатки в темноте, а, значит, и к более низкому зрению.

Палочки могут формировать только черно-белое изображение, зато они имеют высокую фоточувствительность. Эти клетки почти в 100 раз чувствительнее к свету, чем колбочки.

Особые клетки сетчатки

«В ходе эволюции сетчатка многих живых существ достигла предела чувствительности. Она чувствует ничтожно малое количество света - один фотон. И это очень важно в темное время суток, когда освещенность измеряется лишь несколькими фотонами», - рассказывает доцент нейробиологии и медицинской инженерии Грег Филд из университета Дюка, расположенного в США.

Эта же группа исследователей обнаружила интересные особенности клеток, расположенных в самом внутреннем слое сетчатки. Некоторые из них воспринимают перемещение в определенном направлении. Так, есть клетки, отвечающие за улавливание движения, направленного вниз, вправо и так далее.

В темноте клетки, реагирующие на движение вверх, меняют свое «поведение». Они активируются при движении в любом направлении. Точная причина этого явления пока неизвестна. Грег Филд предполагает, что это особенно нужно тем животным, которые могут стать жертвами хищников. Постоянная активность таких нейронов позволяет вовремя уловить его прыжок в темноте. У человека таких клеток немного, всего около 4%, а вот у грызунов их доля достигает 20-30%.

Механизм восприятия света

Попадая внутрь глаза, световой поток фокусируется роговицей и хрусталиком в одну точку на сетчатке. Затем свет проходит через все ее слои и лишь в наружной части встречается с фоторецепторами.

Основной процесс восприятия света происходит в наружном сегменте палочек и колбочек. Он представляет собой стопку дисков. Каждый диск состоит из зрительного пигмента, окруженного мембраной. В палочках это родопсин, а в колбочках- йодопсин. Родопсин состоит из ретиналя (особая форма витамина А) и белка опсина.

Зрительный пигмент - особое вещество, способное изменять свою структуру при попадании света. Это запускает ряд химических превращений и ведет к формированию электрического потенциала. Этот импульс и передается по зрительному нерву в мозг. Тут изображение формируется и распознается.

При резкой смене уровня освещенности глаз не сразу приспосабливается к новым условиям. Процесс приспособления к яркому свету называется световой адаптацией, а к низкому освещению - темновой адаптацией. Существуют специальные приборы для регистрации световой чувствительности в ходе темновой адаптации. Они называются адаптометрами.

К свету глаз адаптируется быстро, это занимает 1-3 минуты. А вот темновая адаптация продолжается несколько часов. Поэтому для хорошего зрения в темное время суток следует выждать не менее часа. При этом надо избегать любого яркого света, включая карманный фонарик. Это позволит глазу максимально адаптироваться к низкому освещению.

Можно ли убить взглядом?

Интересно, что глаз может не только воспринимать информацию, но и воздействовать на окружающий мир. Так, в 2003 году канадский охотник оказался один на один с голодным медведем гризли. Ружье было недоступно, зверь был совсем рядом. От отчаянья охотник, по его словам, стал пристально смотреть ему в глаза. Медведь, вопреки обыкновению, взгляда не отвел. Никто не знает, сколько длилась эта сцена, однако в итоге хищник упал замертво. После рассказа охотника зверя нашли и произвели вскрытие. Оказалось, он умер от кровоизлияния в мозг.

Причины снижения темновой адаптации

Жалобы на низкое зрение в темноте могут быть вызваны несколькими причинами.

  • Аномалии рефракции.

Зрение большинства людей не идеально. Особенно часто встречается небольшая близорукость, реже астигматизм. И некоторые люди даже не догадываются об этом. При слабом освещении зрачок расширяется, в глаз попадает гораздо больше косых лучей. Имеющиеся аномалии рефракции мешают им сфокусироваться на сетчатке, изображение получается нечетким. Человек жалуется на низкое зрение в темноте.

Это явление можно сравнить с эффектом дырчатых очков. Их отверстия уже, чем зрачок при дневном освещении. Это дает более высокую остроту зрения в очках. Поэтому же с узким зрачком днем видно лучше, чем с широким зрачком ночью.

  • Глазные болезни.

Существует только одно офтальмологическое заболевание, которое длительное время проявляется только этим признаком. Это пигментная дистрофия сетчатки, она же - пигментный ретинит.

Плохое ночное зрение может сопровождать и другие заболевания. Например, воспаление зрительного нерва, его атрофия, воспаление сетчатки с прилежащей частью сосудистой оболочки, внутриглазное инородное тело. Но в этом случае обязательно будут и другие признаки, указывающие на проблему. Например, низкое зрение днем, слабое различение цветов, вялотекущее воспаление глаза.

  • Недостаток витамина А в питании.

Из него строится важнейшая часть зрительного пигмента родопсина. Поэтому его недостаточное поступление с пищей приводит к нарушению ночного зрения. О гиповитаминозе А также говорят шелушение кожи, сухость и ломкость волос, поперечная исчерченность ногтей, частые конъюнктивиты или стоматиты.

Пигментный ретинит

Причина заболевания точно не известна. Однако большинство исследователей связывают ее с мутациями в генах, кодирующих родопсин. Заболевание передается по наследству.

Суть болезни состоит в гибели фоторецепторов. Обычно сначала страдают палочки, но есть варианты смешанной палочко-колбочковой дистрофии. Как правило, процесс начинается с периферии глазного дна. С палочками и колбочками тесно контактирует самый наружный слой сетчатки - пигментный эпителий. Он отвечает за восстановление фоторецепторов после поглощения света и фотоизоляцию их друг от друга.

Структура пигментного эпителия также изменяется. Отдельные клетки перемещаются во внутренние слои сетчатки. Это очень затрудняет работу оставшихся фоторецепторов.

Заболевание проявляет себя довольно рано. Примерно в 95% случаев оно диагностируется до 30 лет. Первым признаком является снижение зрения в темноте. Многие больные не переносят и яркий свет. Затем появляются дефекты поля зрения. Типичен дефект в виде широкого кольца, которое оставляет свободным только центр и крайнюю периферию поля зрения.

Сужение поля зрения резко ухудшает ориентацию в пространстве. Но острота зрения долго остается высокой. Заболевание постепенно прогрессирует, исходом является полная слепота.

Современные методы лечения болезни

Эффективных способов борьбы с заболеванием не существует. Активно разрабатываются методы генной терапии. Суть ее состоит во введении в полость глаза модифицированных вирусов. Они несут в себе «правильные» гены клеток-фоторецепторов. Вирусы встраиваются в геном палочек. Это восстанавливает их нормальную работу. Впервые такая процедура была выполнена в Америке в марте 2018 года. Первым пациентом стал тринадцатилетний мальчик по имени Jack Hogan.

Однако генная терапия пока проходит клинические испытания и еще не вошла в клиническую практику. Кроме того, изучается применение стволовых клеток и больших доз витамина А.

В США в 2011 году для лечения больных пигментным ретинитом был разработан специальный протез сетчатки Argus. Он устанавливается на глазном дне хирургическим путем. Метод применяется только на поздних стадиях заболевания.

Конечно, устройство не дает полноценного зрения. Однако все пациенты с протезами отмечали улучшение распознавания объектов и восприятия движущихся предметов. В настоящее время Argus устанавливают в клиниках Германии, Великобритании, Франции и Италии.

Таким образом, зрение в темное время суток может быть снижено по очень разным причинам. Можно начать с похода в ближайшую оптику для выявления аномалий рефракции. Если их коррекция не дает результата, то следует пройти тщательное обследование у грамотного офтальмолога.

Использованы фотоматериалы Shutterstock


Елена Стешенко, офтальмолог

В органе зрения различают глазное яблоко и вспомогательные аппараты глаза.

Глазное яблоко располагается в глазнице, которая образована костями мозгового и лицевого черепа. Оно имеет вид шаровидного тела, более выпуклого спереди. Различают его передний и задний полюсы. Передний полюс соответствует центру роговицы, т. е. ее наиболее выпуклой части, задний находится несколько латеральнее входа в глазное яблоко зрительного нерва. Прямая линия, проходящая через передний и задний полюсы, носит название зрительная.ось глаза. Эта ось под острым углом пересекает прямую, соединяющую центр роговицы с местом наилучшего видения, которое расположено в области так называемого желтого пятна, находящегося на дне глазного яблока. Глазное яблоко имеет оболочки и светопреломляющие среды глаза. Наружная оболочка называется фиброзной, средняя - сосудистой, а внутренняя - чувствительной.

Фиброзная оболочка, в свою очередь, подразделяется на два отдела: задний, больший, белочную оболочку, или склеру, и

передний,меньший – роговую оболочку, или роговицу глаза.

Сосудистая оболочка находится за фиброзной оболочкой глазного ябдока. В сосудистой оболочке принято различать три части: заднюю –собственно сосудистую оболочку, среднюю – ресничное тело, и переднюю – радужку.

В толще ресничного тела находится ресничная мышца. Она состоит из пучков гладких мышечных волокон, которые расположены в трех направлениях: круговом, радиальном и меридиональном. Меридиональные волокна составляют основную часть ресничной мышцы. При напряжении эта мышца расслабляет связку, а через нее и капсулу хрусталика, который в силу своих эластических свойств становится при этом более выпуклым, что необходимо, когда требуется видеть предметы на близком расстоянии. При расслаблении мышцы ресничное тело принимает исходное положение, ресничные связки натягиваются, и хрусталик становится более плоским. В старческом возрасте эластичность связки и упругость хрусталика уменьшаются, что приводит к нарушению зрения.

Радужка, т. е. передняя часть сосудистой оболочки, имеет вид фронтально расположенного круглого диска с отверстием посередине - зрачком. Она построена из мышечных волокон кругового и радиального направления. Круговые волокна составляют мышцу-суживатель зрачка (сфинктер), а радиальные волокна - мышцу-расширитель зрачка (дилататор). Радужка выполняет функцию оптической диафрагмы, находящейся внутри глазного яблока. На радужке различают:

переднюю и заднюю поверхности. Передняя поверхность хорошо видна через роговицу. Она имеет пигмент, от характера и количества которого зависит цвет глаз: чем его больше, тем темнее цвет глаз.


Чувствительная (внутренняя) оболочка глазного яблока - это сетчатка, которая развивается в виде выроста из вещества промежуточного мозга и по своему происхождению, строению и функции составляет одно целое со зрительным нервом. Соответственно трем частям сосудистой оболочки прилегающая к ней сетчатка подразделяется на зрительную, ресничную и радужковую части. Наибольшей сложностью строения отличается зрительная часть, в которой под микроскопом различают до десятка слоев. В состав одного из слоев входят палочковидные и колбочковидные зрительные клетки (палочки и колбочки). Палочки воспринимают световые раздражения,а колбочки обеспечивают способность различать цвета и их оттенки. Палочки сетчатки имеют так называемый зрительный пурпур, или родопсин, который вырабатывается клетками "пигментного слоя. На свету зрительный пурпур разлагается, а в темноте вновь образуется, придавая всей сетчатке розоватый цвет.

Строение сетчатки: /, //, /// - первые, вторые и третьи нейроны сетчатки; / - пигментный слой; 2 - слой палочек и колбочек; 3 - наружная пограничная перепонка; 4 - внешний зернистый слой; 5 - внешний межзернистый слой; 6 - внутренний зернистый слой; 7 - внутренний межзернистый слой; 8 - гангли-озные клетки; 9 - волокна зрительного н.; 10 - внутренняя пограничная перепонка.

Наружный слой сетчатки, обращенный к сосудистой оболочке| глазного яблока, содержит пигмент и представляет собой пигментный эпителий, соединенный с сосудистой оболочкой значительно более прочно, чем с внутренними слоями самой сетчатки, обращенными в сторону полости глазного яблока. На зрительной части сетчатки выделяются два места, которые отличаются по своему строению и функциональным особенностям: сосок зрительного нерва и желтое пятно. Сосок зрительного нерва - это место вхождения нерва внутрь глазного яблока. Он имеет около 1,7 мм в поперечнике и располагается кнутри от места прохождения оптической оси глазного яблока. Желтое пятно (так называется потому, что у него желтоватый цвет) является местом наилучшего видения. Его поперечник равен приблизительно 1 мм. Посредине пятна есть центральная ямка - место наибольшей чувствительности сетчатки к световым раздражениям. В противоположность этому сосок зрительного нерва, не имеющий ни палочек, ни колбочек, световых раздражений не воспринимает и является своеобразным слепым пятном сетчатки глаза.Остальные две части сетчатки, ресничная и радужковая, построены сравнительно просто. Радужковая часть состоит из пигментного эпителия, о котором уже говорилось, а ресничная часть - из двух слоев эпителиальных клеток (наружный слой представляет собой пигментный эпителий).

Глазное яблоко имеет следующие прозрачные (преломляющие) среды: роговицу, жидкость передней и задней камер глазного яблока, хрусталик и стекловидное тело. Лучи, попадая в глаз, преломляются и образуют на сетчатке глаза обратное и уменьшенное изображение.

Передней камерой глазного яблока называется пространство между задней поверхностью роговицы, передней поверхностью радужки и отчасти передней поверхностью хрусталика. Щель между задней поверхностью радужки и передней поверхностью ресничной связки, а также отчасти передней поверхностью хрусталика носит название задняя камера глазного яблока. Обе камеры наполнены прозрачной жидкостью, которая вырабатывается кровеносными сосудами, в большом количестве находящимися в ресничных отростках. Жидкость передней камеры вместе с роговицей глаза образуют двояковыпуклую линзу, имеющую около 30 диоптрий, т. е. составляют преломляющую среду для проходящих световых лучей.

Наиболее важной светопреломляющей средой является хрусталик. Он построен из волокон, которые имеют шестигранную форму и идут по меридианам. Хрусталик заключен в прозрачную капсулу. По краю хрусталика она прикрепляется к ресничному пояску, который состоит из волокон, идущих к ресничному телу. По внешнему виду хрусталик сравнивают с двояковыпуклой линзой. Передняя поверхность хрусталика имеет меньшую выпуклость, чем задняя. Переднезадний размер его равен 3,7 мм. Когда при сокращении ресничной мышцы уменьшается натяжение прозрачной капсулы хрусталика, он в силу своих эластических свойств становится более выпуклым, и переднезадний размер его может достигать 4,4 мм. При рассматривании" отдаленных предметов хрусталик уплощается, а при рассматривании близко расположенных предметов становится толще. Приспособление глаза к наилучшему видению на близком и далеком расстоянии носит название аккомодация. У животных, живущих в воде, хрусталик имеет шаровидную форму, и его светопреломляющие свойства выше, чем у наземных животных. Человек же в воде недостаточно ясно видит очертания предметов. Это связано с тем, что светопреломляющие свойства прозрачных сред его глаза очень близки к светопреломляющему свойству воды. При переходе лучей из воды непосредственно в глаз преломление их оказывается незначительным и место пересечения находится уже не на сетчатке, как обычно, а сзади ее.

Всю полость глазного яблока позади хрусталика и ресничной связки занимает стекловидное тело, которое прилежит к сетчатой оболочке. Спереди оно имеет углубление, соответствующее по форме задней поверхности хрусталика. Стекловидное тело представляет собой прозрачное студенистое вещество, одетое прозрачной оболочкой и состоящее из тонких соединительнотканных волокон, белков и гиалуроновой кислоты.

Вспомогательные аппараты глаза. К вспомогательным органам глаза относятся мышцы, веки, конъюнктива и слезный аппарат.

Слезный аппарат:

1 - м., поднимающая верхнее веко; 2 - глазное яблоко; 3 - блок; 4 - слезное озеро; 5 - слезный мешок; 6 - носо-слезный проток; 7 - стенка носовой полости; 8 - нижнее веко; 9 - железы хряща века; 10 - нижняя косая м.; 11 -жировая ткань; 12 - нижняя стенка глазницы; 13 - нижняя прямая м.; 14 - выводные канальцы слезной железы; 15 - латеральная прямая м.; 16 - верхняя прямая м.; 17 - слезная железа; 18 - верхняя косая м.

Глазное яблоко приводят в движение 6 мышц: 4 прямые и 2 косые. Различают мышцы: верхнюю, нижнюю, медиальную и латеральную прямые и верхнюю и нижнюю косые. Все эти мышцы построены из поперечнополосатой мышечной ткани. Они начинаются от общего сухожильного кольца, которое располагается в глубине глазницы и охватывает зрительный нерв. Исключением является только наиболее короткая нижняя косая мышца, которая начинается непосредственно от надкостницы нижней стенки глазницы и идет к глазному яблоку. Прямые мышцы глазного яблока идут кпереди и прикрепляются в области его экватора, несколько спереди от него, прирастая к фиброзной оболочке глазного яблока. Верхняя косая мышца идет вдоль верхнемедиального края глазницы и сухожилием перекидывается через фиброзную петлю, прикрепляющуюся в лобной кости. От петли это сухожилие идет под острым углом кнаружи и прирастает к фиброзной оболочке глазного яблока сверху и несколько латерально от его срединной плоскости.

Функция мышц глазного яблока заключается в том, что косые мышцы вращают его вокруг переднезадней оси, медиальная и латеральная прямые мышцы - вокруг вертикальной оси, а верхняя и нижняя прямые - вокруг поперечной оси. Таким образом, глазное яблоко имеет возможность вращаться вокруг трех взаимно перпендикулярных осей. Практически же благодаря совместному действию отдельных мышц оно может вращаться вокруг любой оси, проведенной через его центр. При рассматривании отдаленных предметов оптические оси глаз устанавливаются более параллельно и пересекаются при их продолжении под более острым углом, чем при рассматривании близко расположенных предметов.

Все глазное яблоко вместе с мышцами находится внутри полости глазницы и окружено жировой клетчаткой. Стенки глазницы выстланы надкостницей. Жировая клетчатка отделяется от глазного яблока соединительнотканным листком, который носит название влагалища глазного яблока. Между влагалищем и фиброзным слоем стенки глазного яблока находится пространство щелевидной формы, которое напоминает полость шаровидного сустава. Однако в отличие от суставных полостей оно имеет тонкие тяжи, соединяющие фасцию глазного яблока с его стенкой. Мышцы, подходя к глазному яблоку, проходят своими сухожилиями через эту фасцию.

Веки представляют собой образования, защищающие глазное яблоко спереди. Различают верхнее и нижнее веки. Верхнее веко больше нижнего и значительно подвижнее его благодаря действию мышцы, поднимающей верхнее веко, которая прикрепляется к его хрящу. По краям век растут ресницы. Между свободными краями верхнего и нижнего века находится глазная щель. Ее наружный угол острый, а внутренний имеет закругления и образует так называемое слезное озеро. Внутри этого угла располагается небольшое возвышение розоватого цвета - слезное мясцо, содержащее жировую ткань и сальные железки. Скелетом каждого века является хрящ века. Веки снабжены железами хряща, а также сальными железами, секрет которых смазывает края век и ресницы. Непосредственно под кожей на веках располагается мышца, которая составляет часть круговой мышцы глаза. Она является антагонистом мышцы, поднимающей верхнее веко.

Конъюнктива - это слизистая оболочка, покрывающая внутреннюю поверхность век и часть глазного яблока. Место перехода конъюнктивы с век на глазное яблоко именуется сводом. Различают верхний и нижний своды конъюнктивы.

Слезный аппарат включает слезную железу и систему слезных путей. Слезная железа находится в латеральном верхнем углу глазницы. Она относится к альвеолярно-трубчатым железам и имеет от 5 до 12 выводных канальцев, которые открываются в области верхнего свода конъюнктивы, в его наружном отделе. Слезная железа вырабатывает секрет, увлажняющий глазное яблоко при смыкании век.

Слезы стекают по слезным путям, по направлению к медиальному углу глаза. Когда веки сомкнуты, между ними по линии смыкания образуется щель треугольной формы, носящая название слезного ручья, по которому слезы попадают в слезное озеро, а оттуда в слезные канальцы. Верхний и нижний слезные канальцы идут медиально и сходятся, образуя расширение - слезный мешок, окруженный фиброзной тканью и прирастающий к слезной кости. К стенке слезного мешка прикрепляется слезная часть круговой мышцы глаза, которая при сокращении может расширять слезный мешок и тем самым способствовать присасыванию скапливающихся слез в слезные канальцы. Слезный мешок продолжается книзу в виде носослезного протока, который идет в костном носослезном канале, открывающемся в носовую полость под нижней носовой раковиной.

Кровоснабжение сетчатки глаза и зрительного нерва осуществляет центральная артерия сетчатки, которая входит внутрь глазного яблока в толще зрительного нерва и является ветвью глазной артерии (ветви внутренней сонной артерии). Вместе с центральной артерией проходит центральная вена сетчатки.

На экваторе расположены 4 вортикозные вены, впадающие в глазные вены, которые вливаются в пещеристый синус.

Иннервацию глазного яблока (помимо зрительного нерва) осуществляют ветви, принадлежащие к системе тройничного нерва, и ветви связанного с ним ресничного узла. Иннервация гладких мышц глазного яблока и наружных мышц, построенных из поперечнополосатой мышечной ткани, уже была рассмотрена.

Ход зрительной информации. Световые лучи, пройдя через прозрачные, светопреломляющие среды глазного яблока, попадают на сетчатку, где воспринимаются ее палочками и колбочками. Зрительная информация идет к биполярным клеткам, передающим импульсы ганглиозным клеткам сетчатки, которые являются более крупными и имеют хорошо выраженное тигроидное вещество в цитоплазме. Нейриты этих клеток образуют пучки волокон, из которых складывается зрительный нерв - проводник зрительного анализатора. Из глазницы зрительный нерв через одноименный канал проходит внутрь черепа, где на основании мозга, в области турецкого седла, образует неполный перекрест, продолжаясь в зрительный тракт. Волокна зрительного тракта идут к зрительному бугру, где расположен третий нейрон пути, а затем в центральную часть анализатора - в зрительный центр коры большого мозга, находящийся в затылочной доле по краям шпорной бороды. Часть волокон проходят к латеральным коленчатым телам и верхним холмикам четверохолмия. Благодаря связи последних с черепными нервами и с автономной нервной системой возможна автоматическая регуляция величины зрачка, установка глаз на рассматриваемый предмет.

Загрузка...